Когда в школу идут с радостью
Психическое здоровье невозможно без физического и социального. Сам термин “психическое здоровье” неоднозначен, он прежде всего как бы связывает собою две науки и две области практики — медицинскую и психологическую, так как доказано, что любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии. В некоторых случаях психические состояния становятся главной причиной заболеваний, в других случаях они являются как бы толчком, ведущим к болезни. Иногда особенности психики воздействуют на протекание болезни, иногда физические недуги вызывают психические переживания и дискомфорт. Случаи могут быть разные, но важно то, что взаимовлияние духа и тела, безусловно, признается.
В марте 2001 года отделом образования администрации была разработана городская целевая Программа “Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей”. Принятие и ее реализация позволили комплексно осуществлять систему мер, направленных на улучшение состояния здоровья учащихся.
Отслеживание эффективности внедрения данной опытно-экспериментальной работы не может осуществляться без мониторинга здоровья детей в динамике обучения. Анализ дает возможность корректировать особенности внедрения технологий с подготовкой дополнительных методических рекомендаций. Согласно приказу № 132ОД “Об организации опытно-экспериментальной работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательные учреждения города” от 4.09.2001 г. по ООА г. Буденновска, участие в реализации этой программы принимали все ОУ города.
Нашему Центру “Росток” было поручено методическое руководство и обеспечение эксперимента, одной из основных целей которого является — сбор, обработка и анализ результатов диагностики, предоставленных психологами школ города. Диагностика психологического состояния учащихся проводилась два раза в год (начало и конец учебного года) на протяжении всей экспериментальной работы. В рамках реализации данного направления участвовали 9 контрольных классов, 18 экспериментальных классов (5 из них разделены по половому признаку).
За весь отчетный период было проведено 7 замеров психологического здоровья детей, участвующих в эксперименте. Всего обследовано:
2001—2002 г. — 702 первоклассника
2002—2003 г. — 527 второклассника
2003—2004 г. — 647 третьеклассника
2004—2005 г. — 603 четвероклассника
Краевыми экспериментальными площадками по реализации городской программы являются гимназия № 9 и НОШ № 10. Мониторинг психического состояния детей решено показать детально в данном отчете на примере этих школ.
Гимназия № 9.
Тест Филлипса
Цель исследования: оценка уровня тревожности учащихся.
Сроки проведения: 2001—2004 уч. год (октябрь, май)
Исследуемая функция: школьная тревожность.
Объект исследования: учащиеся начальных классов.
Обоснование выбора методики: тест рекомендован к использованию СКИПКРО.
В экспериментальном классе “А” в течение первых трех лет обучения уровень тревожности менялся незначительно. Более 80 % учащихся имели низкий уровень тревожности, однако на конец эксперимента количество таких учащихся снизилось до 59 %. Это может быть обусловлено сменой классного руководителя, введением в расписание новых предметов, так как последнее обследование проводилось в сентябре, в период адаптации учащихся к новым условиям обучения.
В экспериментальном классе “Б” на 2 и 3 году обучения произошло резкое снижение уровня тревожности, однако в 4 классе на конец эксперимента в данном классе 26% учащихся имеют высокий и повышенный уровень школьной тревожности. Причиной может также служить введение новых предметов и усложнение программы.
Изучение тревожности проводилось по 8 факторам.
1. Общая тревожность в школе. Она характеризует общее эмоциональное состояние учащихся, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. В экспериментальном классе “А” на начало эксперимента высокий уровень по данному показателю имели 25% учащихся, повышенный — 15%. В 2003-2004 учебном году высокий уровень — 10%, повышенный — 38%. На конец эксперимента данный показатель: высокий уровень — 9,1%, повышенный — 36,4%. В экспериментальном классе “Б” на начало эксперимента высокий уровень по данному показателю имели 30% учащихся, повышенный — 22%. В 2003-2004 учебном году высокий уровень — 4%, повышенный — 13%. На конец эксперимента данный показатель: высокий уровень — 3,7%, повышенный — 11,1%. В контрольном классе в 2003—2004 учебном году высокий уровень — 4%, повышенный — 25%. На конец эксперимента данный показатель: высокий уровень — 4,5%, повышенный — 27%. Таким образом, к концу эксперимента наиболее неблагополучное эмоциональное состояние наблюдается в экспериментальном классе “А”.
