Мальчишки растут быстрее!
Необходимость введения здоровьесберегающих технологий назревала давно. Ежегодно отмечалось ухудшение здоровья школьников. Мы уменьшали нагрузки в учебном плане, использовали шестидневное обучение для 2—11 классов, пятидневное — в ступенчатом режиме — для 1-х классов и т. п. Однако эти методы кардинально не решали проблемы. Администрация школы и учителя были озабочены поиском новых технологий и форм обучения, способствующих здоровьесбережению.
В 2001 году решили освоить и внедрить методику В.Ф. Базарного. Для этого провели большую подготовительную работу:
1. Была организована встреча с В.Ф. Базарным учителей и родителей.
2. Было проведено общешкольное родительское собрание, в котором приняли участие родители будущих первоклассников. Участникам встречи были представлены диагностические данные о положительных изменениях в состоянии здоровья, развития и обучения учащихся по этой здоровьесберегающей системе.
3. Учителя школы изучали методическую литературу.
4. Провели встречи с учителями школ города, уже работающими по данной технологии. Выступления коллег были убедительны. Посетили уроки учителей, работающих по этой методике.
5. Все учителя музыки и начальных классов приняли участие в трехдневном семинаре с композитором Г. Струве.
6. Подготовили классы: изготовили конторки, нарисовали систему условных символов “СУС”, приобрели аппарат Рота (для измерения остроты зрения), заготовили сюжетные картинки — практикум.
Надо признать, что учителя и родители первоначально настороженно относились к освоению данной технологии. Тем не менее после большой подготовительной работы, по заявлениям родителей были скомплектованы 2 экспериментальных класса: класс мальчиков — 17 учеников и класс девочек — 21 ученица. Учителей, классных руководителей подбирали с учетом личностных качеств.
План учебно-воспитательной работы формировался в соответствии с требованиями здоровьесбережения: усилена образовательная область физкультуры — 3-й час отведен для освоения основ танца, до начала учебных занятий отведено время для утренней гимнастики, было спланировано ежедневное проведение 1—2 динамических пауз в спортивном зале школы. Эта работа проводилась в целом по школе, а не только в экспериментальных классах.
Кроме того, на каждом уроке проводились тренинги по “СУС”, обязательно во всех классах проводились физкультминутки. Регулярно велась работа по тренировке внимания, творческого воображения, развития речи, использовались формы двигательного режима.
В экспериментальных классах все дети привыкли работать за конторками. К концу года самостоятельно контролировали себя, то есть без напоминания учителя меняли режим обучения.
Учащиеся этих классов на протяжении всего учебного года посещали хоровой кружок, кружок ложкарей. Ежедневно проводились прогулки на свежем воздухе. Разучивали подвижные игры, катались зимой на лыжах, регулярно посещали бассейн. Классы по просьбе родителей работали в режиме ГПД. В классах много детей с ослабленным здоровьем, из социально-проблемных семей.
Праздники проводятся совместно: мальчики приглашают девочек, и наоборот.
Работа по активному внедрению здоровьесберегающих технологий прошла несколько этапов: подготовительный — 2001—2003 учебные годы (на базе начальных классов, о ней рассказано выше), основной — 2003— 2005 учебные годы (работа всей школы). В это время:
— введен контроль за соответствием школьного расписания норме дневной нагрузки и недельному распределению нагрузки (в соответствии с СанПиНами):
— продолжена работа в классах раздельного обучения, с отслеживанием не только физических показателей сохранения здоровья, но и психологических (уровень тревожности, удовлетворенности школьной жизнью и т. п.), а также педагогических показателей (мотивация, обученность и т. п.);
— разработана система посещения уроков в классах раздельного обучения с целью обмена опытом и освоения двигательного режима в ходе урока;
— обобщен опыт по раздельному обучению в 1—4-х классах. Инструктирование и консультирование педагогов среднего звена, которые продолжают обучение данных классов.
В результате проделанной работы обнаружено: значительное улучшение осанки учащихся (особенно в классах раздельного обучения, работающих с конторками) примерно на 50%, детей с результатом ниже нормы практически не стало. Подобная ситуация с сохранением остроты зрения: ухудшений нет, сохранение — у 70% детей, улучшение — у 30%.
Показатели психического здоровья также налицо: более высокую удовлетворенность школьной жизнью отмечают ученики классов раздельного обучения (78%), у них же выше процент дружеских отношений в классе (65%) и значительно меньше выражена тревожность, адекватность самооценки также ярко выражена в классах раздельного обучения.
Исследование интеллектуального развития показало, что наибольший рост (развитие) получили мальчики при раздельном обучении.
Мотивация в классах раздельного обучения выше, особенно у мальчиков, это отражается и на показателях обучения: дети более успешны в учебе, причем это происходит по нарастающей, год от года.
Эксперимент не завершен, классы раздельного обучения продолжат работу в среднем звене.
Педагоги и администрация соседних школ, а также местные власти относятся с любопытством к нашему опыту, но не торопятся его перенимать. Школы работают с частичным использованием методики (в основном применяют зрительные тренажеры и редко где конторки), не наблюдается и измерительных замеров, свидетельствующих об улучшении или ухудшении здоровья.
Дети и родители нашей школы целиком поддерживают начинания педагогов, активно участвуют в формировании здоровьесберегающей учебно-воспитательной среды школы. По результатам анкетирования, 90% опрошенных детей из классов раздельного обучения предпочли бы обучаться и дальше в таком режиме, 10%, в основном это девочки, воздержались от ответа, либо хотели бы попробовать поучиться в смешанном классе с возможностью вернуться в свой класс. Родители отмечают 100процентную удовлетворенность обучением детей в классах по системе В. Ф. Базарного.
Гилёв Б.Ф., директор МОУ Cpeдняя школа № 2, г. Нытва, Пермская область.
2005 г.
Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского Форума с международным участием. Часть III. — М.: ИД “Ключ?С”, 2005, — 232 с.