От класса здоровья – к школе здоровья
По предложению министерства образования Ставропольского края школа была определена краевой экспериментальной площадкой по теме “Здоровьесберегающие технологии как фактор оздоровления и гармоничного психофизического развития детей в условиях сельской общеобразовательной школы” с июля 2001 г.
Школа на селе является центром просвещения, носителем лучших гуманистических традиций. Сельская школа принимает на себя ответственность за воспитание и духовную жизнь сельчан. Школьная среда в силах влиять на развитие села, формируя у его жителей активную жизненную позицию, поскольку авторитет учителя в селе до сих пор очень высок. Мамы и папы, дедушки и бабушки, дети и внуки — семья, маленький коллектив, от которого во многом зависят здоровье и трудоспособность каждого его члена, прогресс нашего общества. Сложный период переживает сегодня семья: значительное число разводов и связанные с этим сложные демографические процессы, оставляющие после себя большое число мужчин, женщин и детей — сирот при живых родителях. Со щитов нельзя сбрасывать половую неграмотность молодых людей — она разрушитель многих семей, убийца любви, причина массы неврозов и болезней.
Мы ставим целью сформировать систему подготовки подрастающего поколения к созданию стабильной семьи и здоровой во всех отношениях личности.
В школе разработана нормативно-правовая, методическая база для реализации программы эксперимента по здоровому развитию детей. Работа осуществлялась в экспериментальном классе (учитель Долженко Е.А., контрольный класс — МОУ гимназии № 7 с. Донского). Созданы Концепция и Программа ОЭР. Поддерживаются партнерские отношения с ЦРБ, ОУ района, ДОУ “Колосок”, музыкальной и художественной школами, ДДТ, ДЮСШ, СЮН, СЮД.
Школа работает в контакте с Труновской центральной районной больницей (главврач Арестов Л.П.). Обеспечено медицинское сопровождение учебно-воспитательного процесса.
Оздоровление детей мы начали с изменения их сознания и формирования системы специальных знаний для качественно нового отношения к своему здоровью. ЗСТ затронули личность как ученика, так и учителя. Перестроена вся деятельность. План школы, МО, методсовета, программы по предметам скорректированы с точки зрения работы по здоровьесбережения.
Учебно-воспитательный процесс в школе реализует цель сбережение здоровья и формирование основ ЗОЖ. Созданы комфортные психологические условия взаимодействия взрослых и детей, рациональный, с точки зрения ученика, режим сельской общеобразовательной школы: односменность занятий (вторая половина дня — для спецкурсов, факультативов, кружков, секций), цикличность работы (урок — перемена, занятия — каникулы). Продолжительность рабочей недели дифференцирована: 1 класс — 5 дней, 2-11 класс — 6 дней. Построение урока с учетом динамичности детей, их работоспособности. Учитывается динамика физиологических функций и работоспособность учащихся на протяжении рабочего дня и недели, трудности учебных предметов, преобладание статического или динамического компонента во время занятий. Используются ТСО и аудиовизуальные средства. Динамический компонент преобладает на уроке физкультуры, технологии, музыки, ИЗО.
Педагогами используются элементы методики В.Ф. Базарного (экспериментальный класс, а также другие начальные классы и среднее звено). Регулярно проводился мониторинг состояния развития учащихся в плане влияния организации учебного процесса на их здоровье. Результат показал, что ухудшения здоровья не наступило, а вот положительная динамика наблюдается.
Базисный учебный план Ставропольского края на 2005/06 учебный год способствует разгрузке учащихся. Вариативная часть дает возможность для развития детей. В нашей школе введены спецкурсы по здоровьесбережению: “Я и мой организм”, “Педагогика здоровья”, “Живая этика”, “Туризм и краеведение”. Радикальным изменениям подверглось содержание образования: новое наполнение получила вариативная часть БУП. Переработаны программы по физкультуре, ИЗО, музыке для начальной школы.
В учебный план школы включен 3 час двигательной активности в неделю: ритмика, подвижные игры на свежем воздухе, уроки здоровья. Третий час физкультуры проводится на свежем воздухе, а остальные — осенью и весной — на стадионе, благо местоположение школы очень удобное. Уроки физкультуры ведут физруки — специалисты высшей и первой категории. Возобновлена физзарядка перед началом урока, проводятся подвижные перемены, работает “Тропа здоровья”, на уроках проводятся физминутки, а в экспериментальном классе их проводят несколько раз к конце урока. Введена должность “классный воспитатель” (1 — 4 класс) для работы с детьми с ослабленным здоровьем в “Кабинете здоровья”. В кабинете имеются: тренажеры, шведские стенки, различное спортивное оборудование, “сухой бассейн”, фитобар.
Режим работы “Кабинета здоровья” следующий. Во 2-4 классе из числа детей с ослабленным здоровьем комплектуются группы по 5 человек из класса (всего 15 человек в группе). Работа ведется в течение 10 дней. Составлена программа работы с ослабленными детьми, куда входит специальный комплекс упражнений: на дыхание, на координацию движений, снятие усталости, коррекцию плоскостопия, осанки. Ведется журнал учета посещаемости детей. Группы меняются. В течение месяца оздоравливается весь класс. Ребята принимают ароматератию, фиточай. Осуществляется работа с родителями. Они следят за режимом ребенка, соблюдением рекомендаций. В экспериментальном классе ведутся “паспорта здоровья” на каждого ребенка. Проводится мониторинг здоровья детей. Данные фиксируются дважды в год — весной и осенью. Имеется оборудованный медицинский кабинет.