2. Переживания социального стресса. Характеризует эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты. В экспериментальном классе “А” на начало эксперимента высокий уровень по данному показателю имели 5% учащихся, повышенный — 25%. В 2003—2004 учебном году высокий уровень — 0%, повышенный — 24%. На конец эксперимента данный показатель: высокий уровень — 0%, повышенный — 22,7%. В экспериментальном классе “Б” на начало эксперимента высокий уровень по данному показателю имели 18% учащихся, повышенный — 39%. В 2003—2004 учебном году высокий уровень — 8%, повышенный — 21%. На конец эксперимента данный показатель: высокий уровень — 3,7%, повышенный — 22%. В контрольном классе в 2003—2004 учебном году высокий уровень — 0%, повышенный — 42%. На конец эксперимента данный показатель: высокий уровень — 0%, повышенный — 55%. Из полученных данных можно сделать вывод, что за время эксперимента учащиеся экспериментального класса “А” прошли благополучную социальную адаптацию в коллективе сверстников, так как показатели по данному фактору постепенно снижались. В контрольном классе “Б” количество учащихся с высоким и повышенным уровнем по данному фактору также заметно снизилось, однако 25,7% учащихся испытывают тревожность по поводу социальных контактов со сверстниками. Наиболее неблагоприятное эмоциональное состояние при социальных контактах наблюдается у учащихся контрольного класса.
3. Фрустрация потребности в достижении успеха. Просматривается неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата. В экспериментальном классе “А” на начало эксперимента высокий уровень по данному показателю имели 0% учащихся, повышенный — 15%. В 2003—2004 учебном году высокий уровень — 0%, повышенный — 14%. На конец эксперимента данный показатель: высокий уровень — 0%, повышенный — 13,6%. В экспериментальном классе “Б” на начало эксперимента высокий уровень по данному показателю имели 0% учащихся, повышенный — 26%. В 2003— 2004 учебном году высокий уровень — 0%, повышенный — 8%. На конец эксперимента данный показатель: высокий уровень — 0%, повышенный — 11,1%. В контрольном классе в 2003—2004 учебном году высокий уровень — 4%, повышенный — 63%. На конец эксперимента данный показатель: высокий уровень — 4,5%, повышенный — 59%. Таким образом, у учащихся экспериментальных классов потребность в достижении успеха не фрустрируется. В контрольном классе сложился неблагоприятный психический фон, не позволяющий ученикам развивать свои потребности в успехе.
4. Страх самовыражения. Отражает негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия. В экспериментальном классе “А” на начало эксперимента высокий уровень по данному показателю имели 25% учащихся, повышенный — 15%. В 2003—2004 учебном году высокий уровень — 19%, повышенный — 48%. На конец эксперимента данный показатель: высокий уровень — 18,2%, повышенный — 45,5%. В экспериментальном классе “Б” на начало эксперимента высокий уровень по данному показателю имели 0% учащихся, повышенный — 35%. В 2003-2004 учебном году высокий уровень — 21%, повышенный — 46%. На конец эксперимента данный показатель: высокий уровень — 18,5%, повышенный — 44,4%. В контрольном классе в 2003-2004 учебном году высокий уровень — 13%, повышенный — 17%. На конец эксперимента данный показатель: высокий уровень — 14%, повышенный — 14%. Как видно из результатов обследования, на третьем году обучения у учащихся экспериментальных классов произошел резкий скачок уровня тревожности по данному фактору. Именно в этом возрасте учащиеся начинают подходить к учебе осознанно, учеба становится основным ведущим видом деятельности. Самооценка формируется на основе успешности в учебной деятельности. Отсюда появляется боязнь предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний. В экспериментальном классе “А” на начало эксперимента высокий уровень по данному показателю имели 30% учащихся, повышенный — 15%. В 2003—2004 учебном году высокий уровень — 38%, повышенный — 19%. На конец эксперимента данный показатель: высокий уровень — 36,4%, повышенный — 18,2%. В экспериментальном классе “Б” на начало эксперимента высокий уровень по данному показателю имели 9% учащихся, повышенный — 39%. В 2003-2004 учебном году высокий уровень — 17%, повышенный — 33%. На конец эксперимента данный показатель: высокий уровень — 14,8%, повышенный — 33,3%. В контрольном классе в 2003—2004 учебном году высокий уровень — 13%, повышенный — 21%. На конец эксперимента данный показатель: высокий уровень — 14%, повышенный — 27%. В ходе эксперимента количество учащихся с высоким и повышенным уровнем тревожности по данному фактору менялось незначительно. В целом около 50% учащихся экспериментальных и контрольного классов испытывают негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, достижений.
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих. В экспериментальном классе “А” на начало эксперимента высокий уровень по данному показателю имели — 5% учащихся, повышенный 15%. В 2003—2004 учебном году высокий уровень — 24%, повышенный — 24%. На конец эксперимента данный показатель: высокий уровень — 22,7%, повышенный — 22,7%. В экспериментальном классе “Б” на начало эксперимента высокий уровень по данному показателю имели 13% учащихся, повышенный — 13%. В 2003—2004 учебном году высокий уровень — 4%, повышенный — 21%. На конец эксперимента данный показатель: высокий уровень — 7,4%, повышенный — 22,2%. В контрольном классе в 2003— 2004 учебном году высокий уровень — 17%, повышенный — 4%. На конец эксперимента данный показатель: высокий уровень — 23%, повышенный — 4,5%. В экспериментальном классе “А” на данный фактор значительное влияние оказывают родители учащихся, предъявляющие к ним определенные требования. Ученики данного класса ориентируются на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, в то время как у учащихся контрольного класса и экспериментального класса “Б” окружающие не имеют такого авторитета.
7. Низкая физическая сопротивляемость стрессу. В экспериментальном классе “А” на начало эксперимента высокий уровень по данному показателю имели 5% учащихся, повышенный — 25%. В 2003-2004 учебном году высокий уровень — 10%, повышенный — 33%. На конец эксперимента данный показатель: высокий уровень — 9,1%, повышенный — 31,8%. В экспериментальном классе “Б” на начало эксперимента высокий уровень по данному показателю имели 0% учащихся, повышенный — 26%. В 2003-2004 учебном году высокий уровень — 4%, повышенный — 17%. На конец эксперимента данный показатель: высокий уровень — 3,7%, повышенный — 14,8%. В контрольном классе в 2003—2004 учебном году высокий уровень — 4%, повышенный — 4%. На конец эксперимента данный показатель: высокий уровень — 4,5%, повышенный — 4,5%. Около 40% учащихся экспериментального класса “А” имеют такие особенности психофизиологической организации, которые снижают приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера. В других классах таких учащихся значительно меньше.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями. В экспериментальном классе “А” на начало эксперимента высокий уровень по данному показателю имели 5% учащихся, повышенный — 5%. В 2003—2004 учебном году высокий уровень — 0%, повышенный — 19%. На конец эксперимента данный показатель: высокий уровень — 0%, повышенный — 18,2%. В экспериментальном классе “Б” на начало эксперимента высокий уровень по данному показателю имели 17% учащихся, повышенный — 61%. В 2003—2004 учебном году высокий уровень — 0%, повышенный — 29%. На конец эксперимента данный показатель: высокий уровень — 0%, повышенный — 33,3%. В контрольном классе в 2003—2004 учебном году высокий уровень — 13%, повышенный — 67%. На конец эксперимента данный показатель: высокий уровень — 18%, повышенный — 50%.
В целом можно отметить следующую динамику: в течение эксперимента уровень тревожности менялся следующим образом: 2001—2002 учебный год — самый высокий уровень тревожности в экспериментальном классе “Б” (52%), в 2 последующих года — в контрольном классе (33 % и 29 % соответственно), а на конец эксперимента — в экспериментальном классе “А” (41 %).
Следующим аспектом анализа являлась учебная мотивация.
Методика “Расскажи о школе”
Цель исследования: определение уровня школьной мотивации.
Сроки проведения: 2001—2004 уч. год (октябрь, май)
Исследуемая функция: мотивация.
Объект исследования: учащиеся начальных классов.
Обоснование выбора методики: Тест рекомендован к использованию СКИПКРО.
В экспериментальном классе “А” учебная мотивация повышалась. Так в 2001—2002 учебном году высокую и хорошую мотивацию имели 20% и 30% учащихся соответственно, а в 2003—2004 уч. году — высокую — 10%, хорошую — 60%, на конец эксперимента учащиеся данного класса посещали школу с удовольствием и хотели учиться. Что же касается экспериментального класса “Б”, в 2003-2004 учебном году резко выросло количество учеников с низкой и негативной учебной мотивацией, а в 2004—2005 учебном году их количество возросло еще на 6%. Если в первом классе таких учеников вообще не было, то к началу их стало 52%. В контрольном классе также произошел рост учеников с низкой мотивацией, которые ничего привлекательного в учении не находят и не осознают цели обучения. Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями. Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением.
В связи с этим вполне закономерными кажутся результаты, полученные в экспериментальном классе “А”. Однако результаты двух других классов дают почву для дальнейшего обследования. Такие результаты могут быть вызваны несформированностью важнейших психических функций у данных учащихся.
Методика АСО
Цель исследования: определение уровня самооценки.
Сроки проведения: 2001—2004 уч. год (октябрь, май)
Исследуемая функция: самооценка.
Объект исследования: учащиеся начальных классов.
Обоснование выбора методики: тест рекомендован к использованию СКИПКРО.
На протяжении всей экспериментальной деятельности процент детей с неадекватной самооценкой практически в два раза превышал количество учащихся, имеющих адекватную самооценку.
Для формирования адекватной самооценки ребенка необходимо создание успешных ситуаций, в которых ребенок смог бы адекватно оценить свои возможности, причем эти условия должны создаваться всеми участниками образовательного пространства (педагогами, психологами и родителями).
Так как в большинстве случаев всем окружающим ребенка взрослым не удается соблюдать необходимые условия, то и процесс формирования адекватной самооценки у учащегося не всегда дает положительные результаты.
Определение адаптоспособности и биоритмичного состояния учащихся
Цель исследования: определение адаптоспособности и биоритмичного состояния учащихся.
Сроки проведения: 2001—2004 уч. год (октябрь, май)
Исследуемая функция: адаптационные возможности организма.
Объект исследования: учащиеся нач. классов.
Обоснование выбора методики: тест рекомендован к использованию СКИПКРО.
Адаптационные способности определялись длительностью индивидуальной минуты, которая является относительно стойким показателем, характеризующим эндогенную организацию времени и адаптационные возможности организма.
Анализируя полученные данные, необходимо отметить, что большинство детей, как в экспериментальных, так и в контрольных классах, имеют высокий и средний уровни адаптационных способностей на протяжении всего периода реализации комплексной целевой программы “Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей г. Буденновска”.
НОШ № 10.
Сравнительный анализ результатов мониторинга психического состояния учащихся за весь отчетный период.
Тест Филлипса
Цель исследования: оценка уровня тревожности учащихся.
Сроки проведения: 2001 — 2004 уч. год (октябрь, май)
Исследуемая функция: школьная тревожность.
Объект исследования: учащиеся нач. классов.
Обоснование выбора методики: тест рекомендован к использованию СКИПКРО.
Анализируя полученные данные, необходимо отметить, что количество детей, имеющих высокий и повышенный уровень общей тревожности как показатель эмоционального состояния, связанный с различными формами их включения в жизнь школы, на протяжении всей опытно-экспериментальной работы остается низким. Причем в экспериментальном классе “А” и контрольном классе “В” к концу реализации программы повышенный и высокий уровень тревожности заметно снизился и составил 4% от количества детей в каждом классе. В экспериментальном же классе “Б” после реализации 1 этапа программы появилась тенденция к повышению процента детей с высоким и повышенным уровнем тревожности, но к концу экспериментальной работы количество учащихся с данным уровнем тревожности уменьшилось с 33% до 10%.
Практически во всех классах, как в контрольных, так и в экспериментальных, высокий и повышенный уровень тревожности отмечается по факторам: страх самовыражения — это негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей; а также страх ситуации проверки знаний остается актуальным на протяжении всего эксперимента и особенно обострился за последние полтора года. Скорее всего это связано с тем, что ввелась оценочная система, и дети испытывают страх не только перед получением плохой оценки, но и перед негативными высказываниями, которые могут последовать в результате этого, как со стороны значимых для ребенка взрослых, так и со стороны сверстников.
Методика “Расскажи о школе”
Цель исследования: определение уровня школьной мотивации.
Сроки проведения: 2001—2004 уч. год (октябрь, май)
Исследуемая функция: мотивация.
Объект исследования: учащиеся нач. классов.
Обоснование выбора методики: Тест рекомендован к использованию СКИПКРО
Анализируя полученные в ходе исследования данные, можно отметить следующие изменения. Количество детей с высоким и хорошим уровнем школьной мотивации изменялось во всех классах на протяжении всего периода. В экспериментальном классе “А” на начало реализации программы 11% детей имели высокую мотивацию, в начале 2004—2005 учебного года количество возросло и составило 26%. Уровень хорошей мотивации заметно понизился с 27% до 17%. В контрольном классе “В” число детей с высоким и хорошим уровнем мотивации постоянно росло и составило 22% и 31% соответственно. Это говорит о том, что школа все меньше стала привлекать детей своими внеучебными сторонами, но это не значит, что у всех учащихся повысилась учебная активность. В экспериментальном классе “Б” процент детей с высоким и хорошим уровнем школьной мотивации менялся, в основном, понижаясь. При этом количество детей с низким и негативным уровнем заметно повышалось и к концу внедрения эксперимента составило 35% (низкий уровень) и 18% (негативный уровень).
