Девочки — законодательницы мод
К вопросам внутришкольных неблагоприятных факторов, к потере здоровья детей в процессе обучения и воспитания наш коллектив обратился еще в 90-е годы: в школе заметно ухудшилась успеваемость. Обученность детей долгое время оставалась низкой, были годы, когда школу оставляло до 12 человек. Именно тогда мы пришли к необходимости детального изучения всех факторов, влияющих на результативность обучения. Исследуя и анализируя социальное положение семей учеников, социальное окружение школы (с одной стороны — школа находится в историческом центре города, с другой — вокруг школы находятся заведения, торгующие вино-водочной продукцией), мы начали разрабатывать тему “Формирование познавательной активности школьников на основе изучения личности учащихся и классных коллективов”. Работая в этом направлении, мы пришли к выводу, что необоснованная интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, использование методик, несоответствующих возрастным возможностям школьников, не в полной мере обеспеченные гигиенические и психологические условия обучения, оказывают негативное воздействие на здоровье детей, и, следовательно, снижают их работоспособность.
Перед коллективом встала задача создать школьникам условия обучения, воспитания и развития, исключающие вышеназванные факторы и способствующие здоровьесбережению. При этом, говоря о здоровом человеке в полном смысле этого слова, мы говорим о здоровье как состоянии физического, духовного и социального благополучия, а не только как об отсутствии болезней или физических дефектов. Поэтому заботу о здоровье ребенка мы понимаем не просто как комплекс социально-гигиенических норм, правил и требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Мы работаем над выполнением требований СанПиНа, что, естественно, в условиях двухсменной работы затруднено. Но коллектив пришел к выводу, что не реализовано направление работы, не требующее каких-либо дополнительных материальных затрат, но существенно влияющее на сохранение здоровья обучающихся — психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса.
За четыре года работы над этой темой нами был накоплен некоторый опыт. Мы вплотную подошли к проблеме дифференцированного обучения, видя ее решение в создании условий для занятий детей с разными способностями. Для детей с задержкой психического развития были открыты классы компенсирующего обучения, профильные классы с углубленным изучением предметов. И в последствии, работая над методическими темами “Урок в условиях развивающего обучения”, “Гуманизация, гуманитаризация учебно-воспитательного процесса”, коллектив пришел к выводу о необходимости построения всей работы на основе парадигмы личностно-ориентированного обучения с использованием здоровьесберегающих технологий и методик. С тех пор здоровьесбережение — одна из приоритетных задач нашей школы.
Стремясь перестроить систему в этом направлении, мы руководствуемся следующими принципами здоровой школы, как мы ее понимаем. Во-первых, на наш взгляд, здоровая школа — та, в которой ребенку находиться приятно и комфортно. Кроме того, это школа, в которой созданы условия для развития межличностных отношений, где каждый участник педагогического процесса осознает, что сохранение здоровья — важный элемент общечеловеческой культуры; где ребенок имеет возможность реализовать свои способности.
Сегодня школа работает над реализацией целевой программы по охране и укреплению здоровья учащихся и педагогов. Создан координационный совет, направляющий работу коллектива по шести модулям программы “Здоровье”:
— Модуль 1: исследование влияния педагогических технологий на проблему сохранения и укрепления здоровья школьников.
— Модуль 2: формирование в школе здоровьесберегающего пространства с применением здоровьесберегающих педагогических технологий, воспитание потребности в здоровом образе жизни, обучение способам сохранения здоровья.
— Модуль 3: физкультурно-оздоровительная работа на уроке и во внеурочное время.
— Модуль 4: организация медико-профилактической работы.
— Модуль 5: медико-педагогическое просвещение всех участников образовательного процесса.
— Модуль 6: технология оказания педагогической поддержки.
Наиболее активно работа по детскому здоровьесбережению идет в начальной школе, т.к. именно в младшем возрасте закладывается фундамент здоровья человека и его отношение к здоровому образу жизни. Стало нормой, что учитель начальной школы является не просто учителем, а учителем-исследователем, учителем-диагностом, способным моделировать учебно-воспитательный процесс еще до его начала в интересах личности учащегося, успешности его образования.
Автор курса “Твое здоровье” для учащихся младших классов Н.В. Заболотских взяла на вооружение старую истину: знания, полученные без радости, усваиваются плохо. С первых дней пребывания ребят в школе она стремится сделать все возможное, чтобы ребенок и его родители чувствовали себя комфортно. Еще в период комплектования класса изучает детей с помощью тестов, привлекая к этому родителей, что существенно повышает воспитательную активность семьи, способствует формированию единых требований к ребенку, росту педагогической культуры родителей. Родители с большим интересом участвуют в обработке полученной информации и сами делают выводы об уровне развития вербального мышления, двигательных навыков и зрительно-двигательной координации, развития опосредованного запоминания, общего психического развития, подготовки руки к овладению письмом.
В последствии на основе проведенной диагностики идет целенаправленная работа учителя и родителей по образованию ребенка, предотвращению стрессовых ситуаций, подрывающих здоровье.
Большое внимание учитель уделяет мотивации учащихся на здоровый образ жизни, организуя совместные мероприятия с детьми и родителями. Вошли в традицию “Веселые старты”, проводимые в 1—3 классах дифференцированно для разных категорий детей в зависимости от физкультурной группы. “Веселые старты” завершаются в 4-м классе Малыми олимпийскими играми с зажжением олимпийского огня, поднятием флага, вручением медалей победителям.
Уже на начальном этапе обучения серьезное внимание уделяется “школьным болезням”: нарушению зрения, осанки, анемии и неврастении. Учителя проводят большую работу по профилактике, своевременной диагностике и организации лечения возможных нарушений. Результатом этой работы стало педагогическое исследование учителя начальных классов Рыловой С.А. с целью практического определения наиболее эффективных форм профилактики нарушений осанки у учащихся первых классов. В процессе обучения (на уроках и после) используются разнообразные профилактические приемы и тренажеры — массажеры, эспандеры, мячи и корректоры осанки. В результате исследования был определен оптимальный режим проведения уроков, выбраны наиболее эффективные упражнения для физкультминуток, организовано проведение регулярных занятий по профилактике нарушений осанки в кабинете лечебной физкультуры. По просьбе С.А. Рыловой были изготовлены конторки. Дети получили возможность учиться стоя, другие обучались в корректорах осанки, подобранных по размеру. Эксперимент проводился в течение года. По результатам осмотра врачом-педиатром нарушений осанки к концу учебного года зафиксировано не было. Выступление Рыловой С.А. было заслушано на педсовете, и ее опыт работы был рекомендован для распространения среди учителей школы и города.
Другая проблема, беспокоящая учителей нашей школы — это нарушение зрения. Определением наиболее эффективных методов профилактики нарушения зрения в процессе обучения занимается Смирнова Р.Г. Целью ее исследования стало определение результативности различных методов профилактики близорукости, в частности, целесообразность использования очков “Ода” для коррекции зрения. В ходе исследования экспериментальным путем были выявлены наиболее эффективные методики профилактики близорукости и конкретные рекомендации по использованию очков “Ода”.
Учителем Майоровой Л.В. был организован четырехлетний учебный процесс, предусматривающий систему оздоровительной работы на основе принципов здоровьесберегающей педагогики.
— 1 класс. В течение учебного года четыре раза в неделю для всех учащихся проводятся занятия лечебной физкультурой под руководством учителя по рекомендациям специалистов ЛФК.
— 2 класс. В течение учебного года два раза в неделю проводятся занятия лечебной физкультурой под руководством инструктора, в выходные и праздничные дни — загородные прогулки.
— 3 класс. В течение одного месяца проводится лечение нарушений опорно-двигательного аппарата, коррекция зрения, профилактическое лечение дыхательной и сердечно-сосудистой систем на базе Центра восстановительного лечения, загородные прогулки в выходные и праздничные дни, профилактика простудных заболеваний с использованием чеснока, лука и фиточая.
— 4 класс. В течение одного месяца проводятся оздоровительные мероприятия, совмещенные с обучением в детском санатории “Айболит”, систематические загородные прогулки, экскурсионные поездки, профилактика ОРЗ с использованием, чеснока, лука, фиточая, прием йодомарина, применение витаминов и оксолиновой мази.
В результаты этой работы уменьшается количество детей, пропускающих уроки по болезни. Так, если в первом классе было пропущено более 200 уроков, то во втором — менее 180, в третьем — около 120, в четвертом — только 75 уроков за весь учебный год.
Изучение состояния здоровья учащихся показывает, что, несмотря на все усилия учителей, количество ослабленных детей велико. У часто болеющих, страдающих хроническими заболеваниями, в восьми случаях из ста наблюдается отставание в психомоторном развитии. Анализ социального и материального положения наших семей показывает, что ежегодное оздоровление в санаториях может получить лишь небольшой процент учеников от общего количества нуждающихся. С целью оказания помощи, направленной на улучшение состояния здоровья всех детей начальной школы, нами установлено сотрудничество с городским детским санаторием “Айболит”, где дети без отрыва от процесса обучения получают оздоровительное лечение. Опыт показывает, что такая модель обучения эффективна: наблюдения выявляют отсутствие заболеваемости детей в пик эпидемии гриппа, повышение стрессоустойчивости.
Сохранению и укреплению здоровья обучающихся способствует введение в школе третьего часа физической культуры за счет регионального компонента Базисного учебного плана.
Большое внимание уделяется у нас и экологическому образованию. Учителя начальных классов организуют и проводят “Экологические тропы” — специально оборудованные на местности экскурсионные маршруты. Дети учатся заботиться о той экологической среде, в которой живут. Мы имеем опыт создания группы, которая проводила экологический мониторинг школ города с целью выявления благоприятных и неблагоприятных зон для организма человека в помещении школы путем замеров гамма-излучения и сравнения с естественным радиационным фоном. В результате были выявлены опасные зоны в помещении школы, найдены причины их появления и намечены пути устранения вредных влияний.
Формирование положительных эмоций осуществляется в процессе эстетического воспитания через работу на уроках ИЗО, музыки, кружков народного творчества. Впервые пережитая радость творчества нередко становится своего рода пусковым механизмом в процессе оздоровления всей психики человека. Такая задача решается на занятиях кружка “Народная игрушка”, руководитель которого Л.Н. Попова занятия декоративно-прикладным творчеством превратила в радостную и увлекательную школу эстетического и художественного развития детей. Л.Н. Попова учит своих воспитанников неравнодушно смотреть на окружающий мир. Все, что вызывает эмоциональную реакцию — удивление, восторг и даже грусть — становится темой рисунка, композиции, панно. Выполняются работы из различного природного материала: соломки, глины, сухих цветов. К слову сказать, среди ее воспитанниц — дипломанты Всесоюзных и Всероссийских выставок детского творчества. С не меньшим увлечением дети занимаются в кружке резьбы по дереву (руководитель И.М. Касимов). В школьном салоне молодежной моды под руководством Л.В. Поздеевой и А.А. Страшковой наши девочки конструируют, шьют коллекции одежды, которые всегда “на ура” воспринимаются школьной публикой и, как правило, отмечаются дипломами на ежегодном городском фестивале молодежной моды.
Развитию художественно-творческих способностей детей, воспитанию чувств способствует и издание сборников стихов юных поэтов, учителей, выпускников школы. Дети трепетно относятся к выпуску каждого издания, приуроченного к очередному Дню творчества, принимают участие в их художественном оформлении.
Выражению чувств средствами изобразительного искусства мы придаем особое значение. Уроки изобразительного искусства, проводимые Л.В. Майоровой по методике Е.Т. Близниной, способствуют формированию положительных эмоций. Учителя отмечают, что учащиеся, которым поставлен диагноз “задержка психического развития”, испытывают особенную радость от занятий рисованием. Рисунки детей яркие, а это само по себе залечивает раны, нанесенные детским душам грубостью и жестокосердием окружающих. Приобщаясь к добру в творчестве, дети переносят эту доброту в реальную жизнь, пытаются улучшить ее доступными им способами. Эта методика всем в равной степени вне зависимости от способностей детей дарит энергию добра, заряжает положительными эмоциями. Выражению чувств средствами изобразительного искусства мы придаем серьезное внимание, не случайно увеличивается число желающих пополнить школьный вернисаж художественных работ.
Не остаются в стороне и родители — наши союзники и надежные помощники, участники школьных праздников и всех мероприятий. Для них и всех участников образовательного процесса организовано медико-педагогическое просвещение с привлечением специалистов лечебных учреждений, центров по оказанию социальной помощи “Семья”, “Психолог Плюс”, “Второй дом”. Большую профилактическую работу в школе проводит фельдшер С.Г. Подоляк. У нас прекрасный медицинский и прививочный, стационарный стоматологический кабинеты, имеются современные воздухоочистители в спортивном, актовом зале, пищеблоке, большим спросом пользуется водоочиститель.
Администрация города поддерживает нашу работу в направлении здоровьесбережения. Как самой многочисленной школе города, в которой занятия ведутся в две смены и где трудно обеспечить все условия для нормального функционирования и достижения результатов, нам в первую очередь были выделены средства для оборудования стационарного стоматологического кабинета (2003 г.), оборудования медицинского и прививочного кабинетов (2005 г.), по городской целевой программе “Здоровье детей и подростков” были выделены средства для приобретения оборудования для медицинского кабинета и оздоровления детей (2004 г.).
Школа получает консультативную помощь от системы здравоохранения, медицинское сопровождение. С целью профилактики и оздоровления детей мы сотрудничаем с Центром восстановительного лечения, лечебно-физкультурным диспансером, детским санаторием “Айболит”.
В качестве здоровьесберегающих технологий наши учителя используют коллективные способы обучения, технологии индивидуального обучения Макарова, модульное обучение, метод погружения. Кроме основной формы получения образования, мы используем домашнее и семейное обучение и форму экстерната, индивидуальное обучение больных и учащихся на дому.
Опыт В.Ф. Базарного привлекает внимание наших педагогов, коллектив ознакомлен с этим опытом, был организован просмотр фильма, посвященный его педагогическим технологиям. Мы имеем свой опыт организации уроков с использованием конторок, офтальмотренажеров, обучения в движении. Начали эксперимент по раздельному обучению девочек в 10 классе и мальчиков в 1-м классе.
Лыскова Н.Г., директор средней школы № 2, г. Глазов, Удмуртская республика.
Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского Форума с международным участием. Часть III. — М.: ИД “Ключ-С”, 2005, — 232 с.