Боткин предупреждал…
С 1994 года, то есть со дня основания нашей гимназии, приоритетной задачей своей деятельности педколлектив считает создание благоприятных социально-психологических условий для успешного обучения, развития, сохранения физического и психоэмоционального здоровья обучающихся.
У нас разработана и реализуется целевая программа “Здоровьесберегающие основы организации учебно-воспитательного процесса в МОУ “Гимназия № 2” на 2002—2006 гг.”. В основе программы лежит современная трехкомпонентная модель здоровья, где его физические, нравственно-психологические и социальные аспекты являются неразрывными, гармонически едиными и дополняющими друг друга. Цель программы — создание такой модели школы, которая бы объединила процессы обучения, воспитания, развития и оздоровления детей в единый образовательный процесс и включила бы всех его участников (детей, учителей, родителей, психологов, медицинских работников, логопедов, дефектологов, социальные службы, работников дополнительного образования) в одно образовательное пространство.
К решению столь сложной задачи коллектив гимназии побудили результаты ежегодно проводимого мониторинга здоровья учеников, его сравнительный многолетний анализ и выявленные негативные тенденции:
— неуклонное снижение числа здоровых детей, поступающих в первый класс (так, 50% детей шести лет, пришедших в гимназию в 2004 году, имели документально подтвержденные функциональные и хронические заболевания);
— общее снижение абсолютно здоровых учеников (около 10% от общего числа обучающихся);
— отсутствие функциональных и хронических заболеваний отмечается только у 8—10% выпускников;
— более высокая заболеваемость в гимназических классах и классах с углубленным изучением предметов, а также у учащихся критических групп (5-е, 9-е, 11-е классы). У этих же категорий учеников отмечается и более высокий уровень тревожности и более низкая стрессоустойчивость;
— лидерство тех болезней, которые еще в конце XIX века выдающиеся отечественные физиологи Боткин и Эрисман определили как школьную патологию.
На первом месте отмечается снижение остроты зрения от 17% в 2001 году до 15% в 2005 году (и хотя в гимназии наблюдается медленное, но неуклонное снижение этого показателя, он все еще недопустимо высок, примерно у каждого 7-го ученика отмечаются проблемы со зрением); на втором месте — заболевания опорно-двигательного аппарата, соответственно нарушение осанки 12,6% в 2001 году и 6,9% — в 2005 году, сколиоз 5,1% в 2001 году, 4,6% — в 2005 году, плоскостопие 4,4% в 2001 году и 1% — в 2005 году. Здесь также наблюдается тенденция к снижению, но если учесть, что у каждого 9-го ученика гимназии есть заболевание системы, определяющей в будущем здоровье всего организма, то все же эти цифры следует считать высокими.
Высокими являются показатели заболеваний центральной нервной системы и вегетососудистой дистонией (примерно 5% от общего показателя заболеваемости в 2005 году).
Помимо мониторинговых исследований психологической службы гимназии в 2002 и 2004 учебном году были проведены социологические микроисследования, инициированные администрацией гимназии, “Организация учебно-воспитательного процесса и здоровье учащихся”, целью которых было изучение уровня удовлетворенности организацией учебно-воспитательного процесса, степени перегруженности учащихся. Основное внимание уделялось следующим вопросам: режим работы гимназии, степень удовлетворенности расписанием занятий, степень дозирования материала с учетом профильности обучения, наличие перегрузок по домашним заданиям, организация рабочего дня учащегося. В исследовании принимали участие ученики 5—11-х классов и их родители.
Результаты всего исследования достойны отдельной монографии, но некоторые выводы следует привести:
— на вопрос, нравится ли тебе учиться в нашей гимназии, положительный ответ дали 70% учащихся;
— 48% родителей отметили нехватку времени у детей для отдыха;
— 56% родителей указали на частичное соответствие расписания учебных занятий уровню физического здоровья ребенка;
— усталость после дня занятий отметили 59% детей и 60% родителей, а в конце недели — 67% детей и 71% родителей;
— было выявлено превышение временных затрат на выполнение домашнего задания у 64% учащихся 5-х классов, 56% — 7-х классов, 28% — 8-х классов, 39% — 9-х классов, 57% — 10-х классов. Был зафиксирован
факт наличия значительных перегрузок у учащихся 8-х, 9-х и 10-х классов;
— 27% детей и 34% родителей указали, что в качестве домашнего задания имеют место трудоемкие, но малоэффективные виды работ;
— 82% детей испытывали эмоциональные перегрузки.
