Знание — сила. Знание ЗОЖ — сила вдвойне
В 2001 году в Подмосковье начался эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Одна из его задач состоит в том, чтобы найти такие способы организации образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизического и социального развития школьников, были бы направлены на устранение перегрузки, на выявление условий, содействующих сохранению здоровья детей.
Для нас этот эксперимент начался немного раньше, в 1997 году, с момента принятия школой Целевой программы “Создание реабилитационно-оздоровительной среды в образовательном учреждении” и начала ее реализации.
По данным обследования учащихся школы № 4 (школы-новостройки) г. Краснознаменска в 1997 году методом сегментарной электрографии и анкетирования, процент здоровых детей в обследованной группе (539 человек) составил 2%. Стало понятно, что, если не создать условий, способствующих сохранению здоровья детей, то мы не сможем решить проблему получения ими полноценного образования. Так возникла мысль о создании инновационной модели школы здоровья и здорового образа жизни, где главными задачами должны стать, во-первых, создание адаптивного учебно-воспитательного развивающего процесса, во-вторых, координация работы школы, поликлиники, социальных служб разных ведомств в решений проблем охраны и укрепления здоровья детей.
Следует отметить, что наша школа не является элитарной. Создание школы здоровья стало возможным благодаря наличию заинтересованных кадров и реальных наработок, желанию школы взаимодействовать с внешними, прежде всего медицинскими, структурами, хорошему взаимодействию с родительской общественностью.
В самом начале работы педколлектив обсудил основные принципы и условия создания школы здоровья, которые были приняты на педсовете. Свою деятельность администрация школы начала с организации просветительской работы среди педагогов по проблемам здоровья школьников.
Подготовили валеолога, психолога, дефектолога, социальных педагогов. Заместители директора и учителя начальных классов прошли курсы по здоровьесбережению школьников. Мы установили связи с поликлиниками, психологическим центром, спортивно-оздоровительными и научными учреждениями.
Большую помощь на протяжении всего этого времени нам оказывал доктор медицинских наук, профессор А.А. Уманская, которая является научным руководителем программы. Под ее руководством мы провели установочные семинары, совместные совещания руководителей школы и поликлиник по составлению программ взаимодействия и проведению нужных мероприятий.
Управлением образования г. Краснознаменска для эффективного функционирования школы, содействующей здоровью, были выделены дополнительно к штатному расписанию 12 ставок, которые дали возможность оплатить труд координаторов программ, привлечь для работы с детьми психологов, социальных педагогов, специалистов по скрининг-диагностике зрения, инструкторов ЛФК, врачей-специалистов.
Удалось решить проблему с медицинскими кадрами. Привлечь к сотрудничеству врачей-специалистов: физиотерапевта, ортопеда, массажиста, врача-инструктора ЛФК. Усиление медицинского компонента в работе школы, развитие социально-психологического направления, новые подходы к организации питания учащихся, внедрение в учебный процесс новых методик и технологий, стремление к максимально возможному соблюдению санитарно-гигиенических требований — все это вызвало необходимость укрепления материально-технической базы. Сегодня материальная база школы позволяет осуществлять учебно-воспитательный процесс с учетом требований закона РФ “Об образовании” и специфики школы здоровья.
В школе имеются дополнительные помещения: три спортивных зала, танцевальный зал, столовая, библиотека. В 1997/98 учебном году совместно с городской поликлиникой был открыт реабилитационный центр, в котором имеется восемь оснащенных современной техникой медицинских кабинетов: массажный, медицинский кабинеты, лечебно-диагностический центр, кабинет цветоимпульсной терапии, стоматологический кабинет, лечебной физкультуры, логопедический, кабинет биологически обратной связи, тренажерный зал, кабинеты психологов и социальных педагогов.
Создавая “Школу здоровья”, наша администрация понимала, что процессу обучения и воспитания детей не хватает технологичности. Так появилась необходимость в овладении здоровьесберегающими технологиями. Эта серьезная методическая работа осуществлялась через педагогические советы, методические объединения, “Школу молодого учителя”, через творческие объединения учителей. Мы обратились к опыту В.А. Сухомлинского и А.С. Макаренко, педагогов — новаторов наших дней — Ш.А. Амонашвили, Н.П. Гузика, И.П. Волкова, И.П. Иванова, Е.Н. Ильина, С.П. Лысенковой, Е.Н. Потаповой, В.Ф. Шаталова, а также к опыту школы Лотошинского района, Сергиево-Посадской СОШ № 11, к работам М.И. Мухина, проректора ИПК и ПРНО МО, доктора педагогических наук, профессора, так как были убеждены, что их опыт для нас представляет огромную ценность.
На базе их опыта создавался свой, учитывающий особенности учебно-воспитательной работы нашей школы. Необходимо было решить важную педагогическую проблему “учить всех и учить хорошо”, учитывая индивидуальные особенности и состояние физического здоровья каждого.
Изучив опыт педагогов-новаторов, учителя школы убедились в том, что эти технологии направлены на облегчение изучения учебного материала, на устранение перегрузок в учебе и, соответственно, на сохранение здоровья школьников, что они способствуют развитию личности учащегося и снижают утомление. Наши педагоги в своей работе ориентируются на личностные особенности учащегося, а не рассматривают ученика через призму “очередной методики обучения”.
Федорова Н.М. — учитель начальных классов — в своей работе использует технологию С.Н. Лысенковой, суть которой определяется тремя следующими компонентами: методом опережения, опорными схемами, комментированным управлением.
Известно, что в основе традиционного урока лежат две составляющие: повторение старого и объяснение нового. На каждом уроке Федорова Н.М., следуя технологии С.Н. Лысенковой, оставляет 5—7 минут для знакомства ребят с материалом трудноусваиваемой темы, которая будет изучаться, например, через 10 уроков.
Очеретная В.С. — учитель начальных классов. Ей особенно удаются нетрадиционные уроки в форме сказки, заочного путешествия, уроки-конкурсы. Эти уроки — настоящие праздники, где используется методический прием обращения к личному опыту ученика. Очеретная В.С. переносит акцент с образовательных задач урока на воспитательные. Ее артистизм помогает учащимся чувствовать себя на уроках свободно.
Шаланина М.Н. использует в своей педагогической практике групповые и игровые формы обучения. У нее дети учатся с большим интересом. На уроке царит атмосфера доверия, уважения. Педагогическая технология Шаланиной включает использование новейших достижений педагогики и высокий профессионализм, умение создать на уроках комфортную обстановку, раскрыть задатки и таланты ребят, их уверенность в своих силах и способностях.
Булекина Л.В. — учитель математики. Каждый урок она начинает с диагностической работы с целью контроля за усвоением ребятами материала предыдущего урока. В массовой школе она осуществляет индивидуальный подход к учащимся. На уроках Булекиной одновременно ведется работа как с одаренными, так и со слабыми детьми.
Суконникова А.В. — ветеран педагогического труда, прекрасный учитель русского языка и литературы. В своей работе она использует здоровьесберегающие технологии, основанные на педагогической системе Сухомлинского. Успеха в обучении она достигает, используя следующие методические приемы: самостоятельное открытие истины, выделение в изучаемом материале “узелков” знаний, реализуя классическое правило “Мышление начинается с вопроса, удивления”.
Головачева С.А. использует педтехнологию Е.Н. Ильина, который считает, что “знания только тогда сила, когда в них прорастает человек”. Ее уроки литературы выстраиваются на основе яркой конструктивной детали. Учительница всегда прибегает к трудным нравственным вопросам. Она искусно пользуется следующими методическими приемами: удивление, неожиданный вопрос, формулировка темы, юмор.
На уроках здоровья валеолог Левыкина Л.А. учит детей умению разрядить обстановку, создать положительный эмоциональный настрой и ситуацию успеха, управлять своим здоровьем.
Использование здоровьесберегающих технологий в преподавании физической культуры, русского языка, математики, информатики, иностранного языка, химии, истории, биологии позволяют избегать перегрузки учащихся, облегчить усвоение материала и сохранить устойчивый интерес к учению. Индивидуальный подход к уроку опирается на характеристику состояния здоровья учеников. В школе создан банк данных по здоровью каждого ребенка (лист здоровья, паспорт здоровья ученика).
Исходя из состояния здоровья школьников происходит выбор форм обучения. В школе 45 классов-комплектов: один класс компенсирующего обучения (11 учащихся по медицинским показаниям находятся на индивидуальном обучении, 5 — на экстернате), восемь классов художественно-эстетической направленности, пять гуманитарных, три физикоматематических, двадцать восемь общеобразовательных.
В учебный план введен третий урок физкультуры (динамическая пауза), в начальной школе — ритмика, урок здоровья, факультативные курсы, психология общения. Коррекционную работу в классе компенсирующего обучения ведут специалисты.
В школе проводится мониторинг за состоянием развития учащихся. Выясняется влияние организации учебного процесса на их здоровье (по методике, разработанной педагогами школы № 76 г. Ижевска, Удмуртия) по следующим показателям:
1. Физиологическим: заболеваемость учащихся; факторы, влияющие на физиологическое здоровье (в том числе показатели санитарно-гигиенического состояния классов и школы, организованное питание и др.).
2. Физическим: количество детей по группам физкультуры; количество учащихся с признаками повышения и снижения основных физических параметров (роста, веса, силовых показателей).
3. Психическим: количество детей с признаками школьной дезадаптации.
4. Показателям интеллекта: успеваемости и качества знаний; результатам олимпиад, интеллектуальных конкурсов и смотров; анализ уровней обученности.
