Способы преодоления эмоционального неблагополучия у младших школьников
Под эмоциональным неблагополучием многими авторами рассматривается отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов (А.В. Запорожец, А.И. Захаров и др.). Эмоциональное неблагополучие возникает из-за особенностей эмоционально – волевой сферы ребенка, в частности нарушения адекватности реагирования на воздействия из вне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения.
Анализируя эмоциональные проблемы с точки зрения нарушения систем отношений, В.Н. Мясищев выделяет 3 основные группы детей. В первую группу входят ребята, эмоциональные трудности которых проявляются в рамках межличностных отношений. Их отличает повышенная возбудимость, которая может выражаться в бурных аффективных вспышках в процессе общения, особенно со сверстниками. Негативные эмоциональные реакции могут возникать по любому незначительному поводу.
Вторая группа детей отличается выраженным внутриличностным конфликтом. В их поведение прослеживается заторможенность, слабовыраженная общительность. Они глубоко переживают обиду, подвержены необоснованным страхам.
Третья группа детей характеризуется выраженными внутриличностными и межличностными конфликтами. В их поведение преобладает агрессивность, импульсивность.
Получается, что ученики, имеющие эмоциональное неблагополучие испытывают серьезные затруднения при взаимодействии как в учебной ситуации, так и в межличностных контактах. Большинство ученых отмечают у таких детей заниженную самооценку, низкий уровень притязаний и недостаточно эффективное общение с окружающими (Н. Л. Белопольская, В. В. Лебединский и др.). Успешное общение в данном случае важно не столько само по себе, сколько в качестве основы для адаптации учеников к образу школьной жизни и, в более широком смысле, к социальной среде. Для того, чтобы учащиеся могли усваивать учебный материал, им важно уметь сотрудничать и со взрослыми и с одноклассниками, адекватно принимать помощь и реагировать на ситуацию. Только при этих условиях ребята могут справиться с возникающими затруднениями в процессе обучения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дети с эмоциональным неблагополучием будут испытывать те или иные трудности при обучении.
Анализируя проблемы при обучении в начальной школе, С.В. Вахрушев выделил четыре основные трудности, которые возникают у учеников. Во-первых, в школе тяжело учиться детям, у которых низкие способности, они с трудом усваивают программу по основным предметам на протяжении длительного периода. Если исключить снижение познавательных возможностей, то наиболее вероятными психологическими причинами являются нарушение учебной мотивации, повышенная тревожность, нарушение отношений с учителем, развитие ребенка по типу «Хроническая неуспеваемость» и по типу «Уход от деятельности». Дети с «хронической неуспеваемостью» постоянно боятся ошибиться, сделать что-нибудь не так, они нерешительны, пассивны, болезненно переживают строгие замечания и отрицательные отметки, которые еще больше дезориентируют их учебную деятельность и, таким образом, неудачи становятся хроническими. Как правило, у таких детей преобладающей характерологической чертой является тревожность. В этом случае завышенные притязания близких взрослых, авторитарный принцип работы учителя только лишь поддерживают или увеличивают проявление тревожности. В ситуации «ухода от деятельности» ученики склонны фантазировать, стремятся любыми способами завладеть вниманием учителя. Чаще всего, такое поведение обусловлено неудовлетворенной потребностью во внимании, сочетающейся с легкой тревожностью, преобладающей мотивации избегания неудач.
Во-вторых, трудности при обучении возникают у учащихся, которые недостаточно старательные, скучают на уроке, редко включаются в работу, по словам учителей «ленятся, учатся ниже своих возможностей». Помимо перечисленных выше психологических причин, такое поведение возможно из-за замедленного темпа деятельности и снижения общего тонуса, самочувствия. Безусловно, определённую роль здесь играет недостаточный уровень профессионального мастерства учителя работать с детьми в режиме поддержания у ребёнка мотивации и интереса к учёбе.
В-третьих, обучение затруднено у детей, которые не внимательные. Эти ученики часто торопятся, отвечают, не подумав, и даже, когда стараются, обязательно что-нибудь забудут или будут делать не то, что задает учитель, иногда не могут ответить, хотя учили дома. Среди основных причин данных проблем можно выделить несформированность произвольно – волевой сферы, развитие по типу «уход от деятельности», повышенную тревожность.
В-четвертых, трудно учиться детям с нарушениями в поведения. Эта группа учеников не может выполнять правила поведения в школе, они легко возбуждаются, суетливы, неусидчивы, не реагируют на замечания, мешают проводить уроки, эмоционально неустойчивы. В этом случае, основными причинами могут быть проблемы в развитии, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), моторная расторможенность, развитие по «игровому» типу или по типу «негативистичной демонстративности».
Трудным, практически непереносимым для таких детей является проведение урока в режиме традиционной педагогической усидчивости . При развитии по «игровому» типу дети не могут ответственно относятся к учебе, равнодушны к своим неуспехам и оценкам, не всегда хотят выполнять домашние задания, не замечают своих ошибок, могут быть капризными и неуправляемыми, не способны подчиняться школьным требованиям. Основной причиной является непринятие школьником дисциплины, учебной усидчивости из-за отсутствия произвольности в регуляции поведения. Развитие по типу «негативистической демонстративности» чаще наблюдается у детей c синдромом СДВГ. В этом случае дети неуправляемы, не чувствительны к разным способам педагогического воздействия, сознательно нарушают школьные нормы поведения, т.е. по наблюдению учителей «делают все назло». Кстати таких детей с каждым годом всё больше и больше. К сожалению, учителя чаще оказываются не подготовленными для работы с такими детьми.
Необходимо отметить, что в основе проблемы неуспеваемости лежит не одна причина, а несколько и довольно часто они действуют в комплексе. В любом случае у детей с трудностями в обучении фиксируется эмоциональное неблагополучие. Поэтому младшим школьникам, имеющим трудности при обучении, необходима дополнительная помощь не только по ликвидации пробелов в знаниях, но и по развитию социально-адаптивных функций.
Анализ литературных данных показал, что для снижения трудностей в обучении младших школьников необходимо осуществлять психологическую коррекцию эмоциональных нарушений. Система психологических воздействий должна быть направлена на смягчение эмоционального дискомфорта, повышение физической активности, самостоятельности, устранению вторичных личностных реакций, таких, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и т.д. Значительный этап работы с детьми – формирование адекватной самооценки, уровня самосознания, саморегуляции и эмоциональной устойчивости за счет расширения опыта преодоления трудных ситуаций (Р.Б. Аугис, Н. Л. Белопольская, Е.Е. Данилова, А.В. Запорожец, А.И. Захаров, В. В. Лебединский, И.И. Мамайчук, Г.Н. Понарядова, В.В. Сорокина, М. Тышкова и др.).
В мировой психологии существуют два подхода к психологической коррекции нарушений в развитие ребенка: психодинамический и поведенческий. При психодинамическом подходе создаются условия, снимающие внешние социальные преграды для разворачивания и разрешения внутриличностного конфликта. Коррекция в рамках поведенческого подхода помогает ребенку усвоить новые реакции, направленные на формирование адаптивных форм, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм.
Дети с эмоциональным неблагополучием имеют особенности, которые необходимо учитывать при оказании психолого-педагогической помощи. Данная категория учеников мало осознаёт свои переживания и не всегда способна понять причины, их вызывающие. Поэтому на трудности в школе эти дети часто реагируют такими эмоциональными реакциями – как гнев, страх, обида. Несбалансированные чувственные аффекты могут создавать всё новые и новые трудности. Поэтому необходимо развивать у детей волевые качества, а так же обучать их безопасному способу активного снятия внутреннегонапряжения.
