Лечение музыкой
Давно замечено, что большинство музыкальных ритмов согласуется с естественными ритмами организма — дыханием, сердечными сокращениями и особенно биотоками мозга. Сначала музыкальные звуки улавливаются ухом. Его рецепторы передают их в мозг, который немедленно реагирует на это возбуждение. А так как все функции организма, так или иначе, связаны с мозгом, то изменения, происходящие в нем, влияют на все физиологические процессы. Когда проводились исследования некоторых композиций рок- и поп-музыки, то компьютер раскладывал звуки на частоты, обертоны, шумы, а затем вычислял, как такая музыка влияет на человека.
Выяснилось, что люди, предрасположенные к нервным расстройствам, после 2-х, 3-х прослушиваний отдельных композиций впадали в состояние, близкое к психическому срыву. У них начинали дрожать руки, терялась острота не только слуха, но и зрения, в крови повышалось содержание адреналина, подскакивало давление, начинало болеть сердце. Для гипертоников и сердечников подобная музыка может оказаться смертельной. Но у практически здоровых людей определенная музыка вызывает потерю реакций и ухудшения работоспособности. Если слушать некоторые произведения рок-музыки несколько часов подряд, как это происходит на концерте, в желудке начинается выделение избыточной соляной кислоты, что может привести к обострению язвенной болезни, а 10 минут “наслаждения” музыкой при громкости в 100 децибел снижает чувствительность уха настолько, что наступает частичная потеря слуха.
Но музыка музыке рознь. В XII веке больному прописывали такое лекарство: “Пусть возможно больше слушает приятные мелодии”.
Основа врачующих свойств музыки, по мнению академика Бехтерева, звуковое интонирование. Низкие тона в музыке ассоциируются с чем-то тяжелым, густым, материальным. Высокие — вызывают чувство легкости, ощущения пространства. Тонко и точно воздействуя этими тонами на эмоциональную сферу человека, а через нее и на весь организм, музыка может творить чудеса.
Музыка помогает справиться с негативными эмоциями, разрушающими здоровье.
Звуки обладают большой целительной силой. Об этом известно с давних времен. Древние врачи лечили болезни души и тела музыкой и пением, важно найти гармонию в своем организме, и это тоже можно сделать с помощью звуков.
Каждый звук, как известно, имеет свою частоту. Наши внутренние органы и системы также функционируют в заданном природой диапазоне частот. Болезни и стрессы меняют характеристики этих частот. Если же задавать органу природную вибрацию, можно возвратить его в нормальное состояние. Значит, для оздоровления различных органов человека нужно использовать специальную звуковую гимнастику, особые сочетания звуков, активно воздействующих на нервные центры человека, а через них — на процессы, идущие в организме. Звукотерапия — благоприятное воздействие фонетики русского языка на организм человека.
В СКО школе-интернате III—IV вида я работаю с 1992 года. Здесь почти все дети имеют то или иное заболевание: психическое, верхних дыхательных путей, а то и целый “букет”, и им необходимо оздоровление.
В области музыкального воспитания перед спецшколой для слепых и слабовидящих детей стоят такие задачи, как воспитание у детей эстетических и нравственных чувств, музыкального вкуса, интереса к музыке, творческого отношения к ней, формирование навыков пения, слушание музыки, а самое главное — сохранение и поддержание здоровья воспитанников.
Цель музыкального воспитания — привитие детям музыкальной культуры, потребности в музыке, развитие художественного вкуса.
Музыкально-эстетическое воспитание слепых и слабовидящих детей должно вестись с учетом их особенностей.
Воспитание звуковысотного слуха, слухового аналитико-эстетического восприятия, чувства ритма, формирование воссоздающего воображения, представлений и понятий о музыке, музыкально-образного мышления, развитие музыкальной памяти, речи, координации движений имеет очень важное коррекционное значение.
