Первым всегда тяжело
Наша школа начала свою жизнь с 1 сентября 1999 года на базе детского сада. Объединили 2 группы дошколят и учащихся 1—9 классов. Уже первые месяцы работы определили необходимость решения здоровьесберегающих задач, вытекающих из нижеследующих проблем.
1. Высокий уровень заболеваемости детей в первый год работы ~ 27,4 дня в среднем на одного ученика пропущено по болезни; детей с хроническими заболеваниями, в детском саду — с дефицитом массы тела.
2. Наличие вредных привычек у детей — многие курили, были такие и среди учеников 1—4 классов, обнаружились нередкие факты употребления алкогольных напитков.
3. Повышенная конфликтность детей, низкая эмоциональная устойчивость.
4. Отрицательное влияние средств массовой информации, социальных проблем общества, которые в значительной степени определяли приоритеты и жизненные ценности растущего поколения.
5. Более 10% детей по заключению медико-педагогической экспертизы имели задержку психического развития, умственную отсталость, что требовало обучения по программам специальной коррекционной школы.
6. Недостаточное внимание со стороны семьи к проблемам обучения, воспитания, здоровья ребёнка.
Работа фактически началась со второй четверти первого учебного года. Были пройдены этапы: аналитико-целеполагающий (анализировали текущие и итоговые результаты деятельности школы — успеваемость, пропуски занятий и их причины, статистические данные результатов медосмотра, поведенческие и социальные проблемы детей, аспекты взаимоотношений в коллективе школы: ученики-педагоги-родители; определили перспективные направления, которые позволили бы нам хоть немного улучшить ситуацию, в первую очередь со здоровьем детей). Программно-методический (проработали документы Минобразования РФ, Концепцию развития образования, регламентирующие приказы и постановления Департамента образования администрации Ярославской области, СанПиН). Работали над созданием программ, планов. Подбирали соответствующие методики, методические рекомендации. В 2001/02 учебном году работали в рамках регионального эксперимента по теме “Сельская школа — центр комплексной поддержки детей и развития социума”, руководитель эксперимента докторант кафедры социальной педагогики Ярославского ГПУ Л.Ф. Тихомирова. Управленческо-организационный этап включал оборудование кабинетов, соответствие мебели росту учащихся, освещение, проветривание, цветовое оформление школьных рекреаций; введение третьего часа физкультуры, обязательной утренней зарядки. Осуществлялась направленность учебно-воспитательного процесса на формирование культуры здоровья, духовных и нравственных качеств (ответственности, честности, трудолюбия, доброты, взаимопомощи и т.д.). Происходило взаимодействие с социальными партнёрами, которые стали участниками образовательного процесса. Организовано детское ученическое самоуправление в форме школьной республики “Лучизар”. Организована работа ежегодного оздоровительного лагеря на базе школы в летнее время.
Сегодня школа находится на этапе корректировки и углубления направлений деятельности на основе полученных результатов 2004/05 учебного года. Сохраняя все вышеперечисленные направления, предполагаем в 2005/06 году больше внимания уделить индивидуальным и групповым формам работы на основе полученных в результате диагностики образовательных проблем и запросов детей и их родителей.
Цель этого учебного года — отработка образовательного процесса до уровня здоровьесохраняющей системы, когда в процессе обучения учащиеся получают основные знания, у них формируются навыки, умения, убеждения по культуре здоровья, культуре труда и экологии, быта, общественной жизни.
Первоначальная реакция медиков на дополнительную работу школы по оздоровлению детей была неоднозначной. Обозначилась позиция: “Каждый должен заниматься своим делом”. Однако в последние годы мы находимся на стадии взаимопонимания, помощи. В 2004/05 учебном году по договору со школой сотрудниками кафедры госпитальной педиатрии ЯГМА была разработана оздоровительная программа для детей с частыми заболеваниями органов дыхания на основе современных методов диагностики. Проведена оценка клинико-иммунологической эффективности восстановительного лечения детей в возрасте от 2 до 9 лет. Обследовано 20 детей с частыми повторными бронхитами, ринофаринготрахеитами, хроническим аденоидитом. Базисное восстановительное лечение детей включало диетотерапию, лечебно-охранительный режим, лечебную физкультуру, поливитамины, санацию носоглотки (протаргол, фурацилин, раствор морской соли) в течение 3 месяцев.