Можно выделить два основных этапа для снятия эмоциональных напряжений, страхов. На первом этапе необходимо каким-то образом изобразить, визуализировать напряжение, страх. На втором этапе работы детям предлагается моделировать выход из трудной ситуации. Для снятия эмоционального напряжения необходима работа с символами, метафорами (Т.А. Арефьева, Н.И. Галкина, Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, В.Оклендер). Также можно использовать дыхательную гимнастику и физические упражнения (П. Прутцманн, А.С. Прутченко, А.В. Семенович и др.). Важно, чтобы ребенок мог осознавать собственное эмоциональное состояние, адекватно выражать свои чувства. Разработаны специальные задания, которые позволяют актуализировать умения вживаться в роли, распознавать и охарактеризовать эмоциональные состояния (Н.В. Клюева, Н.Л. Кряжева, Е.К.Лютова, А.С. Прутченков, М.А. Свистун и др.).
Часто у учащихся признаки эмоционального неблагополучия сочетаются с недостаточным развитием произвольной сферы, а именно с низким уровнем развития способности к волевым усилиям на преодоление. В начальной школе происходит развитие произвольного внимания учащихся. По данным Г.Н. Понарядовой у неуспевающих школьников исходно низкий уровень внимания, показатели внимания в 1 – 2-х классах примерно одинаковы и лишь к 3-му классу наблюдается небольшой рост. Ученики часто не могут выполнить доступные им по содержанию экспериментальные задания из-за неумения организовать себя в процессе деятельности (Т.В. Егорова, 1973).
Причиной дезорганизации поведения у данной категории учащихся является отсутствие навыков преодоления трудностей и переживание личностной несостоятельности. Такие ребята могут уходить из ситуации или отказываться от достижений; другой вариант – проявление перцептивной защиты, когда дети явно переоценивают свои успехи и не замечают неудачи. Поведение психологически неустойчивой личности можно представить в виде следующей схемы: задача – мотив – осуществление действий, ведущих к их реализации, – осознание трудности – негативная эмоциональная реакция – хаотический поиск выхода – усугубление осознаваемых трудностей – возрастание силы негативных эмоций – ухудшение функционирования – срыв мотивации или оборонительная реакция. В результате самоиндукции отрицательного эмоционального напряжения возникает «волна дезорганизации», ребенок чувствует при этом полную растерянность, из-за чего формируется «синдром выученной беспомощности», означающий крайнюю степень неустойчивости личности.
Поэтому важно формировать у детей психологическую устойчивость к трудностям. И здесь необходимы не просто знания, а реальный опыт преодоления трудных ситуаций. К трудным ситуациям можно отнести те ситуации, в которых есть рассогласование между основными элементами: целью, условиями и возможностями ученика (Е.Е. Данилова, В.В. Сорокина, М. Тышкова). В конечном итоге ребята должны научиться конструктивно разрешать трудные ситуации. И важно, чтобы таким детям грамотно помогли родители дома и учителя в школе.
Важным этапом в работе с такими детьми является обучение детей практическим навыкам эмоциональной регуляции. Такие навыки можно формировать с помощью следующих этапов: 1) получение информации о содержание того или иного навыка; 2) понимание важности применение навыков; 3) обучение использовать навыки в конкретных ситуациях; 4) тренировка полученных навыков в конкретных ситуациях; 5) разбор возможных ситуаций, в которых наиболее эффективно использовать полученные навыки (С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник, И.В. Стишенок, О. В. Хухлаева и др.). Для этой работы целесообразно использовать складывающиеся трудные ситуации из реальной жизни детей.
Таким образом, у младших школьников при эмоциональном неблагополучии возникают трудности в усвоении существующих жёстко регламентированных школьных программ. При оказании помощи данной группе учащихся важно не только ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках, но также осуществлять коррекцию нарушений в эмоционально-волевой сфере. И самой важной задачей при таким подходе является повышение квалификации педагогических кадров.
Литература:
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ» Сфера», 2000.
- Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2001.
Крупенникова И.В., Старший преподаватель кафедры специальной (коррекционной) педагогики и психологии ГОУ ЯО ИРО; Макарова Е.Р. Старший преподаватель кафедры специальной (коррекционной) педагогики и психологии ГОУ ЯО ИРО, г. Ярославль.
«Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство: теория и практика»
Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 декабря 2011 года
Под редакцией: д.м.н., профессора Базарного В. Ф.
г. Ярославль 2012