Красивый почерк — это серьезно
Педагогический коллектив нашей школы постоянно ищет новые пути развития личности детей. В 1992 году группа учителей-энтузиастов поехала в детский сад г. Сергиева Посада, где ознакомилась с методикой В.Ф. Базарного. Педагоги убедили родителей будущих первоклассников использовать в учебном процессе конторки. Тогда нам удалось организовать только один класс. Проблема была с покупкой и изготовлением — каждый родитель заплатил в те времена более 2000 рублей за конторку, которой ученики пользуются до настоящего времени.
Поселок Фряново обслуживает небольшая больница, в которой нет ряда специалистов: хирурга-ортопеда, логопеда, психиатра. Учеников школы наблюдает врач, который работает на 1/4 ставки. Обследование детей специалистами проходит только перед поступлением в школу, все систематические медицинские наблюдения ведет медсестра и психолого-педагогический консилиум школы. Отмечено, что дети, работающие в режиме “стоя-сидя”, отличаются от ребят в контрольных классах раскрепощенностью, свободой; они более спокойные, уверенные и уравновешенные. Ребята не были подвержены резкому скачку по росту и весу, т.е. шло пропорциональное развитие организма; практически ни у кого нет ухудшения зрения.
Использование здоровьеукрепляющей системы В.Ф. Базарного позволяет обеспечить не только активную подвижность детей на уроке, но и дидактического материала, используемого при обучении, что способствует профилактике школьных форм патологий, развитию здоровой, раскрепощенной творческой личности. В своей работе по этой системе учитель планирует и учитывает не только умственные нагрузки — объем письменных работ, число примеров, задач, но и физические компоненты (работа мышц), которые остаются вне поля зрения в обычных классах. Ряд исследований показывает, что человек, особенно ребенок, наиболее эффективно думает (воспроизводит образы по памяти) только тогда, когда двигается. Следовательно, психический процесс осуществляется не только корой головного мозга, но и всем мышечным тонусом, всей моторной телесностью.
Многолетнее “сидение” ребенка в школе есть феномен своеобразного “расщепления” чувственного от психического, поэтому нами избрана методология динамических, т.е. меняющихся положений (стоя — сидя, а иногда и лежа на ковре). Поскольку ученик изначально имеет свободу такого выбора, он ощущает комфортность.
Залог устойчивого повышения уровня функционального состояния центральной и вегетативной нервных систем и зрительного анализатора — наклонная поверхность столов. Ученики не сидят за школьным столом, а в основном стоят за конторкой, рабочая поверхность которой наклонена под углом 14—18° и регулируется по высоте, создавая удобное рабочее место каждому ребенку.
Еще одна из биологических предпосылок нормального развития, которую мы используем, — метод пространства, т.е. построение занятий в режиме подвижных объектов и расширенных зрительных горизонтов. Зрительно-пространственная активность в режиме школьного урока достигается за счет максимального удаления от глаз ребенка учебного дидактического материала: это подвесные таблицы, настенные экологические буквари в виде динамических картин с подвижными объектами.
Расширению зрительно-двигательной активности способствуют разнообразные физкультминутки для глаз с периодичностью через 10—15 минут на каждом уроке с помощью расположенных в пространстве ориентиров и бумажных офтальмотренажеров в виде разного рода траекторий (восьмерок разного цвета, изображенных на потолке классных комнат, и волнистых, спиралеобразных линий над доской), по которым дети “бегают” глазами.
Кроме того, на уроках используются упражнения и элементы гимнастики для тренировки мышц глаз, рекомендованные китайским врачом Шэном, жившим в XVI веке. Ребята с удовольствием делают гимнастику в школе и дома.
В последнее время учителя являются свидетелями того, что у детей изменился почерк. И, к сожалению, не в лучшую сторону. Одна из причин этого феномена — раннее использование шариковых ручек в учебном процессе. В процессе письма перьевой ручкой ребенок в группе продленного дня постепенно вырабатывает моторный автоматизм, сообразный природе эндогенных биоритмов: чередования усилий (нажимов) и расслаблений (отрывов). При письме же шариковой ручкой, т.е. при безотрывном письме, усилию сопутствует режим пролонгированной мышечно-тонической напряженности, угнетающей и разрушающей ритмическую основу в организации непроизвольной моторики. Не случайно поэтому, что в процессе письма шариковой ручкой нарастают признаки утомления детей.
Наша школа, одна из немногих в Щёлковском районе, имеет плавательный бассейн. Он позволяет всем учащимся 2—7 классов на уроках плавания закалять организм, укреплять и развивать мышцы, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, положительно влияет на нервную систему. При формировании групп мы учитываем рекомендации ученых: еще в детском саду девочки должны быть в разных группах с мальчиками, чтобы в девочках воспитывалась женственность, а в мальчиках сила и выносливость. Перед началом занятий ребята имеют возможность потренироваться на тренажере “беговая дорожка” или поупражнять отдельные группы мышц “электрическим массажером”.
По утверждению великого педагога Василия Александровича Сухомлинского, “забота о здоровье ребенка — это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”. Продолжая мысль великого педагога, мы убеждены: задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям.
Деньгова Л.А., директор МОУ средняя общеобразовательная школа № 1, пос. Фряново, Щёлковский район, Московская область.