Результаты микроисследований позволили также ранжировать гимназические факторы риска, негативно сказывающиеся на росте, развитии и здоровье детей. К их числу мы отнесли: интенсификацию учебного процесса; несоответствие методик и технологий обучения возрастным возможностям гимназистов; стрессовые педагогические тактики; недостаточную грамотность родителей и педагогов в вопросах сохранения и укрепления здоровья; разрушение служб школьного врачебного контроля и отсутствие интереса и реальной помощи со стороны органов здравоохранения, которые свели всю работу со школой к проведению профилактических прививок.
Результаты исследований определили основные направления реализации программы по здоровьесбережению обучающихся. Ими стали диагностическая, коррекционно-профилактическая, научно-информационная и методико-просветительская работа, а также создание здоровьесберегающего образовательного пространства, организация питания, создание условий для физической активности детей и, наконец, внедрение здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих педагогических технологий и программ, к которым прежде всего стоит отнести технологии личностно-ориентированного обучения, разноуровневый и дифференцированный подход, интерактивные формы и методы преподавания, модульное и коммуникативное обучение.
Вопросы, связанные с формированием здравотворческой культуры обучающихся и мотивацией их к здоровому образу жизни, включены в курс уроков здоровья “Познай себя”, интегрированный в факультативный курс ОБЖ в начальной школе, программу “Все цвета, кроме черного”, приобщающую детей к здоровому образу жизни, формирующую ценностные ориентиры, умение сопротивляться негативному влиянию. (Программа разработана Институтом возрастной физиологии Российской академии образования и утверждена Министерством образования РФ). Вопросы формирования и охраны духовно-нравственного здоровья реализует программа начальной школы “Истоки”, а также учебный курс “Медицина чрезвычайных ситуаций” и “Основы здорового образа жизни”, в 9-м классе, уроки психологии в 10—11-х классах, уроки экологии, программа для 1-х классов “Разговор о правильном питании”. Отдельно следует отметить экспериментальный класс в начальной школе, работающий с использованием элементов системы В.Ф. Базарного.
Вся начальная школа в своей работе использует уникальную методику Деннисона, известную школьным психологам как гимнастика ума. Это обязательный комплекс простых, нравящихся детям упражнений, которые расширяют возможности мозга, балансировке обоих полушарий, снижают напряжение с шейного и плечевого отделов позвоночника, снимают усталость и напряжение.
Работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся была бы трудноосуществима без поддержки управления образования администрации Балашихинского района, причем эта помощь действенная и конкретная. Для реализации программы гимназии были выделены дополнительные ставки заместителя директора по инновации, дополнительная ставка медицинской сестры, 0,5 ставки инструктора ЛФК, дополнительная ставка психолога. Управление образования осуществило обучение специалистов гимназии в Институте возрастной физиологии и Центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области аддиктивного поведения у детей, молодежи Министерства образования и науки РФ. На бюджетные средства были закуплены учебные комплекты по программам “Разговор о правильном питании” и “Все цвета, кроме черного”. Депутатами Совета депутатов Балашихинского района были закуплены новые комплекты мебели в соответствии с ростомерными требованиями и комплект конторок для класса, работающего по системе Базарного В.Ф.
