Классные семейные клубы — полезный отдых, интересное общение
Четырехэтажное здание с пристроенным бассейном и стоящей рядом теплицей — это наш “школьный дом”. Он был построен в 1988 году. В 1996 году школа была переименована в гимназию, продолжая оставаться самой большой в городе.
Мы расположены в центре, в наиболее благополучной части города. В микрорайоне гимназии нет ни одного общежития, близко не проходит ни одна оживленная автотрасса.
В 2001 году гимназия прошла аккредитацию, а в 2003 году лицензирование. Сегодня у нас 782 ученика (за последний год количество детей сократилось на 20 человек).
В гимназии достаточное количество учебных кабинетов, поэтому занятия проходят в одну смену. Уроки начинаются в 8.00, заканчиваются в 13.35. Продолжительность уроков — 45 минут. Рабочая неделя — шестидневная.
Во второй половине дня проходят занятия групп продленного дня, спецкурсы и факультативы, кружки и секции, различные воспитательные мероприятия. Для этого, помимо достаточного количества спортивных объектов, мы используем актовый зал, библиотеку, школьный музей, две мастерские, два компьютерных класса и т.п
Более 30% наших учащихся посещают детскую художественную и музыкальную школы, различные кружки и спортивные секции в ЦДЮТ, ДЭЦ и спортшколах.
В вечернее время часть наших учеников посещают организованную при гимназии Международным институтом менеджмента ЛИНК английскую школу, а часть — правовой колледж, который является структурным подразделением КГУ.
Однако, занимаясь воспитанием и обучением детей, мы никогда не забывали об их здоровье.
Материальная база школы изначально давала возможность педагогическому коллективу заняться физкультурно-оздоровительной работой. Около школы располагается футбольное поле, есть волейбольная и баскетбольная площадки с жестким покрытием, а также гимнастический городок. В здании гимназии — большой и малый спортивные залы, бассейн, тир.
Педколлектив с первых дней существования школы занимался и занимается расширением и укреплением материальной базы, позволяющей качественно проводить оздоровительную работу. В течение ряда лет мы сотрудничали с В.Ф. Базарным. Это по его рекомендации в учебных кабинетах были установлены офтальмотренажеры для профилактики близорукости у детей (1988 год).
В нескольких начальных классах дети стали заниматься за конторками, что также помогало решить ряд проблем, например, избежать искривления осанки (1989 год).
Вскоре в бассейне была построена сауна, а в тире — тренажерный зал. После того как был создан массажный кабинет, кабинет психологической разгрузки, кабинет для профилактики плоскостопия (“Пляж”) и фитобар, нам были выделены штаты для организации Центра содействия укреплению здоровья (ЦСУЗ).
Сегодня в этом центре работают: руководитель, врач-педиатр, два психолога, три медсестры, массажист, инструктор по плаванию. В тесном контакте с ними — четыре учителя физкультуры, педагоги дополнительного образования.
Благоприятные внутришкольные факторы оказывают свое положительное влияние на здоровье детей в сочетании с внешними воздействиями. Надо отметить, что экологическая обстановка в нашем городе довольно благоприятна. Вокруг — сплошная тайга, да и в самом населенном пункте много скверов, парков. У нас нет ни одной котельной, работающей на угле (электробойлерные). Мы дышим чистым воздухом, пьем чистую воду, ежедневно любуемся окружающими нас красотами. По данным Юнеско, г. Дивногорск является самым экологически чистым городом России.
В первые годы работы в школе педколлектив вопросами оздоровления учащихся занимался бессистемно. Не хватало кадров, опыта работы в этом направлении, не складывались партнерские отношения с городской больницей. После появления в гимназии оздоровительного Центра, эта работа пошла более целенаправленно. Была составлена программа по оздоровлению детей, служившая руководством к действию в течение трех лет (1988—2001 гг.).
В 2001 году мы проанализировали всю проделанную работу, учли ошибки и составили следующую многолетнюю программу. Последние три года отличаются от предыдущих тем, что было налажено тесное взаимодействие с городской больницей. Был заключен взаимовыгодный договор о сотрудничестве. Мы совместно провели эксперимент по внедрению в гимназии программы “Здоровая семья”.
Совместно с ДЦГБ нами был исследован вопрос влияния деятельности классных семейных клубов на здоровье детей. Для обследования было взято несколько классов, где активно работают классные семейные клубы, а также параллельные классы без таких клубов.
В приведенной ниже таблице, где класс “А” имеет клуб, а также “Б” не имеет, видна разница и положительная динамика по классу “А”.
Нозологии | 3 “А” класс 2002 год | 5 “А” класс 2004 год | 3 “Б” класс 2002 год | 5 “Б” класс 2004 год |
Лор | 34,60% | 31% | 31% | 32% |
ЖКТ | 15,30% | 13,70% | 6,80% | 6,80% |
ССС | 6,80% | 6% | 5,30% | 5,40% |
ЦНС | 20,60% | 19% | 12,50% | 12,80% |
Опор.-двиг. | 11,50% | 7,30% | 10,30% | 14,20% |
Постепенно мы пришли к убеждению, что в вопросах воспитания и сохранения здоровья в условиях современной школы трудно отыскать более удачную форму работы чем классные семейные клубы.
Занятия в клубах проходят один-два раза в неделю, как правило, на базе гимназии. Родители вместе с детьми занимаются в спортзале либо в актовом зале, где им выделяется время. Там они организуют различные игры, конкурсы, соревнования. Затем следует посещение бассейна с сауной, а уже после всего — чаепитие.
За пределами гимназии классные клубы посещают театр или цирк, ходят в походы, зимой катаются на катке.
В работе с семейными клубами нам оказывают методическую помощь краевой центр семьи, с которым мы тесно сотрудничаем.
В настоящее время у нас реально работает более десяти семейных клубов.
В 2004 году нами, совместно с городской больницей, а также при поддержке кафедры валеологии, ККИПК РО была разработана очередная трехлетняя программа “Здоровье”, которая стала руководством к действию.
Занимаясь много лет вопросами здоровья школьников, мы пришли к выводу, что решающим фактором сохранения здоровья ребенка является морально-психологическая обстановка в классе. У доброго, открытого учителя при прочих равных условиях дети болеют реже.
Значительно реже болеют дети, увлеченные каким-либо интересным делом. Это может быть исследовательская работа по любому предмету, увлечение музыкой, изобразительным искусством. Обратив внимание на этот феномен, мы стали значительно больше привлекать детей к участию в различных делах, требующих творческого подхода. В минувшем году в олимпиадах, научных конференциях, фестивалях науки и искусств (уровень от школьного до Всероссийского) приняли участие более 50% учащихся гимназии. При этом, конечно же, очень важна мотивация. Детей, отличившихся в подобных делах, мы всячески поддерживаем и поднимаем. Появляется здоровая конкуренция, желание добиться высоких результатов, а затем и результаты.
В минувшем году мы завоевали первых мест на краевых предметных олимпиадах больше других школ. Наши воспитанники заняли I место по биологии на фестивале науки и искусств в Москве (Кулагина С.), II место по химии на VIII Всероссийской научной конференции в г. Ярославле (Галынская И. и Сушкина И.) и там же I место по культурологии (Протченко О.).
Мы видим, что, уделяя больше внимания здоровью детей, мы получаем более высокие результаты в учебной деятельности.
При выборе учебно-методических комплексов, а также педагогических технологий мы стараемся максимально ориентироваться на здоровьесберегающие. Так, в начальной школе мы берем за основу классификацию В.И. Ковалько, данную в книге “Здоровьесберегающие технологии в начальной школе”.
Работа по оздоровлению детей продолжается на занятиях в группах продленного дня. В ГПД практикуется активный отдых на открытом воздухе, занятия, формирующие у детей понятия и правила здорового образа жизни, беседы о правильном питании.
В средней и старшей гимназии нам помогает учебно-методический комплект “Здоровье” — автор В.Н. Касаткин. Реализуется технология проектной деятельности. Многие учителя освоили способ диалектического обучения (Гончарук А.И., Зорина В.Л.). Внедряются методы “ТРИЗ”.
Полезным мы считаем и переход на новый режим работы гимназии. Учебный год у нас делится на 6 учебных циклов по 5 — 6 недель каждый, с недельными каникулами между ними. В таком режиме занятий дети меньше устают и что особенно важно, у них отсутствует синдром третьей четверти.
Работники ЦСУЗ совместно с горбольницей регулярно проводят мониторинг состояния здоровья детей, выявляя влияния тех или иных факторов, в том числе и педагогических технологий. При этом нами замечено, что по ряду хронических заболеваний за последние десять лет нет улучшения показателей не потому, что не ведется здоровьесберегающая работа. Просто за последние годы выросло качество медицинского обследования, появились новые методы медицинской диагностики. Что же касается ОРЗ, то за последние годы мы добились заметных положительных изменений. Следующая таблица дает об этом представление:
2002 год | 2003 год | 2004 год |
427 заболевших на 1000 человек | 385 заболевших на 1000 человек | 299 заболевших на 1000 человек |
В 2003-м и в 2004 годах в гимназии во время эпидемии гриппа не возникла необходимость объявлять карантин. В других школах города карантин объявлялся.
Что же касается Базисного учебного плана, то помехой, на наш взгляд, в вопросах сохранения здоровья детей в школе он не является. Он дает достаточно простора учителю для работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Но это относится к тем педагогам, которые осознали необходимость оздоровительной работы. Изменения же в структуре Базисного учебного плана, если это произойдет, должны подтолкнуть каждого учителя к такой работе, должны стать неотъемлемой частью работы школы.
Соседние образовательные учреждения, как правило, занимают нейтральную позицию по отношению к проводимой у нас работе. Изредка они что-то перенимают, обычно то, что не требует материальных затрат.
Власти такую работу не замечают, порой они очень далеки от этого. Бывает, что у власти оказываются люди, живущие сегодняшним днем, не способные мыслить по-государственному. Для них не является чрезвычайной ситуация, когда в лучшем образовательном учреждении города дети в столовой кушают стоя из-за недостаточного количества табуретов. На офтальмотренажеры и прочие аромотерапии они смотрят как на явления из внеземных цивилизаций.
Дети, когда до них толково доводится та или иная информация по вопросам сохранения здоровья, относятся положительно ко всем проводимым мероприятиям. Родители же в этих делах становятся нашими первыми помощниками, порой даже опережая учителей. Однако это относится к родителям начальной школы, частично ко II ступени. В старших классах у родителей такой интерес утрачивается.
Горяинов А.И. директор гимнaзии № 10, г. Дивногорск, Красноярский край.
Материалы нашей конференции: