Мы начинали в одиночку
Школе № 51 г. Рязани двадцать лет. Все эти годы коллектив находился в поиске путей, позволяющих не разрушать, а в некоторых случаях улучшать здоровье доверенных нам детей, причем как здоровье тела, так и здоровье души.
Мы пытаемся решать эту проблему несколькими путями: созданием комфортной психологической среды; природосообразностью образовательного процесса; использованием здоровьесберегающих технологий (в том числе и В.Ф. Базарного).
Радостной атмосфере, ощущению каждым участником сообщества своей значимости способствует созданная нами на основе Педагогики общей заботы И.П. Иванова школьная педагогическая система. Наша главная высокая цель — улучшение окружающей жизни через улучшение себя. Основными принципами мы определили гуманизм, бескорыстие, товарищество, творчество, заботу. Благодаря этой системе наших учеников (бывших и нынешних) отличает доброжелательность, активная жизненная позиция.
Формы и методы разнообразны. Каждое дело обязательно должно придумываться, готовиться и проводиться вместе, быть творческим, новым, полезным не только и не столько для самих участников, сколько для других людей. Ежемесячная обязательная смена командиров классов, звеньев, разнообразных детских объединений дает возможность каждому воспитаннику побывать не однажды в роли организатора, почувствовать груз ответственности за других людей, за дело. А еженедельный обмен коллективными поручениями между звеньями в каждом классе позволяет всем попробовать себя в разных видах деятельности, раскрыть и развить природные способности. Практически каждому ученику школы в течение всей его жизни в школе предоставляются неоднократно возможности принять участие в управлении учебно-воспитательным процессом через многообразные советы дел, советы командиров. Ежегодные осенние выездные лагерные сборы выбранных на второй семестр командиров 5—11-х классов; игры-путешествия, игры-зачеты; откровенные разговоры у костра или свечи, операции “Забота” по оказанию помощи людям, природе, городу; коллективное исполнение песен в “орлятском” кругу; коллективный анализ каждого проведенного дела, подведение итогов каждого прожитого дня — все эти формы и приемы коллективной творческой деятельности способствуют укреплению психического и духовного здоровья детей.
При этом важным компонентом данной воспитательной системы являются отношения, которые складываются в результате совместной деятельности участников учебно-воспитательного процесса: отношения товарищеской заботы друг о друге, старших о младших, младших о старших, о знакомых и незнакомых, близких и далеких людях, о Родине, окружающем мире. Умению учащихся строить товарищеские отношения с разными людьми помогают наши дружеские связи и деловое сотрудничество с участниками созданного нами учебно-воспитательного комплекса (двумя детскими садами, школой искусств, детским домом); с 12 школами России, в основе педагогических систем которых лежат идеи И.П. Иванова (мы стали инициаторами проведения межрегиональных сборов старшеклассников), со школой для слабослышащих и глухих детей (создали совместный, единственный в своем роде театр), с православной гимназией (проводим совместные праздники, поездки по святым местам, взаимные консультации по проведению уроков); с жителями микрорайона школы (придумали и реализуем программу создания единого воспитательного пространства в микрорайоне школы. В 1999 году за это получили статус Федеральной экспериментальной площадки, программа была отмечена грантом). В 2002 году мы стали победителями I Всероссийского конкурса воспитательных систем.
В 1991 году администрация города Рязани впервые подписала договор о сотрудничестве с Рязанской Епархией. С тех пор в нашей школе преподаются для желающих основы православной культуры. Это мощнейшее средство сохранения нравственного здоровья сегодняшнего поколения. Мы замечаем, что даже на фоне благополучной нравственной атмосферы нашей школы классы, в которых ведется предмет православной культуры (в 30 из 49 классов), отличаются большей доброжелательностью, готовностью прийти на помощь, ответственностью, терпимостью. Считаем, что было бы полезно обязательное введение предмета по основам православной культуры во всех классах школы, т.к. знать корни культуры страны, в которой ты живешь, должен каждый.
