Рекомендации депутатских слушаний
«Реализация государственной политики в области охраны здоровья детей и подростков через здоровьесберегающие программы в образовательных учреждениях»
Участники депутатских слушаний, обсудив проблемы, связанные со здоровьем школьников, отмечают, что в последнее время охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения, его интеллектуальное и физическое развитие становятся важнейшими государственными задачами.
По данным Минздравсоцразвития России состояние здоровья детей и подростков в Российской Федерации характеризуется следующими показателями:
– из 13,4 миллионов детей школьного возраста более половины – 53 процента -имеют ослабленное здоровье;
– две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания;
– лишь 10 процентов выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых;
– общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет возросла за последние пять лет на 16 процентов, а юношей и девушек в возрасте 15-18 лет – на 18 процентов;
– продолжается рост показателей болезней органов дыхания, сердечно-сосудистой, нервной системы, крови и кровеносных органов, врожденных аномалий и анемий.
Проведенные Научным исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей Российской Федерации исследования показали, что количество детей в возрасте 6-7 лет, не готовых к систематическому обучению, превышает 32 процента.
Сохраняются высокие уровни элементарно-зависимых заболеваний (гастриты и дуодениты, болезни желчного пузыря и желчевыводящих путей, сахарный диабет). Отмечается ухудшение показателей физического развития. Около 10 процентов детей школьного возраста имеют сниженные антропометрические характеристики. Низкая масса тела у детей и ее дефицит выявляются в 3 раза чаще, чем десять лет назад. Около 7 процентов школьников страдают ожирением.
В системе школьного образования также предпринимаются реальные шаги к решению этих проблем. Однако современная школа слабо использует свой потенциал для укрепления здоровья детей и подростков, формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни и тем самым вносит свою печальную лепту в процесс ухудшения здоровья школьников в период их обучения. Культура бережного отношения к своему здоровью, умение и желание заботиться о нем у большинства школьников, включая выпускников, остаются на крайне низком уровне.
По оценкам специалистов к факторам риска для здоровья школьников, помимо трудностей социально-экономического характера и ухудшения экологии, можно отнести:
– снижение их физической активности;
– стрессовую педагогическую тактику;
– чрезмерную интенсивность образовательного процесса;
– несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
– преждевременное начало дошкольного систематического обучения;
– несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
– функциональную неграмотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья;
– массовую неграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
– частичное разрушение служб школьного врачебного контроля;
– провалы в существующей системе физического воспитания;
– ухудшение качества питания;
– экология.
Перегрузки учащихся и ухудшение их здоровья на протяжении школьного периода обучения обусловлены, во-первых, ориентацией системы образования на «среднего ученика» и, во-вторых, приоритетом процесса усвоения знаний по отношению к развитию личности ребенка, а также формой передачи этих знаний, основанной на информационно-вербальной деятельности учащихся. Уроки строятся на закрепощённо-обездвиженной основе. Кроме того, в погоне за неоправданным усложнением и увеличением объема школьного содержания обучения из зоны внимания учителей, психологов, администрации школ, родителей зачастую выпадают проблемы здоровья учащихся. Отрицательно влияют на здоровье детей и другие факторы внутришкольной образовательной среды: высокая наполняемость класса, перегрузка учебного дня и учебной недели, завышенный объем домашних заданий и дополнительных занятий, эмоциональный дискомфорт, игнорирование в школе постановки осмысленного чтения, уверенной речи и т.д. Нет надлежащего медико-физиологического сопровождения учебного процесса в плане контроля за индивидуальным развитием и динамикой здоровья ребенка.
К сожалению, в школах нередко нарушаются санитарно-гигиенические условия обучения. Недостаточное место в учебном плане школы отводится двигательной активности школьников: уроки физической культуры часто проводятся формально и неэффективно, имеются случаи их неоправданной теоретизации, что уменьшает и без того слабую динамичность учебного процесса в целом, мало внимания уделяется игровым видам спорта: футболу, баскетболу, гандболу, волейболу, не уделяется должное внимание спортивной гимнастике, акробатике. Редкими стали в школе спортивные праздники, Дни здоровья и т.д. Ухудшилось медицинское обслуживание детей в образовательных учреждениях. Недостаточно эффективной в отношении сохранения здоровья учащихся остается работа врача, школьного психолога и психологической службы в целом. Ситуация усугубляется, в частности, тем, что средства массовой информации не уделяют должного внимания предупреждению вредных привычек, повышению культуры семьи, а также формированию у граждан представлений о здоровом образе жизни как личностной и социальной ценности.
Система профессионального образования и система повышения квалификации работников образования не предусматривают подготовки учителей, способных эффективно решать задачи сохранения и укрепления здоровья школьников. Современный учитель и руководитель школы недостаточно осведомлены о здоровьесберегающих технологиях, о возрастных психологических и физиологических особенностях учащихся. К тому же существующий принцип оплаты преподавательского труда заставляет учителя брать на себя непомерную учебную нагрузку, что негативно сказывается на личном здоровье самого педагога, а в ряде случаев – на его отношении к работе, к учащимся и, в конечном итоге, на качестве образования.
Сложившаяся ситуация требует новых подходов к образовательному процессу и необходимости внедрения здоровьесберегающей педагогики в образовательных учреждениях. Программ обучения здоровью в настоящее время существует множество, они отличаются содержанием, объемом, подачей информации. В образовательных учреждениях Астраханской области апробирован на практике ряд здо-ровьесберегающих программ: Е.А. Бабенкова, Л.Ф. Шатохиной, В.Н. Касаткина, Н.К. Смирнова и т.д., которые дают определенные плоды. Наряду с вышеуказанными здоровьесберегающими программами в области используется теория и практика отечественной здоровьесберегающей педагогики доктора медицинских наук В.Ф.
Базарного..
После многолетней экспертизы в 1989 г. система Базарного В.Ф. была официально одобрена и рекомендована Минздравом Российской Федерации в качестве федеральной программы «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательного процесса в детских садах и школах».
Особый интерес вызывает работа в данном направлении Карагалинской средней общеобразовательной школы Астраханской области, прогимназии № 3 и начальной школы-детского сада № 106 «Елочка» г. Астрахани, муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области».
За трехлетний период использование методики Базарного В.Ф. в образовательном процессе вышеуказанными учреждениями дало положительную динамику здоровья детей. Сократилось количество болеющих детей, наблюдается резкая динамика роста учащихся, занимавшихся в режиме динамических поз, процесс ухудшения зрения приостановился и стабилизировался и т.д.
Депутаты Государственной Думы Астраханской области, выражая озабоченность по данной проблеме, считают, что необходимо объединить усилия органов государственной власти, школы, общественности, семьи в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей.
В связи с вышеизложенным участники «депутатских слушаний» рекомендуют:
Правительству Астраханской области:
– создать межведомственный Совет при Правительстве Астраханской области с целью координации деятельности государственных и общественных организаций, учреждений, направленной на решение проблем охраны и укрепления здоровья детей, на формирование ценности здорового образа жизни как необходимого условия защиты школьного детства;
– предусмотреть финансовые средства в бюджете на реализацию здоровьесберегающих программ;
– при корректировке Закона Астраханской области «О бюджете Астраханской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» предусмотреть увеличение ассигнований на питание детей в общеобразовательных учреждениях;
министерству образования и науки Астраханской области:
– в целях сохранения здоровья школьников создать в каждой школе здоровьесберегающую образовательную среду с привлечением заинтересованных лиц;
– изменить подходы к профессиональной подготовке, переподготовке и повы-шению квалификации педагогических кадров с целью развития у них способности осознавать здоровье школьников как ценность и эффективно решать задачу его сохранения и укрепления;
– возобновить работу центров здоровья в образовательных учреждениях;
– определить муниципальное учреждение образования «Карагалинская средняя общеобразовательная школа» базовым центром для развития и внедрения здоровьесберегающих программ в других образовательных учреждениях Астраханской области;
– изменить подходы к нормативно-подушевому финансированию, включив в него необходимые средства на реализацию здоровьесберегающих технологий;
– рассмотреть возможность сохранения в штатном расписании дошкольных образовательных учреждений узких специалистов: дефектологов, логопедов;
– решить вопрос об изготовлении качественных «школьных конторок» для всех начальных школ, с учетом роста учащихся младшего школьного возраста;
– рассмотреть вопрос об охвате хоровым пением всех учащихся образовательных учреждений на уроках и во внеурочное время;
– рассмотреть вопрос о ежегодном проведении регионального конкурса среди образовательных учреждений под названием «Школа-территория здоровья»;
– рассмотреть возможность создания сетевого портала, объединяющего сайты здоровьесберегающего, просветительского, социально-профилирующего назначения, в партнерстве с медицинскими, правоохранительными, образовательными, социальными и другими службами;
министерствам образования и науки, спорта и туризма Астраханской области, органам местного самоуправления Астраханской области, осуществляющим управление в сфере образования:
– усилить межведомственное взаимодействие при разработке региональных и муниципальных здоровьесберегающих мероприятий;
– активнее развивать массовый спорт в каждом образовательном учреждении, создавать соответствующие условия;
– сохранять и укреплять здоровье детей в тесном взаимодействии с семьей ребенка;
министерству культуры Астраханской области:
– средствами культуры способствовать пропаганде здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья детей, развитию детского и семейного спорта;
министерству образования и науки Астраханской области совместно с министерством здравоохранения Астраханской области и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования:
– активизировать взаимодействие министерствам образования и науки и здравоохранения Астраханской области по разработке и внедрению современных научно-обоснованных здоровьесберегающих технологий в деятельность образовательных учреждений;
– изучить опыт работы образовательных учреждений – победителей Всероссийского конкурса « Школа- территория здоровья» по созданию региональной модели «школы здоровья»;
– внедрять государственно-общественное управление в здоровьесберегающую деятельность школ и развитие физической культуры;
министерству образования и науки Астраханской области и министерству здравоохранения Астраханской области:
– в целях повышения эффективности проведения ежегодной диспансеризации рассмотреть вопрос о внедрении «Электронной карты здоровья» или «Паспорта здоровья» в образовательных учреждениях, что позволит проследить изменения в состоянии здоровья детей и объединить усилия участковых педиатров районных поликлиник, медицинских сестер и коллективов образовательных учреждений, специалистов Роспотребнадзора по созданию условий, обеспечивающих физическое, психическое и интеллектуальное развитие каждого ребенка;
– возобновить работу медицинских кабинетов в школах и дошкольных учреждениях;
– повышать уровень информированности населения о важности здорового образа жизни, используя различные формы гласности (печатные изделия, радио, телевидение и другие средства массовой информации);
– продолжить планомерную работу государственного учреждения «Клинический центр восстановительного лечения и медицинской профилактики» с участием специалистов образования и регионального агентства по делам молодежи по внедрению в воспитательный процесс образовательных учреждений информационно-образовательной компьютерной программы «Сталкер» – программы профилактики наркозависимости среди детей и подростков.
комитету Государственной Думы Астраханской области по образованию, культуре, науке, молодежной политике и спорту:
– осуществлять поддержку ежегодных соревнований по наиболее массовым видам спорта среди школьных команд;
– с целью контроля за ходом реализации рекомендаций депутатских слушаний вернуться к рассмотрению данной проблемы в 2010 году;
– рассмотреть вопрос о выполнении законодательства в области образования в части соблюдения санитарных норм по наполняемости классов в общеобразовательных учреждениях Астраханской области, физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса в образовательных учреждениях;
Управлению Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области:
– при годовом анализе санитарно-эпидемиологической обстановки в регионе включать в ежегодный доклад анализ влияния условий реализации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях на состояние здоровья детей (с учетом данных диспансеризации детского населения).