Здоровье — здесь и теперь
Учреждение, в котором находится ребёнок, должно быть источником здоровья. Поэтому суть концепции Боровской ноосферной школы в следующем: не ребенок должен приспосабливаться к школе, а, напротив, именно школа стремиться адаптироваться к любому ученику, принимая во внимание его склонности и способности, состояние его психического и физического здоровья.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила здоровье не только как биологическую, но и социальную категорию, то есть здоровье — это состояние телесного, душевного и социального благополучия. Таким образом, данное определение говорит об интегративном характере понятия и указывает на недопустимость его истолкования как сугубо медицинского.
Для образовательного учреждения это означает, что в практике необходимо учитывать наряду с медицинскими компонентами здоровья (понимаемыми как соматический и психический) такие аспекты, как психологический, социальный, валеологический, экологический и другие.
Нам близок валеологический подход (в отличие от нозологического), поэтому приоритетной задачей школы является развитие различных составляющих здоровья ребёнка. При этом понятие здоровья рассматривается как совокупность сообразностей природе, обществу и самому себе в состоянии “здесь и теперь” и в будущем (при изменении условий существования).
Факторами, обусловливающими формирование здоровья, являются окружающая среда, генотип человека (совокупность наследуемых особенностей индивидуума), внутренний мир человека (культура, Дух). Тогда образование выступает как процесс формирования здоровья на основе перечисленных факторов сообразности человека природе, обществу и самому себе. Здоровье становится критерием образования. Думаем, любой согласится, что для нездорового ребёнка или взрослого, чувствующего себя ущербным физически, психически или социально, знания, умения и навыки оказываются просто неэффективными.
Понимание такой позиции приходит к учителю, родителю, ребенку не сразу. Это длительный процесс. Необходима специальная работа. Педагогический коллектив нашей школы в данном направлении делает первые шаги…
Школа влияет на формирование здорового образа жизни, составляющими которого в первую очередь являются: питание, физическая культура, позитивное мышление.
Все три компонента находятся в фокусе внимания педагогического коллектива. Школа работает как школа полного дня, где ребенок пребывает с 8.00 до 17.00. Поэтому очень важно организовать комфортное жизненное пространство. Эту проблему мы решаем через институт классных воспитателей, которые помимо традиционной организации внеурочной работы осуществляют педагогическую поддержку каждого ребенка. Это играет определяющую роль в сохранении и укреплении как физического, так душевного и социального здоровья детей. В практике классных воспитателей имеет место постоянный мониторинг самочувствия детей, их настроения, удовлетворенности, тревожности и другое. Кроме этого, учителя в процессе ежедневных педагогических наблюдений и рефлексии имеют возможность выявлять те трудности, которые испытывают дети по непосредственной вине взрослых. Ряд трудностей может быть сигналом определенной составляющей здоровья. Классный воспитатель, имея специальную подготовку, инициирует специальное наблюдение за состоянием ребенка, соотносит его с информацией родителей, учителей.
Специальная работа с выявленной проблемой ребёнка (родителей, учителей) является той базой, на которой выстраивается адресное развивающее личностно-ориентированное образование. Для учителя классный воспитатель выступает в качестве источника информации и инициатора адресной педагогической поддержки, которая, по сути, является комплексной образовательной технологией здоровьесбережения. Для родителей — как педагог-консультант по вопросам возрастных и индивидуальных особенностей школьников, иногда как инициатор организации взаимодействия родителей с другими специалистами, например, с логопедом, психологом, врачом. Для детей — как организатор здорового образа жизни и защитник интересов и прав каждого ребёнка.
В школе накоплен опыт проведения малых педсоветов и консилиумов, на которых проходит обсуждение реальных проблем конкретных детей. Проблемы учителей мы стараемся решать с помощью открытых групповых дискуссий, консультаций и проектных семинаров.
Заметим, что забота о здоровье детей является приоритетной в работе каждого педагога нашей школе. Однако институт классных воспитателей гарантирует системность и комплексность подхода. Взять, к примеру, питание. По инициативе классных воспитателей изменен ассортимент продуктов, получаемых детьми на деньги, которые выделяются районной и областной администрацией. Вместо выдаваемой школьникам булочки наши дети получают фрукты и гематоген. Проведена специальная просвещенческая и разъяснительная работа с родителями и детьми по проблеме “перекусов” на переменах. Ежегодно при помощи воспитателей и администрации организуется вакцинация детей против гриппа, реально снижающая риск заболевания и осложнений.
Добавим сюда ежедневное обязательное движение. Это не только уроки физической культуры, но и уроки танца или ритмики. Во внеурочное время — секции акробатики и тенниса.
Такой подход позволяет уменьшить воздействие на детей и педагогов стрессовых факторов, связанных с процессом обучения. Увы, одним из недостатков традиционной системы обучения является направленность школы на информированность учеников, а не на развитие личности, тем более не на сохранение здоровья.
Ноосферное образование предполагает не просто передачу определенного знания от взрослого к ребенку, но их совместный личностный рост, совместное личностное развитие, сохранение потенциального, интеллектуального здоровья. Для достижения этой цели используются только биоадекватные (природосообразные) методы, сориентированные на подачу свернутой информации, на расширение восприятия, когда задействованы все органы чувств. В процесс включается творческое ассоциативное мышление, создаются естественные для человека условия для лучшего усвоения материала.
Биоадекватный метод состоит в использовании двух режимов работы: активности и учебной релаксации, и их чередование. Главная цель, которая при этом преследуется, — создать учебный мыслеобраз, как микроструктуру конкретного знания, заложить его в долговременную память человека. Создаются естественные для человека условия, при которых активно работают оба полушария мозга. Их взаимодействие приводит к тому, что тело, мозг, душа достигают гармонии. Ребенок ощущает комфорт, страхи исчезают, исчезает агрессия и т.д.
Очень важно, что данный метод основан на принципе потенциальной, интеллектуальной безопасности. Это безопасность от перегрузок, чужеродной и не нужной ученику информации, от давления педагогов и авторитетов, ориентация на высший потенциал человека.
В процессе биоадекватного (природосообразного) преподавания агрессивные реакции учащегося трансформируются в позитивные эмоциональные состояния. Биоадекватная технология позволяет во много раз сократить физические и психические затраты как учителя, так и ученика, так как она наилучшим образом соответствует природе человеческого восприятия, базируется на природных каналах и процессах приема-передачи и освоения информации. Автором ее является Маслова Н.В., действительный член РАЕН, доктор психологических наук.
Отличительной особенностью учителя ноосферной школы является расположенность к детям, ориентация на культуру педагогического труда.
Применяя данную технологию на уроках русского языка, литературы, математики, изо, технологии, наши учителя видят, как меняется поведение детей, исчезает неуверенность, чувство страха. Во время процесса биоадекватного урока могут быть использованы музыка, движение, драматизация, различные природные запахи.
Организация учебного пространства тоже важна: эстетическое оформление кабинетов, чистота, постоянное проветривание, свободное от мебели место в классе с напольным покрытием для движения, игр, театрализации. Обязательное место для выставок, творческих работ, для композиции из глины, природного материала, зеленые уголки. Расположение мебели при необходимости меняется.
Накоплены и используются самые разнообразные материалы и изобразительные средства: фломастеры, гуашь, кисти, картон, фольга, ткань, пластилин, соленое тесто и другие природные материалы.
Наши учителя изо знают, что для снятия тревожности, связанной с рисованием, подходят техники журнального фотоколлажа, аппликаций и создание композиций, с успехом используется техника “монотипия”. А, например, смешивание и разбрызгивание красок, размазывание на поверхности пластилина используется для работы с детьми, пережившими травмы с целью восстановления их психической чувствительности.
Пластилин, глина, специальное тесто подходят для работы с негативными, эмоциональными состояниями, снижают агрессию ребенка по отношению к другим.
В работе с гиперактивными детьми используются материалы для тонкой ручной работы. Замкнутым, зажатым детям предлагаются материалы, требующие широких свободных движений: гуашь, большие кисти, валики, куски обоев, мелки для рисования на асфальте.
Важно подчеркнуть, что при организации работы на уроках учитывается потребность ребенка в автономности. Разрешается свободный выход из класса, если это никому не мешает и не вредит учебному процессу (выходим по одному и на очень короткое время).
Так специально организованное пространство позволяет создать необходимую атмосферу доброжелательности и безопасности, что, несомненно, влияет на сохранение физического и психического здоровья ребенка.
В рамках экспериментальной деятельности (школа — областная экспериментальная площадка по экологическому образованию) также осуществляется работа по здоровьесбережению. Существуют неоспоримые преимущества в работе тех педагогов, которые умеют сами использовать функции природы и учат этому детей. О каких функциях следует вести разговор?
1. Психофизиологическая функция природы — умение взаимодействовать с животными и растениями. Это нормализует работу нервной системы и психики, снимает стресс, понижает давление и т.д.
2. Психотерапевтическая функция — взаимодействие людей с животными, например, гармонизирует их межличностные отношения. В семье, где есть животное (особенно если ребенок находится в младшем школьном возрасте), снижается тревожность, конфликтность, изменяются межличностные отношения. 80% детей в таких семьях неагрессивны и испытывают потребность оказывать помощь другим людям.
3. Реабилитационная функция — контакты с растениями и животными — дополнительный канал взаимодействия человека с окружающим миром. Это способствует психологической и социальной адаптации (30% детей из благополучных семей называют свое любимое животное единственным существом, которое можно любить).
4. Познавательно-мотивационная функция — природа способствует интеллектуальному и нравственному развитию личности. Чтобы вырастить растение или животное, нам приходится искать информацию — происходит иррадиация интереса, открывается смысл слов “радость познания”. Это сказывается на повышении самооценки.
5. Функция удовлетворения потребности в компетенции, которая выражается формулой “я могу”. Ребенок комфортно чувствует себя только в ситуации, где он компетентен, а некомпетентных ситуаций он предпочитает избегать.
6. Функция самореализации — взаимодействие с природой удовлетворяет потребности человека в реализации внутреннего потенциала, потребности быть значимым для других.
7. Функция общения — общения равноценных партнеров. Ведь мы с вами и наши дети уверены, что наши питомцы нас понимают, могут помочь нам и помогают. Проведенный в Латвии эксперимент показал индекс психологической близости ребенка с природными объектами выше, чем со всеми значимыми другими, даже выше отца и матери.
По мнению психологов, у природы — огромный психолого-педагогический потенциал. Проблема в том, что без готовности человека “видеть”, без соответствующей внутренней активности, он так и останется невостребованным потенциалом, никогда не станет осуществленной возможностью.
Очевидно, что экологическое образование является здоровьесберегающим по своей сути. Если педагог сумеет организовать процесс “раскрытия” ребёнком описанных выше возможностей взаимодействия с миром природы, то он тем самым сориентирует школьника на здоровьесбережение и соответствующий образ жизни.
Третий год в начальной школе осваиваются элементы здоровьесберегающей технологии по методу доктора медицинских наук В.Ф. Базарного. Эти элементы включают:
— специальную ростомерную мебель и конторки для предотвращения закрепощения двигательной активности ребенка во время учебного процесса;
— дидактические кресты во время урока;
— специальную “зрительную гимнастику” с помощью особых концентрических кругов на потолке;
— приоритет определенных видов ручного труда для развития детей через раздражение рецепторов кончиков пальцев, связанных с определенными зонами коры головного мозга;
— хоровое фольклорное пение.
Использование методики было инициировано классным воспитателем Любовью Викторовной Тарановой. Она выступила не просто организатором, обеспечивающим приобретение родителями специального оборудования, но и консультантом учителей, которые постепенно стали осваивать новую технологию. Сегодня можно говорить о разработке некоторыми учителями “поддерживающей дидактики”, основанной на данной методике. К примеру, сменяющая виды деятельности трехминутная динамическая пауза на уроке сочетается с устным счётом. Урок фактически не прерывается. Эта находка принадлежит Майе Викторовне Товстухе.
В.Ф. Базарный не только вскрыл причины ухудшения здоровья школьников, но и создал совместно со своими учениками систему, позволяющую в процессе обучения детей сохранять и укреплять их здоровье. Прежде всего это учебные занятия, проходящие в режиме смены динамических поз. Для этого применяется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью — парты и конторки. Часть урока ребенок стоит за конторкой, а другую часть — за партой. Так достигается моторно-активационная рабочая поза школьников. По мнению Базарного, именно закрепощающее моторное и нейровегетативное повреждения приводят к незрелости правополушарной образной сферы, а значит, и к возникновению самых распространенных болезней цивилизации. Это болезни органов зрения, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, психики. Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе — 20—25 минут. А ведь дети повсеместно сидят 40—45 минут!
При этом ребёнку рекомендуется стоять за конторкой на ковриках-массажёрах. Плоская жесткая передняя поверхность конторки используется в качестве спинки для впереди сидящего ученика.
Другая особенность такого урока состоит в том, что он проводится в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий. Для этого применяются подвижные “сенсорные кресты”, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые по воле учителя могут оказаться в любой точке класса. Детям предлагается их найти и воспользоваться в своей самостоятельной работе. При этом происходит переключение зрения детей с ближнего расстояния на дальнее, что важно в гигиене зрения.
Специальные зрительные траектории, расположенные на потолке, позволяют смягчать негативное воздействие закрытых помещений и ограниченных пространств. Классный воспитатель во время самоподготовки, а учитель в процессе урока предлагают школьникам выполнить упражнения на зрительную координацию, а также на развитие внимания. Заметим, что у родителей такие упражнения вызвали явный интерес и желание применить их у себя дома.
Во-первых, глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям. Во-вторых, упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния. А занимают эти упражнения не более 1,5 — 2 минут.
К работе по данной системе воспитатель сразу привлек учителей, в первую очередь словесности, русского языка и технологии. Одним из наиболее активных сторонников стал учитель технологии, который сумел соединить в своих уроках ноосферные технологии и технологию “обучения в движении” именно на основе принципа природосообразности. Урокам рукотворчества мы отводим огромную роль, поскольку они позволяют формировать психомоторную систему “рука-глаз”.
Физиологи давно установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов, а значит, укрепляет здоровье. Выявлена закономерность: если развитие движения пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и вынуждают ребенка думать. Искусная работа руками еще более способствует совершенствованию мозга.
Обязательным и важнейшим элементом здоровьеразвивающей системы является хоровое народное пение, которое несет в себе не только художественно-эстетическое начало, но и является фундаментальным биогенетическим механизмом. Человек стал человеком не только благодаря труду, но и благодаря речи и коллективному пению. Русский народ пел всегда и величие его связано во многом с одухотворенной песней. Это залог коллективного, нравственного здоровья, которое формируется через коллективную чувствительность, сонастроенность, сопереживание.
…При подведении итогов учебной четверти классные воспитатели высказали тревогу о состоянии здоровья наших детей. Перегрузки при выполнении домашних заданий, психологический дискомфорт на некоторых уроках усугублялись отчужденностью многих детей в семье. Организованные два малых педсовета по обсуждению ситуации развития отдельных детей показали, что в педагогическом коллективе отсутствует единая педагогическая позиция в отношении здоровья школьников. Выявилась группа учителей-предметников, которые не всегда считали информацию о здоровье ребенка важной, а тем более необходимой. Более того, нашлись те, кто не признавал своей причастности, своего “вклада” в неблагополучие ребенка. Поэтому администрация приняла решение провести специальный педсовет по этой проблеме.
Управленческое решение о проведении большого педсовета было верным и своевременным. Подтверждением тому может служить выступление в самом начале одного педагога, который пытался убедить коллег в том, что не на всех уроках можно применять здоровьесберегающие технологии. Суть высказанной позиции такова: формирование здорового образа жизни, равно как и решение проблем здоровья, входит в обязанности учителя физкультуры, который “должен формировать физическую культуру”. В обязанности учителя биологии входит вооружение школьников теоретической основой здорового образа жизни. У остальных учителей таких обязанностей нет, поскольку содержание их предметов напрямую со здоровьем не связано. “Нужно выполнять программу, а не отвлекаться на разные упражнения…”
Как один из результатов следует назвать начавшийся процесс осмысления учителями своих функциональных обязанностей: тех, которые в должностных инструкциях, и тех, которые в повседневной практике. Очень важным, на наш взгляд, стало сближение позиций классного воспитателя и учителя в том, что нельзя смотреть на ребенка только как на “ученика”. Необходим целостный взгляд на него как на “человека”.
Приведем некоторые фрагменты проектных решений, разработанных в микрогруппах:
— создать клуб здоровья для педагогов (только у здорового педагога может быть здоровый ребенок);
— оказать необходимую помощь педагогу (один из учителей признался, что беспомощен в ситуации собственного раздражения и дети попадают в зависимость от его настроения);
— организовать постоянно действующий педагогический семинар по обмену опытом работы по здоровьесбережению;
— освоить методики проведения уроков-экскурсий.
Очевидно, что данной проблеме будет посвящен еще один педагогический совет. Однако первые шаги сделаны. Эффективность их ни у кого не вызывает сомнений.
Вопрос о здоровье подрастающего поколения в сегодняшней ситуации должен стать одной из главных составляющих национальной идеи. Именно поэтому отделением Ноосферного образования РАЕН специально была разработана новая система образования, получившая название ноосферного, которая сможет и уже решает задачи, связанные не только с безопасным для здоровья и полноценным процессом получения знаний, но также с воспитанием подрастающего поколения.
Харитонова И.Г., директор Боровской ноосферной школы; Жетоканова А.Д., заместитеёь директора; Таранова Л.В., классный воспитатель; Подшивалова Л.В., учитель, г. Боровск, Калужская область.
Материалы нашей конференции: