Школа и сады – главные звенья в профилактике аномалий развития зрения
ДЕТСКИЙ САД – ОЩЕОБРАЗОВАТЕЛБНАЯ ШКОЛА – ГЛАВНЫЕ ЗВЕНЬЯ В ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ АНОМАЛИЙ РАЗВИТИЯ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В.Ф. Базарный, НИИ медицинских проблем Севера СО АМН СССР, Красноярск
Одна из ранних научных публикаций об успешном применении элементов здоровьеразвиваюющих технологий (обучения в режиме дистантного зрения и офтальмотренажей) в образовательном процессе, разрабатываемых на тот момент коллективом учёных НИИ медицинских проблем Севера под руководством профессора В.Ф. Базарного.
Охрана зрения детей и подростков в широком плане включает проведение комплекса медицинских и социальных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие органа зрения и его функций, а также раннюю диагностику начальных стадий различных форм патологий и своевременное их излечение. Отечественная медицинская наука и детская офтальмология имеют значительные достижения в разработке научных основ и организационных форм выявления и лечения различных форм глазной патологии. И все же сохранение гармоничного развития органа зрения и его функций в течение всего периода развития детей и подростков на популяционном уровне – задача завтрашнего дня.
Исследованиями НИИ медицинских проблем Севера СО ЖН СССР установлено, что среди выпускников средних школ Норильского промышленного района, родившихся и выросших в Заполярье, удельный вес близорукости составляет 58,1%, а среди аналогичной и по возрасту и полу группы детей коренного населения, воспитывавшихся в школе-интернате, этот показатель достигает 70%. При этом близорукость здесь отличается не просто количественным ростом, но и осложненным течением. П.Г. Макаровым с соавт. (1977) показано, что в одной Северных зон Красноярского края частота высоких степеней близорукости среди учащихся была в 6,8 раз выше по сравнению с южными районами края. По нашим данным процесс миопизации глаз у народностей Севера начинается уже с 1-2 классов и носит массовый характер (57%). В подавляющим большинстве близорукость у них возникает на фоне различных форм астигматизма, в связи с чем 37% учащихся к концу школьного обучения не корригируют пониженное зрение.
Из-за такого состояния зрения выпускники средних школ имеют дельные ограничения в выборе не только традиционных на Севере профессий (оленевод, охотник), но и таких остро необходимых при формировании крупных территориально-промышленных комплексов, как строитель, монтажник, водитель, энергетик и другие. Следовательно, проблема сохранения гармоничного развития органа зрения у детей и подростков в Сибирском регионе представляет неотложную государственную задачу медицинской науки в нашей стране.
НИИ медицинских проблем Севера СО АМН СССР призван разрзб0тать такие основы первичного сохранения и развития здоровья детей и подростков, в т.ч. и органа зрения, которые бы позволили принципиально изменить сложившуюся ситуацию на популяционном уровне. Методологической основой решенья таких масштабных задач является долгосрочная программа “Север – экология человека региона Крайнего Севера”, разработанная под руководством чл.-корр. АМН СССР К.В. Орехова. Оказалось, что именно экологический подход, выявляя особенности отношений человека с комплексом приросших, бытовых, этнических и техногенных факторов внешней среды, как раз и способен вывести сложившуюся структуру здравоохранения на рельсы профилактической медицины.
Из анализа состояния рефракции у 1360 новорожденных и наблюдения за развитием зрительных функций у 7000 детей и подростков, проживающих в значительно отличающихся экологических условиях внешней среды, получены определенные выводы.
Независимо от климато-географических и социально-бытовых условий внешней среды у подавляющего большинства новорожденных выявлю стоя высокая потенциальная готовность к гармоничному развитию органа зрения. Рост отклонений от гармоничного развития рефракции глаз в раннем детском возрасте, как правило, связан с патологией беременности и родов. Основой развития высоких функциональных возможностей органа зрения является достаточность в режиме дня детей зрительно-пространственной активности. Последнее обусловлено многими факторами и, в первую очередь, достаточностью общей двигательной активности в режиме дня детей. Одной из основных экологических ситуаций сдерживающих реализацию и развитие высоких потенциальных возможностей органа зрения, является систематическое воздействия комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств.
Наиболее критическим периодом для гармоничного развития органа зрения и его функций является переход детей с произвольного зрительного режима на систематические зрительные нагрузки на близких расстояниях.
Установлено, что первые проявления отклонений в развитии зрения связаны с развитием аномального динамического стереотипа – низк0 склонять голову при чтении, письме. Например, при стандартных зря-цельных нагрузках вблизи (вычеркивание голец Ландольта из таблиц Уэстона) 78,2% учащихся начальных классов Норильска и Красноярска склоняют голову над столом на недопустимо близкое расстояние (менее 20 см). Развитие же истинной близорукости у таких учащихся на последующих этапах школьного обучения, как правило, происходит на фоне сочетания астенизации организма и напряженного зрительного режима, или синдрома эргономической астенизации органа зрения (В.Ф. Базарный, 1980).
Нами предложен рад методов направленного развития и сохранения зрения в процессе развития детей. Отличительной особенностью разработанных методов является то, что они носят коллективную направленность. Основной сферой их приложения являются детские сады и общеобразовательные школы, за счет чего достигнута возможность столько воздействия на начальные стадии отклонений в развитии на зрения, сколько снижение вероятности их возникновения на популяционном уровне. Следовательно, они не противопоставляют, а дополняют уже известные методы индивидуальной профилактики и лечения (например, разработанные под руководством Э.С. Аветисова).
Решение проблемы гармоничного развития органа зрения должно включать методы направленного воздействия на процесс реализации функциональных возможностей органа зрения ь процессе всего периода развития детей. Они должны включать методы первичной профилактической подготовки органа зрения и общегигиенические. Приведенные ниже разработанные в отделении адаптации зрения методики прошли многолетнюю проверку на практике, показали высокую жизнеспособность и эффективность, широко внедряются в Сибирском регионе.
За комплекс методических рекомендаций по охране зрения детей авторский коллектив НИИ Медицинских проблем Севера СО АМН СССР награжден медалями и грамотами ВДНХ СССР (1982г.)
Методика по ”Профилактике отклонений в развитии зрения и формирования рефлекса низко склонённой головы в процессе овладения детьми навыками чтения-письма’’ предполагает годичный цикл организованных занятии с подготовительными группами детских садов по овладению детьми навыками чтения-письма в условиях сохранения пространственной активности органа зрения. Занятия проводит воспитатель.
І-й этап – Разучивание букв и слогов в условиях максимального удаления от детей специально увеличенного шрифта. Ими могут быть и существующие кассы букв, которые разрезаются и наклеиваются на плотную основу.
II-й этап – Дальнейшее овладение навыками чтения слогов или простейших слов по ’’Азбуке” или “Букварю”, которые удаляются от детей на максимально возможное расстояние.
Ш-й этап – Переходный к самостоятельным занятиям и отработка посадки. Занятия проводятся ежедневно в среднем по 20 минут и носят зрительно-игровой характер. С помощи данной методики дети из экспериментальных групп (73 человека) не только 100% улучшили пространственно-зрительные функции (максимальная острота зрения, острота глубинного зрения, скорость аккомодации вдаль), но и значительно повысили уровень функциональных возможностей органа зрения в целом, в т.ч. и выносливость при чтении на близких расстояниях.
Однако, главным достоинством данной методики оказалось то, что спустя даже два года при чтении-письме эти дети голову над столом склоняли на 3,4+0,7 см меньше по сравнению с детьми из контрольных групп. Методика при это не затрагивает педагогические приемы обучения а лишь отражает приемы распознавания удаленных букв (слогов).
“Методика коллективных офтальмотренажей” предназначена для профилактики зрительного утомления и возникающих на этой основе отклонений от гармоничного развития органа зрения у школьников в процессе школьного обучения. Это достигается за счет периодического принесения непосредственно в процесс зрительной работы вблизи сенсорного разнообразия, зрительно-пространственной активности, а также двигательной активности группе мышц, находящихся при чтении-письме в статически напряженном состоянии и, в первую очередь, глаз и шеи. Коллективные офтальмотренажи осуществляются с помощью технической системы, включающей пульт управления, разработанной и выпускаемой Красноярским заводом телевизоров, а также монтируемой в каждом классе зрительно-игровой свето-иллюминационной системы. Основным функциональным элементом методики является эффект “бегущего огонька” и поочередное высвечивание различных тест-объектов, нарисованных на плафонах. Чаще всего ими являются знаки ГАИ или сюжеты типа “Пешеход и улица”, “Водитель и дорога” и т.д. Плафоны размещаются в различных по глубине и плоскости участках комнаты с тем, чтобы при слежении за ними во время поочередного их высвечивания в двигательную активность вовлекался весь комплекс глазных и шейных мышц (2 плафона по бокам от классной доски, 2 – на потолке). Эта методика позволяет навязать такие движения глаз, которые соответствуют их стереотипным движениям, возникающим в условиях открытой местности. Офтальмотренажи выполняются одновременно всеми учащимися школы в середине каждого урока с одного пульта управления.
Исследованиями установлено, что систематическое внесение в режим школьного дня учащихся коллективных офтальмотренажей является эффективным средством профилактики зрительного утомления, формирования аномального стереотипа низко склонять голову при чтении-письме, а также возникновения на этой основе отклонений в развитии зрения например, спустя три года процент истинной близорукости в экспериментальных классах составил 11%, в то время как в контрольных 24,7%. Эти данные подтверждают высказывание В.В. Волкова (1980), что основой гармонического развития органа зрения являются увлекательные спортивные игры, требующие постоянного переключения зрительно 1 усилий с близких предметов на дальние и обратно…”
Приведенные результаты позволяют утверждать, что при массовом внедрении разработанных методов в масштабах региона можно снизить вероятность возникновения близорукости в 2-2,5 раза. Исследования в данном направлении продолжаются.
МЕДИКО-САНИТАРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ КРАЙНЕГО СЕВЕРА (Сборник научных трудов )
1982 г.