Методика АСО
Цель исследования: определение уровня самооценки.
Сроки проведения: 2001—2004 уч. год (октябрь, май)
Исследуемая функция: самооценка.
Объект исследования: учащиеся нач. классов.
Обоснование выбора методики: тест рекомендован к использованию СКИПКРО.
Сравнивая результаты диагностики за весь период реализации городской программы, хочется отметить, что количество детей, имеющих адекватную самооценку, росло на протяжении всей экспериментальной работы и к концу исследования составило большинство учащихся, как в контрольном, так и в экспериментальных классах.
Для объяснения сложившейся ситуации можно предположить следующее, что в образовательном учреждении во время всего эксперимента велась активная работа по формированию адекватной самооценки у детей.
Определение адаптоспособности и биоритмичного состояния учащихся
Цель исследования: определение адаптоспособности и биоритмичного состояния учащихся.
Сроки проведения: 2001—2004 уч. год (октябрь, май)
Исследуемая функция: адаптационные возможности организма.
Объект исследования: учащиеся нач. классов.
Обоснование выбора методики: тест рекомендован к использованию СКИПКРО.
На протяжении всей экспериментальной работы у большинства детей и в экспериментальных, и в контрольном классе сохраняется средний уровень адаптационных способностей организма. Хотя на начальном этапе 52% детей в контрольном классе имели высокий показатель индивидуальной минуты, сейчас же этот показатель снизился до 9%, но число учащихся со средним уровнем возросло с 48% до 91%.
Анализируя полученные данные, необходимо отметить, что к концу реализации городской программы наблюдается тенденция к снижению общего уровня тревожности учащихся экспериментальных и контрольных классов ОУ города.
Рассматривая динамику тревожности по каждому фактору, по-прежнему наблюдается увеличение количества детей, имеющих высокий и повышенный уровни тревожности по некоторым факторам отдельно.
Сравнительный анализ результатов диагностики на протяжении всего экспериментального периода показал, что высокий уровень тревожности у учащихся школ города незначительно увеличился практически по всем факторам. Особенно это отражено на факторах: страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
Самый большой процент высокого уровня тревожности выявлен по 5 фактору (страх ситуации проверки знаний). Он составляет 20%. Возможно, причиной этого является то, что в 3 классе ввелась оценочная система. Дети боятся быть оцененными, особенно если эта оценка их знаний или достижений будет отрицательной, т. к. взрослые, занимающие значимое место в жизни ребенка, не всегда правильно реагируют на полученную им оценку, показывая своё отрицательное отношение не к действиям ребенка, а к нему самому. В результате этого может последовать негативное отношение учащегося к себе.
Заметно увеличился как высокий, так и повышенный уровни тревожности по фактору “страх самовыражения”. В начале обучения детей в ОУ (октябрь 2001г.) высокий уровень тревожности составлял 7%, а повышенный — 12%, результаты последнего замера (октябрь 2004г.) показали, что высокий уровень составляет 17%, а повышенный — 14 %.
Эта разница в процентах, увеличивающаяся с каждым годом, говорит о том, что детям все труднее становится раскрепоститься и выразить себя в каком-либо виде деятельности, продемонстрировать свои возможности.
Это вызывает у них негативные эмоциональные переживания ситуаций, связанных с необходимостью самовыражения. Также на обострение этого страха влияют взаимоотношения учащихся между собой и возможные отрицательные реакции со стороны сверстников в случае неудачи.
Количество детей (учащихся экспериментальных и контрольных классов школ города), имеющих адекватную самооценку, заметно возросло: если на начало внедрения программы их количество составляло лишь 48%, то к концу эксперимента уже 78% школьников. Возможно, это непосредственно связано с взрослением учащихся и развитием способности более адекватно оценивать себя, а также с наиболее согласованными и правильными действиями всех участников образовательного процесса (педагогами, родителями, узкими специалистами).
Сравнивая и анализируя полученные в результате диагностики данные, следует отметить тенденцию к возрастанию процента детей, имеющих высокую и хорошую мотивацию. Это говорит о том, что большинство детей осознали необходимость обучения в школе возможно, благодаря работе педагогов и психологов по формированию позитивного отношения к школе. Увеличение числа учащихся с высокой и хорошей мотивацией возросло за счет уменьшения процента с положительной, хотя количество детей с низким и негативным отношением к школе, остается практически на том же уровне.
Канева О.А., специалист ЦППРК “Росток”; Зардарян Л.Л., директор Центра, г. Буденновск, Ставропольский край.
Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского Форума с международным участием. Часть III. — М.: ИД “Ключ-С”, 2005, — 232 с.