Измените мир вокруг себя
XXI век – это век нового содержания образования в условиях вариативности учебных программ и технологий. Но следует заметить, что даже самая лучшая программа воспитания и обучения не может быть полноценно реализована без решения самой актуальной и самой значимой на сегодняшний день проблемы – сохранения и целенаправленного формирования здоровья ребенка.
За последние годы в нашем крае произошло значительное качественное ухудшение здоровья детей. Это обусловлено не только экологическими, социально-экономическими, духовно-нравственными проблемами региона, но и существующими негативными факторами в системе образования, в организации учебно-воспитательного процесса.
К их числу мы отнесли:
— недостаточную профессиональную подготовленность педагогов в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей;
— неэффективное использование естественных методов оздоровления для укрепления жизнеспособности ребенка;
— недостаточный учет индивидуальных возрастно-половых особенностей и возможностей детей;
— перегруженность занятий и программ;
— стрессовые последствия авторитарной педагогики;
— неполноценное питание;
— низкую двигательную активность детей.
К перечисленным факторам стоит добавить и особо выделить еще один: “Закрепощение чувственно-моторных, вегетативных и психомоторных ритмов в учебном процессе, повсеместное существование сенсорно обедненной среды” (В.Ф.Базарный).
Проанализировав имеющиеся сведения, мы пришли к выводу, что психические и физические потенциалы ребенка истощает жизненная среда, которая по сути своей является второй природой для человека.
Именно так мы объяснили возникшую потребность в инновационном изменении среды и обосновали выход нашего центра на эксперимент по теме “Организация оздоравливающей, предметноразвивающей, природной среды в ДОУ”.
Любой эксперимент начинается не только с выбора новшества, но и с его оценки (что оно собой представляет, какой уровень научных разработок имеет, каковы его основные характеристики и каково качество полезного эффекта).
Наш эксперимент по здоровьесбережению детей предполагал апробацию основных положений концепции В.А. Петровского, новые, оригинальные предложения которой уже начинали использоваться в практике работы дошкольных учреждений г. Москвы и доказывали свою потенциальную полезность, реализуемость, надежность и перспективность. Поэтому наш прогноз, как будет проходить инновационный процесс в наших условиях и какие будут в итоге получены результаты, был частично предсказуем.
После того как было принято решение о внедрении новшества, процесс его освоения перешел в этап планирования, где были нами поставлены следующие цели: разработать новые подходы к построению рациональной, комфортной, природосообразной среды и обеспечить безопасность жизненного пространства и деятельности детей
Реализация планов нововведения потребовала в первую очередь изменения управленческих действий, т.к. от них существенно зависел успех общего дела, а также создания материальной базы для решения поставленных экспериментом задач. Последнюю нам удалось создать благодаря использованию экономических механизмов выживания и саморазвития (благотворительные взносы, дополнительные образовательные услуги). Свою роль в оснащении детского сада здоровьесберегающим оборудованием сыграло и укрепление связей с социальными институтами города: культурно-художественными и оздоровительными учреждениями, общественными организациями, местными органами власти. В рамках
эксперимента были приобретены тубусный кварц, люстры Чижевского, фитоионизатор, витафон, тренажер БОС “Дыхание”, бактерицидный облучатель, ингалятор, а также необходимое физкультурное оборудование: фитболы, мягкие модули, массажно-рефлекторные дорожки, спортивные комплексы, сухой бассейн. Теперь жизненное пространство ребенка было не только сформировано традиционными помещениями, но и существенно обновлено и расширено за счет спортивно-тренажерного зала, фитобара, экологического класса, изостудии, зимнего сада, комнаты сказки, кабинета психолога, “прогулочной площадки” в здании.
В экспериментальной работе всегда важная роль отводится информационно-аналитической деятельности. Мониторинг состояния здоровья детей, психолого-педагогическая диагностика помогают нам на разных этапах оценивать функциональные и адаптивные возможности воспитанников, определять для них оптимальную учебную нагрузку и зоны развития, организовывать коррекционную работу. В детском саду разработана индивидуальная карта развития ребенка и дневники здоровья, куда периодически заносятся данные о состоянии здоровья воспитанника.
В ходе эксперимента педагоги и специалисты постоянно взаимодействовали между собой, посещали занятия друг друга, обменивались опытом, осуществляли взаимоконтроль. В саду была создана служба сопровождения, куда вошли психолог, учитель-дефектолог, врач-педиатр, медсестра. Служба занимается исследованием проблем и затруднений, возникающих у ребенка, помогает в их преодолении, отслеживает развитие ребенка, оценивает эффективность используемых программ, методик и проводимых мероприятий в рамках эксперимента.
Психолого-медико-педагогический консилиум проводит обследования детей по экспресс-методикам В.Ф. Базарного. Наряду с этим в соответствии с планом проводятся комплексные, углубленные медосмотры детей с участием врачей-специалистов.
ДОУ тесно сотрудничает с городским Центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции “Росток”. Это сотрудничество позволяет глубже изучать детские коллективы, выявлять зоны психологической напряженности, создавать необходимые условия, подбирать наиболее эффективные методы воздействия.
В рамках эксперимента в нашем детском саду прошел апробацию ряд специальных программ и методик. В первую очередь это авторская программа заместителя заведующей по учебно-воспитательной работе Бересневой З. И. “Здоровый малыш”. В соответствии с этой программой в нашем ДОУ проведена “валеологизация” всего учебного процесса: осуществлено упорядочение учебной нагрузки и активного отдыха детей (сокращено количество фронтальных занятий, введены “Дни радости”, каникулы); в учебный план включены занятия ОБЖ, ритмикой, экологические. Также в своей работе мы использовали эффективные технологии и методики оздоровления П. Деннисона “Учебная гимнастика”, В. Кудрявцева “Сеансы самооздоровления”, Н. Ефименко “Театр физического воспитания”, А. Потапчук “Двигательный игротренинг”, М. Лазарева “Исцеляющие звуки”, Г. Левреновой “Фитоаромотерапия” и др.
В детском саду практикуется включение в традиционный режим дня специальных оздоровительных моментов. В системе физвоспитания используются разнообразные формы двигательной деятельности детей: физкультурно-оздоровительные занятия, ритмика, утренняя гимнастика, дни здоровья, спортивные игры, дозированная ходьба, турпоходы и др. Кроме того, мы стараемся выстроить график занятий с учетом биоритмологической активности детей. В структуре занятий заняли свое место психотерапевтические и психопрофилактические игры. Также процесс обучения и воспитания детей ведется у нас с учетом полоролевых различий: практикуются раздельные занятия для мальчиков и девочек.
Для обеспечения индивидуального подхода к ребёнку, для оздоровления и развития в ДОУ создана сеть дополнительных услуг: секция художественной гимнастики “Грация”, студия изобразительного творчества “Капелька”, музыкальный театр “Сказка”, спортивная секция карате, группа по изучению английского языка, группа ЛФК “Топтыш”, экоклуб “Юные флористята”.
На протяжении эксперимента постоянно ведется работа с кадровым составом ДОУ при помощи экспертных оценок результатов деятельности, проведения различного рода творческих конкурсов, показа прогрессивного опыта и результатов работы коллег, организации профессионального общения (дискуссий, бесед). В коллектив влились новые специалисты: психолог, эколог, воспитатель по изодеятельности, воспитатель по физической культуре.
Экспериментальная работа потребовала от воспитателя широкого кругозора, понимания философии образования, знания и владения современными педагогическими технологиями (особенно оздоровительными), рефлексивных и прогностических умений. Все это нашло отражение в системе внутрисадовской методической работы.
В ДОУ разработана система самообразования всех участников педагогического процесса, основанная на приоритетном отношении к ребенку. В практику работы введены дневники самообразования.
За время эксперимента детский сад стал пространством, открытым для родителей. Объединению усилий семьи и сада способствовало активное приобщение родителей к педагогическому процессу, использование нетрадиционных форм в работе. Работа воспитателя с родителями строится на основе выработанной модели, когда семья по отношению к детсаду выступает не только как потребитель и заказчик, но, что очень важно, как партнер и помощник во всех важных вопросах жизни детского учреждения.
В процессе экспериментальной работы, как это часто бывает в среде практиков, в стенах нашего ДОУ родилось собственное новшество. Это — опыт моделирования оздоравливающей, предметноразвивающей, природной среды.
Разработанные нами модели организации среды максимально учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей. Они отличаются по содержанию, размещению основного оборудования, оформлению. Модели имеют свою форму-схему: для группы раннего возраста — круг, для младшей и средней групп — овал, для старшей и подготовительной групп — многоугольник.
В построении среды нашла отражение принятая в Ставропольском крае программа В.Ф. Базарного “Здоровое, раскрепощенное развитие детей и подростков”. В соответствии с ней в оформлении учебного пространства мы успешно используем нетрадиционную компоновку столов, зрительно-телесные тренажеры, сенсорные полотна.
Материал по организации оздоравливающей, предметноразвивающей и природной среды в ДОУ представлен в сборнике Т.Г. Олешкевич “Комплексный подход ДОУ г. Буденновска к реализации здоровьесберегающих технологий в воспитании и образовании детей” (2001 г.).
В результате эксперимента отмечена положительная динамика развития детей по всем разделам программы; повысился уровень адаптивных возможностей и психологического благополучия ребенка; снизилась заболеваемость детей на 19 %.
В ходе эксперимента наработан широкий спектр материалов, которые представлялись на семинарах и совещаниях для руководителей управлений и практических работников ДОУ на региональном, краевом и всероссийском уровне.
Хотя эксперимент еще продолжается, нас уже волнует, что же там — за поворотом? Ведь каждая реализованная идея должна иметь свое продолжение. Поэтому в перспективе мы считаем, что необходимо акцентировать свое внимание на создании качественно новой, акмеологического уровня образовательной среды, позволяющей осуществлять разноуровневое обучение и воспитание, обеспечивающей успех каждого ребенка и каждого педагога.
Василевская В.П., заведующая детским садом № 25, г. Буденновск, Ставропольский край.