В отличие от других видов искусства музыка передает движение, действие, развивающееся во времени, вследствие чего процесс восприятия музыкальных произведений проходит особенно интенсивно. “Текучесть” музыки обуславливает выразительность темпов и динамических оттенков. Поэтому необходимо выработать у детей дифференцированное интонационно-образное восприятие средств выразительности, умение в процессе слушания музыки выделить лад, смену тематического материала и форму музыкальных произведений.
Музыкально-эстетическое воспитание помогает достичь высоких степеней компенсации и добиться успехов в усвоении знаний, в разностороннем развитии, в подготовке к жизни и труду.
Музыка и пение оказывают большое влияние на процессы высшей нервной деятельности. Воздействие на слепых и слабовидящих детей эмоциональностью и ритмом способствует росту их активности, повышению работоспособности. Пение — физиологический процесс. Вокал терапевтически воздействует на патологию ЛОР заболеваний (убирается гнусавость, улучшается слух). Лечение пением позволяет сохранить миндалины, ведь они несут защитную функцию. Пение — психокоррекционное воздействие музыки на ребенка.
На первом этапе обучения и воспитания, в начальных классах (далее это необходимо развивать, закреплять, совершенствовать), важны такие компоненты, как выработка вокально-певческой установки, мимики, формирование гласных звуков, четкая, яркая артикуляция, т.е. произношение, устранение недостатков в осанке и поведении во время пения, игровых занятий.
Пение и музыка могут оказать большое влияние на физическое, интеллектуальное и музыкальное развитие, они способствуют устранению дефектов ребенка, страдающего олигофренией. В процессе обследования музыкальных возможностей и особенностей учеников вспомогательных классов замечено следующее:
1. Дети со сниженным интеллектом часто имеют хорошие музыкально-певческие и речевые данные.
2. В процессе обучения дети хорошо развиваются и к окончанию школы достигают значительных успехов в пении и музыке.
3. Особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей требуют индивидуального подхода к ним, значительной детализации учебного материала на уроке, широкого применения наглядности и частого повторения изучаемого словесного и музыкального материала.
Основная масса учеников вспомогательных классов — это умственно отсталые дети в степени дебильности, имеющие небольшую степень отсталости и незначительные отклонения в физическом развитии.
Методика музыкально-певческого и речевого развития включает: музыкальный слух; чувство ритма; голосовые данные, тембр, диапазон; музыкальную память, дикцию; речь, дыхание и моторику.
Причиной расстройства слуха у аномальных детей могут быть мозговые заболевания, которые отрицательно влияют на слуховые нервы, а также инфекционные заболевания. Не все люди от рождения обладают тонким музыкальным слухом. У одних он лучше, у других — значительно хуже. Тем не менее, при регулярных и методически правильно, грамотно построенных занятиях можно добиться больших успехов в развитии музыкального слуха даже во вспомогательных классах (эксперимент — ребята ставили и исполняли музыкальные сказки, детскую оперу, песни прошлых лет — ретро и прекрасно справились с задачей). Известный музыкант, профессор Московской консерватории А.Б. Гольденвейзер говорил в свое время, что музыкальный слух довольно легко поддается развитию, если заниматься этим достаточно планомерно и целесообразно.
Воспитание музыкального слуха имеет огромное значение, ведь хороший слух способствует лучшему музыкальному восприятию и влияет на развитие речи. Это речевые ритмические упражнения, игровые песни со словами и без слов.
— Раз, два, три, твердо повтори.
— Пять, шесть, семь, шаг на месте всем.
Это произношение согласных и гласных (твердых, мягких). Но основным средством развития слуха является, конечно, пение технически легких песен. Здесь же — и музыкальная лесенка, гамма — хоровое сольфеджио, с названием нот, и далее — ритмомелодические упражнения. Пример пения — а capella, вначале в примитивном, начальном виде, далее — усложненном. Важно, чтобы дети стремились к точному восприятию звуков и интонации.
Работа по развитию чувства ритма строится на ритмических упражнениях, схватывающих интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферу. Этот процесс идет параллельно с развитием слуха и музыкальной памяти. Здесь используются ритмические движения под музыкальные пляски, игры, игровые песни, ритмо-слуховые упражнения для развития моторики.
Движения под музыку без речевой команды, построенные на музыкальных сигналах, развивают у детей не только внимание, слух, чувство ритма, но и ориентировку в пространстве, что крайне необходимо при передвижении по улице, в помещении.
Упражнения:
Андрей — воробей, не гоняй голубей,
Гоняй галочек из-под палочек.
— На одном звуке.
Ходит зайка по саду, по саду,
Щиплет травку лебеду, лебеду.
— На трех ступенях звукоряда.
Барашеньки — крутороженьки
По горам ходят, по долам бродят
(использую пение по интервалам).
Речитатив является одним из элементов музыкальной речи и декламации, то есть это музыкальный разговор, имеющий яркую интонационную выразительность.
Пение на речитативе способствует развитию артикуляционного аппарата. Это и средство для развития речи, правильного произношения, установления позиции гласных и согласных звуков.
Пример:
Ку-ку, ку-ку, ку-ку, ку-ку,
Ту-ту, ту-ту, ту-ту, ту-ту,
Ту-ру-ру, ту-ру-ру.
(интервалика, интонирование)
В этом упражнении взрывной Т, сонорный Р, твердый гласный У, который надо произносить твердо.
Песенные артикуляционные упражнения на различные согласные звуки.
Скороговорка — взрывные Т, П.
Опять пять ребят нашли пять опят.
Скороговорка — сонорный Р, Н; взрывной Т, взрывной звонкий Д.
Не руби дрова на траве двора.
Скороговорка — взрывные Т, П.
От топота копыт пыль по полю летит.
Работа над певческими ритмомелодическими скороговорками, прибаутками и пословицами, насыщенными наиболее трудными для произношения согласными звуками, очень эффективна. Они способствуют развитию речи, ее ритмичности, тренируют правильный посыл языка, положение гортани. Вначале — медленный темп, затем — нараспев, и — ускоряя до нужного темпа.
Для уверенного произношения слов в скороговорках используются твердые и яркие ударения — акценты на начальных словах и в словах в середине фразы.
Песенные вокально-артикуляционные упражнения на различные согласные и гласные звуки.
Пословица — согласный С, твердый А.
Авось да небось, хоть и вовсе брось.
Пословица — согласные Д, Р, Г.
Недаром говорится, что лгать не годится.
Согласные С, П, Д.
Скок, скок, поскок, молодой дроздок.
По водичку пошел, молодичку нашел.
При произнесении сонорного звука Р, кончик языка загнут немного кверху, к твердому небу за верхними деснами, звук должен дрожать и т.д.
Обычно у детей встречаются голоса со следующими дефектами: гнусавость, бестембровый звук, голос с сипотой, голос декламаторного характера, монотонно гулящий звук.
Гнусавость встречается довольно редко, она бывает двух видов: открытая и закрытая.
Открытая — когда выдох во время пения или чтения происходит при всех звуках не только через рот, но и через нос. Открытая гнусавость может быть органической и функциональной. Полезны дыхательно-вокально-артикуляционные упражнения с активным действием артикуляционного аппарата для того, чтобы учащийся приобретал навык выдоха через рот, а также делал, при вдохе несколько утрированный зевок (это уже раздел звукообразования). Такой зевок будет способствовать развитию мышц, управляющих небной занавеской.
Закрытая гнусавость возникает в случаях болезненных явлений в носоглотке (полипы и др.). Выдох происходит только через рот, носовой резонатор не работает. Звук глухой и несколько гнусавый.
При закрытой гнусавости необходимо лечение, после которого по согласованию с логопедом следует проделать носовые дыхательные упражнения и переходить во время пения к нормальному выдоху через рот и нос. Хоровое пение в этих случаях имеет очень большой эффект.