По данным катамнеза, в течение 6 месяцев выявлена положительная динамика: уменьшилось общее число и снизилась средняя длительность респираторных заболеваний. В результате оздоровления значительно улучшилось общее состояние детей, уменьшились симптомы хронической интоксикации. При проведении иммунологического обследования детей выявлена положительная динамика в виде достоверного повышения уровней иммуноглобулина G и M, секреторного иммуноглобулина А.
В основу образовательного процесса школы мы постарались заложить здоровьесберегающие технологии. Используются элементы педагогических технологий В.Ф. Базарного, Ш. А. Амоношвили, С.Н. Лысенковой, В.Н. Зайцева. На уроках вводятся физкультурные паузы, работа идет в режиме динамических поз и охраны зрения. Введен третий урок физической культуры. В школе создается здоровьесберегающая среда (соответствие цветовой гаммы школьных рекреаций требованиям санитарным нормам и правилам, озеленение школы, оформление уголков здоровья, подготовка классных помещений и др.).
Педтехнологии используются в адаптированном варианте, приближенном к возможностям школы на начальной ступени обучения. Так, например, для внедрения в учебный процесс технологии В.Ф. Базарного директором школы была проведена следующая работа: предварительное знакомство с теорией в библиотеке Института развития образования г. Ярославля; поездка в Сергиев Посад в Научно-внедренческую лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования; информирование сотрудников отдела образования о результатах посещения лаборатории и основных особенностях технологии, условиях сотрудничества; знакомство педколлектива школы с технологиями, просмотр видеофильмов, выдача методической литературы для изучения на школьной кафедре “Начальной школы и дошкольного воспитания”; пропаганда педтехнологий на семинарах директоров и заместителей директоров образовательных учреждений Ярославского муниципального округа; помощь учителям начальной школы в оформлении офтальмологических тренажёров, парт с наклоном рабочей поверхности и др. (в период отсутствия в школе финансов). Заместителем директора проводилась соответствующая организационно-методическая работа: участие в проработке методических рекомендаций; помощь в подготовке уроков; организация и участие в мониторинге и анализе результатов учебного процесса и сохранности здоровья детей; изучение опыта работы учителей. В результате работы педагогов появился технологически воспроизводимый опыт организации урока по технологиям В.Ф. Базарного. В частности, это наработки по обучению в движении, опыт работы с офтальмотренажёрами, организация раздельного обучения мальчиков и девочек, а также обучение детей с помощью “экологического панно”.
При внедрении данных технологий пришлось столкнуться с рядом трудностей. Среди них: новизна и существенные отличия системы от традиционных технологий, преобладающих на сегодняшний день в школах; необходимость в методической и консультативной помощи при внедрении технологии; недостаточное финансирование (хотя бы для приобретения школьной мебели); проблема переподготовки педагогов.
Мониторинг за состоянием развития учащихся проводится с 1 учебного года и является важной составляющей образовательного процесса. Самым простым и доступным показателем, характеризующим здоровье учащихся, является количество пропущенных учебных дней за год.
Местные власти понимают важность здоровьесохранительной работы, в случае возникновения острой необходимости оказывают школе поддержку. На базе школы проводилось два больших районных семинара для руководителей образовательных учреждений по указанной проблеме. Многие школы работают над проблемой сохранения здоровья детей, возможно, используя наш опыт.
Отношение детей и родителей к здоровьесберегающей работе положительное. Хотя следует отметить, что в первые годы работы наблюдалось некоторое раздражение по поводу необходимости прилагать дополнительные усилия к процессу воспитания своего ребенка. Диагностический опрос родительского мнения по поводу деятельности школы в области здоровьесбережения на 2005/06 учебный год показал 100-процентное одобрение.
Дубровина В.И., директор МОУ “Пестрецовская основная общеобразовательная школа”, д. Пестрецово, Ярославский район, Ярославская область.