В школе проводится большая внеклассная работа для оздоровления детей: Дни здоровья, велопробег по местам Боевой Славы с. Донского, экскурсии, походы, Дни ГО, турслеты. Работают спортивные секции по волейболу, баскетболу, настольному теннису.
Совместно с родителями разработан режим дня для каждого ребенка. Практикуются совместные походы, соревнования “Папа, мама, я — спортивная семья”, “Папа, мама, я — туристская семья”, “Форт Боярд”. Работает “Университет для родителей”. Цикл лекций сочетается с тематикой классных часов.
В учебный план школы с 1 по 9 классы введен предмет “Здоровье”, основанный на программе факультативного курса “Живая этика”. Сквозь все темы курса проходит мысль о личной ответственности ребенка за свое здоровье: “Я здоровье берегу, сам себе я помогу”. Ребенок учится тому, что он может сделать сам для сохранения и развития здоровья. Развиваются навыки, необходимые для принятия самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях.
В школе введен единый день для проведения воспитательных часов — первый урок в пятницу. Каждую вторую пятницу месяца в соответствии с возрастными особенностями учащихся проводятся классные часы по тематике ЗОЖ: “Гигиена школьника”, “Вредные привычки и борьба с ними”, “Здоровьесбережение”, “Питание”, “Антитеррор”, “Природа, человек, семья”.
Опыт школы востребован в районе, в крае. Проведены семинары для учителей начальных классов, молодых специалистов, руководителей школ, что подтверждает интерес к проводимой работе. Подготовлено к печати методическое пособие из опыта работы школы по данной проблеме. В районе создан координационный совет. Работа вызывает поддержку у педагогов, родителей и учащихся. Проводятся совместные мероприятия, организована работа “Университета для родителей”. Педагоги школы участвуют в районном конкурсе “Учитель года” с опытом использования здоровьесберегающих технологий, занимая призовые места.
На уровне края контроль за ходом эксперимента осуществляли завсектором здоровья МО СК Д.М. Рудьева и научный руководитель ОЭР кандидат педагогических наук доцент Т.Г. Олешкевич, завкафедрой педагогики и психологии здоровья СКИПКРО, Почетный работник образования РФ. В районе работу по ЗСТ курировала методист отдела образования Н.П. Коломыцева.
В школе сложилась система работы по здоровьесбережению, особенно это наглядно на примере экспериментального класса: обучение в движении, за урок проводится несколько физминуток, используются ростомерные конторки (по В.Ф. Базарному — смена динамических поз), офтальмотренажеры “восьмерки”, применяются “зигзаги”, “петли”, “крестовины”, световые фонарики, экологические панно, коврики-массажеры. Работает “Кабинет здоровья”. В школе есть хор мальчиков, хоро-вокальный коллектив “Зернышки”.
Сравнительный анализ болезненности за 2003/04 учебные годы показывает: 79% детей экспериментального класса не пропустили ни одного дня по болезни, в то время как в целом по школе таких учеников только 42%.
В экспериментальном классе с высоким уровнем тревожности выявлен 1 чел. С ребенком ведется индивидуальная коррекционная работа психолога. В экспериментальном классе проведено анкетирование “Степень утомляемости”. Выявлено: детей с сонливым состоянием — 4%, детей в состоянии раздражительности, невозможности сосредоточиться — 8%, детей с частыми головными болями и головокружениями — 4%. Рекомендовано пройти углубленное обследование у специалистов. 91% учащихся экспериментального класса питается в школе 2 раза в день (завтраки, обеды), 100% этого же класса — 1 раз. Для сравнения: по школе горячим питанием охвачено 90% учеников.
Позади четырехлетний опыт экспериментальной работы. Основной критерий эффективности работы школы наряду с оценкой детей — состояние их здоровья. Анализируя динамику изменений здоровья детей за прошедший год, мы приходим к выводу, что избранный нами путь верен. У обучающихся не произошло ухудшение здоровья. А вот положительные тенденции наблюдаются: снижение заболеваемости с 24% до 8%, уровня тревожности с 24% до 4%, процент часто болеющих детей с 32% до 8%. Отмечается стабилизация состояния по нарушению осанки и снижению остроты зрения.
Четыре года — небольшой срок для того, чтобы делать окончательные выводы. Но очевидно, что младший школьный возраст — наиболее ранимый с точки зрения состояния здоровья — требует к себе внимания. Полученные нами результаты свидетельствуют: сохранить здоровье позволяет не только медико-профилактическая деятельность, но и здоровьесберегающая организация всего образовательного процесса.
Кроме того, наблюдается повышение эффективности учебной деятельности и педагогического процесса в целом, повышение качественного уровня здоровья, количественных показателей эффективности педагогического процесса (качество знаний по школе возросло с 36,7% (2001) до 39,3 % (2005). Здоровьесберегающие технологии используют все учителя начальных классов, а также среднего звена. Сформированы кадетские классы, работает класс оборонно-спортивного направления.
На наш взгляд, необходимо продолжить эксперимент в связи с переходом учащихся из начальной школы в среднее звено на предметное обучение с целью:
— обеспечения комплексного подхода к решению проблемы здоровья детей, недопущения снижения уровня здоровья детей экспериментального класса.
В результате работы коллектив пришел к выводу о необходимости создания скоординированной программы оздоровления детей и работников школы, пропаганды ЗОЖ “От класса здоровья — к школе здоровья”.
Степанова Л.Н., директор МОУ СОШ № 1, с. Донское, Труновский район, Ставропольский край.
Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского Форума с международным участием. Часть III. — М.: ИД “Ключ-С”, 2005, — 232 с.