Далее встречается глухой, без металла звук. Звуковые волны не попадают в твердое небо, “в маску”, не резонируют. Такой недостаток объясняется неправильным положением корня и спинки языка или гортани, или явлениями болезненного характера (увеличение миндалевидных желез и др.), мешающими верному звуковедению. При правильных певческих навыках этот недостаток исправляется.
Монотонный звук является следствием отсутствия эмоциональной живости и яркости восприятия. Речь в этих случаях так же монотонна, как и пение. Голос с сипотой указывает на недостаточность смыкания голосовых связок. Совместная работа логопеда и учителя пения над певческим дыханием, певческим звуком и дикцией может привести к устранению этих дефектов.
Декламаторный звук исчезает после большой работы, особенно у детей с природным голосом и слухом, т.е. необходимо копирование поющих, переключение на певческий звук.
Еще два недостатка при пении: горловые звуки и пение с почти закрытым ртом, сквозь зубы. Все это устраняется пением в хоре и вокально-артикуляционными упражнениями.
Научить правильно дышать и уметь задерживать дыхание при пении значит добиться певучести звука, а для этого требуется индивидуальный подход.
Детонация объясняется неустойчивым дыханием, отсутствием высокой позиции звучания (положение гортани, верхнее небо), голосовых связок, болезнью дыхательный путей и резонаторных полостей.
Работать приходится и над такими недостатками, как крикливое пение и крикливая речь. Это также большая коррекционная работа.
Главное в пение — умение правильно управлять вдохом и выдохом. Здесь требуется очень осторожный подход, дозируемые упражнения по развитию певческого глубокого дыхания в зависимости от возраста, упражнения на задержку дыхания, ритмичность исполнения. Это должно происходить при полном спокойствии и равномерности вдоха и выдоха не только во время пения, но и речи.
Следует фиксировать внимание на диафрагмальном дыхании при смехе или испуге.
Необходимы специальные упражнения на дыхание. Доказано, что здоровье вообще и органы грудной клетки в особенности у детей, занимающихся пением, находятся в гораздо лучшем состоянии, чем у детей, не занимающихся пением. Дыхательные упражнения нужны не только здоровым, но и в еще большей степени детям, страдающим заболеваниями органов дыхания, легких. Хоровое пение является естественной гимнастикой, развивающей органы дыхания.
Часто у детей встречаются дефекты речи: картавость, заикание и т.д. С помощью специальных приемов и вокально-артикуляционных упражнений удается на уроках пения, на занятиях хора корректировать эти недостатки и развивать речь в целом.
Заикание
Этому обычно подвержены нервнобольные дети, но существуют другие причины: испуг, физические травмы, инфекционные заболевания и др. Можно оказать большую помощь заикающимся в ликвидации этого недостатка, приучая детей на спокойном, строго размеренном и глубоком дыхании, в небыстром темпе, на умеренном, но уверенном звучании.
Упражнения:
Поговорка — согласные С, Н, К:
У осы не усы, а усики.
Скороговорка — согласные Ц, С, П, Г, гласные А, У.
Цыпа, цыпа, гуль, гуль, гуль!
Я посыплю, ты поклюй.
Скороговорка — согласные С, П, Т:
Сыворотка из-под простокваши (поется 4 раза).
Скороговорка — согласные Р,Т.
Курочка, пестра, шустра.
Уточка с носка плоска.
Поговорка — согласные Ш, Щ, Н, Т.
Кипите щи, чтобы гости шли.
Здесь же параллельно и упражнения на развитие дыхания.
Упражнения в стакатто на мягком гласном Я:
Скороговорка согласные Р,С,Т.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом,
Да все с творогом.
Пословица — согласные И, Т, К.
Не тот глуп, кто на слова скуп,
А тот глуп, кто на деле туп
и многие другие.
Косноязычие
При косноязычии в речи наблюдаются следующие недостатки: отсутствие или замена одних звуков или слогов в слове другими, речь с захлебыванием, с перерывами или недоговариванием слов из-за неумения правильно использовать дыхание. Здесь работа заключается в проведении вокально-артикуляционных упражнений на различные согласные звуки, на развитие дыхания.