Показатели отражаются в специально разработанных и утвержденных формах отчетности (паспорт здоровья класса и школы), которые заполняются в конце учебного года и позволяют сравнивать состояние здоровья учеников в этом году с предыдущими годами работы или с другими учебными заведениями города, области, России.
За период работы школы в режиме валеологического мониторинга были получены следующие результаты:
— снизилась заболеваемость простудными заболеваниями на 72%;
— увеличилось количество детей I группы здоровья до 36,7%;
— уменьшилось количество детей с ослабленным зрением на 52%;
— уменьшилось количество детей с нарушение осанки на 41,8%;
— уменьшилось количество диспансерных детей на 56,8%;
— качественно изменилось санитарное состояние школы;
— уменьшилось количество детей, занимающихся в подготовительной и специальной группах физкультуры;
— улучшился психологический микроклимат в различных социальных группах.
Опыт показывает, что валеологический мониторинг позволяет нормализовать и предотвратить развитие начальных форм патологических изменений у учащихся, повысить сопротивляемость их организма к различным заболеваниям, устранить ряд учебных факторов риска, поднять уровень работоспособности школьников и тем самым повысить продуктивность их обучения.
Наша работа в рамках программы “Школа здоровья” дала следующие результаты:
1. Медицинские:
— снижение заболеваемости по обращениям к врачам;
— снижение обострений хронических заболеваний;
— увеличение контингента учащихся, занимающихся в основной группе по физкультуре;
— снижение количества пропусков занятий по болезни.
2. Психолого-педагогические:
— повышение успеваемости;
— снижение уровня тревожности среди учащихся;
— уменьшение числа конфликтных ситуаций;
— уменьшение числа правонарушений.
3. Социально-экономические:
— увеличение числа учащихся, посещающих факультативы, кружки, секции;
— повышение уровня социальной адаптации отдельных групп учащихся (инвалидов, школьников из неблагополучных семей);
— рост квалификации педагогов в вопросах медико-социальной защиты учащихся;
— развитие материально-технической базы школы в целях улучшения состояния здоровья педагогов и учащихся.
Этих результатов школа добилась благодаря поддержке администрации города и лично ее главы Николаева Алексея Витальевича, управления образования и здравоохранения, а также родительской общественности. На основе опыта работы нашей школы по созданию здоровьесберегающей образовательной среды в городе была принята целевая программа “Школа здоровья и образования”. На базе школы были проведены семинары, научно-практические конференции на уровне города, области, где подробно нами освещались вопросы по созданию “Школы здоровья”. Работа школы получила достойную оценку коллег города, области и Министерства образования Московской области. В 2004 году школа стала победителем областного конкурса “Лучшие школы Подмосковья”, а также заняла I место во Всероссийском конкурсе “Школа — территория здоровья”.
Успехов мы добились в том числе и благодаря тому, что имеем серьезную поддержку родителей. Школа привлекает родителей к проведению совместных спортивных праздников, конкурсов, соревнований, Дней здоровья.
В нашей школе частично используются педагогические технологии доктора медицинских наук В.Ф. Базарного.
Администрация школы приобрела ростомерные парты с наклонной поверхностью, офтальмотренажер “Бегущие огоньки”, кварцевые лампы, люстры Чижевского.
Был проведен семинар, на котором педагоги школы познакомились с педагогическими технологиями, позволяющими обучать детей сохранять и укреплять их здоровье по системе В.Ф. Базарного.
В проведении уроков используются следующие технологии:
— занятия проводятся в режиме динамических поз, для чего используются ростомерные парты с наклонной поверхностью;
— в начальной школе занятия проводятся в режиме движения наглядного материала, для чего учителя используют карточки с заданиями и ответами, а также специальные “держалки”, которые позволяют переключить внимание детей с ближнего на дальнее и сформировать у них самоуправляющий шаговый логоритм при чтении, способствующий развитию речемоторной функции;
— на уроках для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используется офтальмотренажер “Бегущие огоньки”;
— для разминок и упражнений глаз используется “Танцующая восьмерка” — специальные геометрические зрительные траектории, расположенные на потолке. Для снятия общего напряжения и отдыха глаз учащиеся несколько раз пробегают глазами по разноцветным линиям восьмерки;
— в школе работает хоровая студия, которая состоит из хора мальчиков, вокальных групп девочек и смешанного хора учащихся начальной школы;
— особое внимание уделяется трудовому воспитанию: стены школы оформлены работами учеников художественно-эстетических классов, активное участие дети принимают в озеленении пришкольного участка. Наши ученики умеют ценить чужой труд, так как каждый класс отвечает за порядок на закрепленной за ним территории школы.
В начале и в конце учебного года проводится экспресс-диагностика учащихся, с результатами которой родители знакомятся на родительских собраниях.
Мы считаем, что вся работа, которую мы проводим по системе В.Ф. Базарного, помогает в сохранении и укреплении здоровья учащихся нашей школы.
Ивушкина В.К., МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов им. Г.К. Жукова”, г. Краснознаменск, Московская область.