На базе гимназии 25 августа 2004 года был проведен районный “круглый стол” по теме “Отработка модели образовательного учреждения, обеспечивающего сохранения здоровья детей”. На высокую степень востребованности указывает и постоянная трансляция опыта здоровьесберегающей деятельности гимназии как в районе, так и за его пределами. Так, в феврале 2004 года директор гимназии Бондаренко Л.К. приняла участие в работе Всероссийской научно-практической конференции “Образовательное пространство гимназии” где ее доклад “Роль и место психолого-медико-социального сопровождения в образовательном пространстве гимназии” вошел в сборник избранных статей. Гимназия приняла участие во Всероссийском форуме в Сокольниках “Образование XXI века” в разделе “Образование и здоровье”, где получила высокую оценку. Деятельность гимназии в направлении здоровьесбережения учащихся оценена благодарственным письмом Совета депутатов Балашихинского района и Комитета по вопросам правоохранительной деятельности и безопасности Московской областной Думы. Гимназия — дипломант Первой Национальной премии “Здоровое поколение XXI века”. Представители гимназии вошли в рабочую группу по разработке единого мониторинга здоровья учащихся Балашихинского района и разработке районной целевой программы “Образование и здоровье детей” на 2005-2007 гг.
Работая в традиционной триаде “ученик — учитель — родитель”, гимназия не смогла бы реализовать свою здоровьесберегающую программу без активного участия учащихся и их родителей.
Необходимо отметить реализуемый в гимназии проект “Радуга добрых дел” (в рамках развития ОАШ), где одним из направлений и является творческая, активная деятельность учеников по сохранению здоровья. Отметим успешный опыт гимназистов — студийцев театра “ТЮЗ на Садовой”, которые выступили во многих школах района со спектаклем “Шаг в никуда”, посвященным проблеме молодежной наркомании. Участники гимназической студии “Экологический бумеранг” осуществили ряд исследовательских проектов: “Влияние погодных условий на увеличение числа заболеваний учащихся МОУ “Гимназия № 2”, “Оценка эколого-гигиенического состояния учебных кабинетов гимназии № 2”. Обе работы заняли первое место на городской экологической конференции, а проект “Мониторинг озера пос. Заря” вышел в финал заочного этапа Всероссийского конкурса “Научный потенциал XX1 века”. Вот уж воистину пример того, как ребята собственными руками, под руководством педагога творят свое здоровье. Ученики из школьного самоуправления и клуба “Социум XXI век” ежегодно проводят акции “Нет наркотикам”, “Помоги другу”, “Я выбираю здоровье” и социологические мини-опросы учащихся 8—10-х классов.
И наконец, выявленные факторы школьного риска диктуют тактику и стратегию работы с родителями, ведь здоровье детей — цель, где, безусловно, сходятся интересы семьи и школы. Наряду с такими традиционными формами сотрудничества с родителями, как общегимназический родительский комитет, классные родительские собрания, совместные с родителями внеклассные мероприятия, в гимназии с 2002 года функционирует лекторий для родителей по вопросам возрастной психологии, физиологии, гигиены, медицины, культуры семьи. Занятия проводятся один раз в четверть по параллелям.
Планирование лектория осуществляется с учетом интересов и запросов родителей учеников. Особый интерес вызвали занятия по темам: “Поможем детям справиться со школьным стрессом”, “Особенности внутрисемейных отношений и моделей воспитания и проблемы детского наркотизма”, “Трансляции агрессивных моделей поведения СМИ”, “Анатомо-физиологические и психоэмоциональные особенности детей и подростков различных возрастных групп”, “Особенности физиологии и гигиены младших подростков”, “Я хороший!” — рекомендации для родителей учеников начальной школы по формированию адекватной самооценки у детей и многие другие.
В индивидуальной коррекционной работе с родителями психологи гимназии применяют уникальную методику “Терапия материнской любовью”, предложенную профессором Б.З. Дропкиным.
Опыт организации лекториев для родителей транслировался в районе и рекомендован к распространению. Лектории неизменно получают высокую оценку родителей.
На каждом этапе деятельности работа проводится по схеме “мониторинг — методика — мониторинг”, которая позволяет оперативно отслеживать динамику и эффективность индивидуальной работы в триаде “учитель — ученик — родитель”.
Работа по сохранению здоровья детей в школе не должна проводиться в виде разовой кампании, хороший результат будет получен только при условии ее систематичности и комплексности, согласованности действий всех участников образовательного процесса под девизом: “Образование – через здоровье, здоровье – через образование”.
Бондаренко Л.К., директор гимназии № 2, пос. Заря, Балашихинский район, Московская область.