Многолетняя работа, ориентированная на духовно-нравственное развитие ребенка, дает положительные результаты. При практически неизменном социальном составе семей школьников нашего микрорайона с начала формирования школьной педагогической системы (неблагополучных — примерно 2%, детей из детского дома — 2,2%, многодетных — 3,5%, неполных — 48%, малообеспеченных — 15%), значительно повысился нравственный уровень развития учащихся нашей школы. Если в 1985 году на учете в ИДН стояло 29 наших учащихся, то сейчас нет ни одного такого ученика; если в первые годы не было победителей городских, областных предметных олимпиад, конкурсов, то в последние годы наблюдается их ежегодный рост (в 2004—2005 году — 58 призовых мест), если на первых этапах развития воспитательной системы школы в социально значимой деятельности (помощь нуждающимся, работа по уборке города, строительству различных объектов) принимало участие лишь незначительное число школьников (до 40%), с 1994 года количество участников различного рода операций “Забота” стабильно возрастает (до 90%), значительно увеличилось количество медалистов, не стало учащихся, направляемых в вечерние школы, оставляемых на повторное обучение (в первые же годы работы школы их было до 20 человек). Улучшилась адаптация учащихся в классных коллективах, повысился уровень позитивных межличностных отношений. Во всех классах с 1995 года отсутствуют так называемые изолированные дети, в 10-х и 11-х классах нет даже “отверженных”, год от года возрастает число “предпочитаемых” (от 40%во вновь формируемых 5-х классах, до 74,2%— в 10-х классах); уже к концу первого учебного года отсутствуют дезадаптированные дети.
Большую помощь в наилучшей адаптации учащихся играет Школа будущих первоклассников, в которой в игровой форме ведут занятия с детьми и их родителями различные специалисты (учителя начальных классов, преподаватели ИЗО, музыки, танцев, театрального искусства, психологи, логопеды, социальные педагоги, учителя иностранных языков).
Выборочное определение уровня отношений учащихся к делу и к людям, по оценке самих учащихся, их одноклассников, родителей и учителей, проведенное в 2003—2004 учебном году по методике Ю.А. Клейберга, среди 2-х, 7-х и 11-х классов свидетельствуeт о достаточно высоких показателях проявления духовно-нравственных качеств и нравственной устойчивости личности (при пятибалльной системе все оценки либо приближались к 4, либо превышали 4 балла), то есть все качества (трудолюбие, ответственность, инициативность, организованность, любознательность, активность, честность, бескорыстие, общительность, чувство товарищества, отзывчивость, вежливость) ярко выражены, достаточно хорошо развиты, лидирующими чертами характера у респондентов всех возрастов являются общительность, отзывчивость, ответственность и чувство товарищества. Выбор заботливого отношения к окружающему миру (людям, природе) в качестве ценностного ориентира позволяет позитивно решать задачи духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения.
Для того чтобы образование детей в школе проводилось сообразно природе ребенка, мы постепенно создавали условия для такого развития, используя разнообразные формы, методы и технологии обучения и воспитания.
Родители нашей школы сегодня могут отдать своих детей на обучение с пяти или шести лет в дошкольное отделение, созданное на базе детских садов. Дети до 12 лет могут быть приняты на любое отделение и специальность в школе искусств №7, входящей в наш комплекс (музыкальное — на все инструменты, художественное, хореографическое, театральное; с 2001 г. открыто специальное отделение для детей-инвалидов). По рекомендациям школьных специалистов (на основе результатов входной диагностики) разные дети могут обучаться на разных отделениях: общеобразовательном, художественно-эстетическом, углубленного изучения иностранных языков, коррекционном; в классах раздельного обучения мальчиков и девочек.
Проблема физического здоровья наиболее остро встала в конце 80-х — начале 90-х годов, когда была разрушена прежняя государственная система. Последствия всем известны. Поддержать здоровье детей мы старались различными путями: для детей с проблемами в развитии в 1991 году открыли первый класс педагогической поддержки; в 1993 году создали школьный психолого-медико-педагогический консилиум; в 1995 году открыли первое в области коррекционное отделение; кабинет лечебной физкультуры; ввели в учебный план уроки логоритмики (по авторской программе учителя школы О.С. Сорокиной); уроки музыкотерапии (по авторской программе учителя школы И.В. Родионовой), сказкотерапии; в классах обустроены уголки релаксации (мягкие диванчики, коврики, игрушки, магнитофон с кассетами детских песен и классической музыки); в 1998 году на базе школы создана городская экспериментальная площадка по коррекционно-развивающему обучению.
Педагогами школы внедрены за период 1995—2005 гг. новые методики, технологии, программы, направленные на коррекцию и укрепление психофизических функций: методика развития логического мышления на логопедических занятиях Матвеевой Н.П.; методика обследования будущих первоклассников М.М. Безруких, С.П. Ефимовой; коррекционная нейропсихологическая методика Минадзе Ю.В., Корсаковой Н.К.; методика психолого-педагогического сопровождения детей-левшей Семенович А.В.; методика обучения общению Казанского О.А.; технология КРО Шевченко С.Г.; программа по математике для классов КРО под редакцией Шевченко С.Г.; методики М.Р. Битяновой (по развитию межполовых отношений), В.А. Геодакяна (о развитии полов); педагогическая технология доктора медицинских наук В.Ф. Базарного (апробация).
Школа пользуется популярностью среди родителей. Многих из них привлекает в первую очередь целенаправленная работа коллектива по сохранению и укреплению физического и духовного здоровья детей. Они вовлечены в коллективную творческую деятельность, участвуют в управлении учебно-воспитательным процессом через разнообразную систему советов, в том числе и советы микрорайона, руководят кружками, ходят с детьми в походы, проводят свои игры-путешествия и откровенные разговоры при свечах.
Наше образовательное учреждение получает реальную помощь от системы здравоохранения. В школе действуют: стоматологический кабинет; кабинет лечебной физкультуры; медицинский кабинет; консультации проводит психоневролог медуниверситета.
Медицинское обслуживание школы осуществляется дошкольно-школьным отделением МУЗ городской детской поликлиники № 7. В школе постоянно работает врач-педиатр и детская медсестра.
С 1993 года работа проводится согласно совместному приказу Министерства здравоохранения РФ и Министерства просвещения РФ №186/272 от 30.06.92 г. “О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях”.
В соответствии с этим приказом внедрена скрининг-программа и трехэтапная система медицинского обслуживания учащихся, которая позволяет выявлять в более ранней стадии те или иные отклонения в состоянии здоровья школьников, проводить своевременную коррекцию, лечение и профилактику различных заболеваний:
I этап — доврачебный осмотр — скрининг-программа — измерение роста, веса, остроты зрения, слуха, АД, постановка функциональных проб, определение биологического возраста, половой формулы.
II этап — осмотр врача педиатра с анализом скрининг-тестов, распределение на группы здоровья и физкультурные группы.
III этап — специализированный — осмотр врачами специалистами детской поликлиники № 7 — невролог, окулист, хирург-ортопед, отоларинголог, эндокринолог.
Медработники школы проводят постоянный контроль за санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим режимом; физвоспитанием; питанием учащихся.
Для профилактики ОРЗ организуется кварцевание кабинетов, классные воспитатели ежедневно раскладывают мелко нарезанный лук. Эти меры способствуют постоянному снижению уровня острых инфекционных заболеваний от 288 в 2000 г. до 275 в 2004 г. (в школах округа в 2004 г. —369).
Для профилактики близорукости и предупреждения зрительной утомляемости на уроках проводятся специальные упражнения по Аветисову, используются офтальмотренажеры Базарного.
Благодаря этому, уровень заболеваемости близорукостью за 5 лет снизился с 14,7% в 2000 году до 12% в 2004 году (в школах округа — 16).
Для предупреждения утомляемости в младших классах на уроках проводятся физкультминутки — комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения; упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти; упражнения для мобилизации внимания. На переменах — подвижные игры, бег по лабиринтам, лазание по шведским стенкам, игра в классики.
Для профилактики заболеваний костно-мышечной системы (нарушение осанки, плоскостопия; сколиозов) в систему физвоспитания включены специальные упражнения, которые обязательно проводятся на всех уроках физкультуры. В результате этого заболеваемость костно-мышечной системы немного снизилась с 39% — 2000 г. до 37,8% — 2004 г. (в других школах — 44).
Положительно на здоровье детей отражается их ежегодное участие в походах. В обязанности классного воспитателя входит обязательный выход с детьми в каникулы (однодневный поход — для 1—5 классов и многодневный для 6—11 классов). В течение последних 5 лет нами ежегодно проводится 1—2 категорийных водных похода.
Укреплению физического здоровья благоприятствует наличие в школе бассейна. Все учащиеся 1—7 классов 1 раз в неделю обязательно посещают бассейн в течение года (29 классов). Остальные — по полугодиям. В июне бассейном ежедневно пользуются дети из нашего школьного лагеря. Это повышает двигательную активность школьников, способствует повышению иммунитета, так как является мощным закаливающим фактором.
Немаловажным для сохранения здоровья детей стал переход школы на новый режим работы, который законодательно стал возможен лишь в 1995 году. 5—6 недель учебы у нас чередуются с недельными каникулами. (В 2004 году наконец-то появились публикации о разумности такого режима работы школы (журнал “Народное образование” № 9, 2004 г. с. 179—182).
Анализируя состояние здоровья школьников за последние 5 лет, можно сделать вывод о том, что оно не ухудшается благодаря совместным усилиям медработников и учителей школы, а некоторые показатели даже улучшаются, на фоне других школ микрорайона.
С 1992 года в школе введено раздельное обучение мальчиков и девочек в 5—9 классах по одному классу в параллели. Нас не удовлетворяли тогда результаты нравственного воспитания, особенно девочек. Мы чувствовали, что раздельное обучение будет более эффективным. Изучив имеющийся исторический опыт работы раздельных школ России, познакомившись с исследованиями особенностей головного мозга мужчины и женщины ленинградской научной лаборатории Т. Хризман, начали эту работу в одиночестве (к сожалению, в те годы мы не нашли сторонников среди современных школ, лишь в 1999 году познакомились с одной из подобных школ Санкт-Петербурга).
С 1994 года раздельное обучение было введено по просьбе родителей в двух 1-х классах, т.к. очень трудно было менять коллективы в 5-х классах. В 10—11-х классах все мальчики и девочки учатся вместе, хотя по просьбе детей однажды такого объединения не произошло. Результат был не очень хороший. В этом учебном году объединение мальчиков и девочек мы провели уже в 9 классе, т.к. по своему развитию дети опередили своих предшественников. С 3 класса у мальчиков введен дополнительный урок футбола или самбо, у девочек — этикет (по программе И. Ткаченко, г. Армавир) и Л. Мостовой (г. Калуга). Результаты многолетних исследований показывают, что в этих классах лучше развиваются такие качества, как терпимость, аккуратность, нежность (у девочек); смелость, ответственность, решимость, прямолинейность (у мальчиков).
В отличие от смешанных в классах раздельного обучения у детей отсутствуют психоневрологические заболевания (по данным обследования 1-х, 6-х и 10-х классов, проведенных учеными Рязанского государственного медицинского университета в 2003 году) и, как результат, отсутствуют заболевания желудочно-кишечного тракта.
С 2003 года в школе работает кабинет психологической релаксации “Импульс”, в котором проводятся занятия различного направления:
1. Занятия по музыкальной терапии с элементами лепки из глины или теста, рисование, игры в музыкальные инструменты .
2. Сказкотерапия для учащихся начальной школы и учащихся ГПД (автор И. Вачков).
3. Часы общения учащихся классов с психологом по текущим проблемам (по заявкам).
4. Факультатив для учащихся 9-10 классов по психологии.
5. Тренинговые занятия по социально значимым навыкам и умениям (разработка В.А. Родионова) для учащихся.
6. Выставки творческих работ учащихся, родителей, учителей школы и жителей микрорайона.
7. Творческие встречи по интересам жителей микрорайона. Работа клуба “Единомышленники” (встречи с различными специалистами: врачом, социологом, психологом, юристом, наркологом).
8. Выставка-обзор книг, программ, статей по психологии.
9. Диагностические игры с детьми, практикум родительско-детских отношений в Школе будущего первоклассника.
10. Коррекционные занятия “Миры в песке” с интерактивными детьми, способствующие структуризации межличностных отношений. Используется емкость, наполненная песком (идея M. Lowenfeld).
11. Занятия с учащимися и родителями, и работниками школы по саморегуляции и релаксации (так называемые “Комфорт-паузы” с использованием аудио и видеоматериалов. Цель: снятие напряжения, профилактика стрессов, восстановление психического равновесия по методике Л.П. Дьяченко.
Коллектив школы в настоящее время находится лишь в начале пути овладения педагогическими технологиями В.Ф. Базарного. Начато теоретическое изучение имеющихся материалов, в ряде начальных классов проводится обучение в движении, используются офтальмотренажеры, хоровое чтение, обучение ребенка овладению устной и письменной речью, образным мышлением с помощью бескнижного обучения (Школа будущего первоклассника). Хоровое пение в кругу как один из инструментов нашей педагогической системы давно заняло свое прочное место в воспитательном процессе, приступаем к обучению за конторками.
Маслюк О.Н., директор школы № 51, Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, г. Рязань.
Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского Форума с международным участием. Часть III. — М.: ИД “Ключ-С”, 2005, — 232 с.