Музыка и пение используются как средства, способствующие развитию речи и устранению ее недостатков. Большое значение имеют речевые упражнения для исправления таких дефектов речи, как недостаточно ясное и отчетливое произношение, дефекты в произношении шипящих и свистящих звуков, сонорных звуков р-л, “смазывание” согласных звуков в конце слога.
Исправляются логично неверно построенные фразы, напряженное выражение лица, недостаточно, а иногда и неправильно открытый рот, вялость и малоподвижность губ, языка, нижней челюсти, неумение, пользоваться дыханием в процессе пения или чтения.
Работа над словом и звуком одновременно, использование специальных вокально-артикуляционных упражнений, способствующих выработке правильных, вокально-хоровых и артикуляционных навыков дают самые отрадные результаты.
Вся эта работа над звукоритмом, дикцией, интонацией, дыханием ведется в хоровых коллективах. У нас есть старший хор “Юность” (поет на 4 голоса), младший хор “Искорка”, хор мальчиков “Лучик”, вокальные ансамбли, группы.
Коррекция позвоночника, черепа, внутренних органов — это не только воздействие на мышцы, но и применение звуковых вибраций. Звуки, которые пропеваются, помогают точнее диагностировать характер патологии (звонкий звук или прерывистый и слабый) — с помощью звуковых вибраций быстрее происходит гармонизация энергетических центров и связанных с ними внутренних органов.
Любой человек может использовать звуковую настройку для улучшения своего физического и нервно-психического состояния. Надо петь гласные и протягивать согласные звуки до тех пор, пока звучание не станет чистым и устойчивым. Пропевая звуки, мы стремимся помочь тем или иным внутренним органам.
Это и мочеполовая система, которая древними врачевателями рассматривалась как средоточие жизненной силы человека, ей помогаем, пропевая длинный звук у-у-у.
После у — пропеваем звук о-о-о — он оживляет деятельность поджелудочной железы.
Желчный пузырь — “хранитель” важного секрета — желчи, участвова-ующей в переваривании пищи — пропеваем на звук а, снимающий хорошо все спазмы. Первый этап настройки внутренних органов заканчиваем возвращением к почкам: пропеваем звук у-у-у.
Повторяем все звуки у, о, а, но с добавлением звука х: ух, ох, ах. Произнося этот звук на выдохе мы стимулируем выброс негативной энергии и отработанных организмом веществ.
Второй этап начинаем стимуляцией работы левой стороны толстого кишечника. Улучшение его кровообращения, и всех функций: всасывания, переработки — звук с-с-с. Далее выше — к селезенке — массаж диафрагмы. Такой массаж — улучшение функций селезенки как органа кроветворения и поддержания иммунитета. Массаж — рука на левом подреберье — на выдохе говорить — гху, гху, гху! Когда болит или “колет” можно произносить такие звуки, снимающие спазм.
Звуковая настройка печени: рука на левой доле печени и передвигая с захватом всего органа — ш-ш-ш, после этого пропевая — с-с-с.
Далее тонкий кишечник. Массаж — рука на верхней части живота по часовой стрелке — пропевая звук — и-и-и. Этот звук используется и для стимулирования деятельности сердца. Согласно древневосточной медицине, сердце и тонкий кишечник энергетически взаимосвязаны, как и толстый кишечник и легкие — помогаем им на звук — с-с-с.
Голова — глаза, уши, нос, горло — единое целое и гармонируются протяжным звуком — м-м-м.
Руки на височные кости — чувствуем вибрацию при пропевании этого звука.
Голова и позвоночник также — единая система, позвоночник — про-певание звука — м-м-м.
Все, что нас окружает, подчиняется особым законом природной гармонии и мы стремимся поддерживать ее вокруг и внутри себя.
Ренева O.Н., учитель музыки высшей категории СКО школы-интерната III — IV вида, г. Липецк.
Внедрение технологий Базарного в липецкой СКО школе-интернате