Социальные аспекты природосообразного образования
В последние десятилетия (особенно остро — в течение последних 15-20 лет) отмечается стойкая тенденция к социальной и демографической депопуляции. Это комплексное явление, признаками которого являются не только и не столько сокращение рождаемости детей, но и, самое главное, распространённые аномалии и патологии новорожденных, перенесение их на более старшие возраста на фоне приобретения в школах целых «букетов» хронических неизлечимых форм патологии.
В конечном счёте, всё это и привело к преждевременному истощению жизненных сил, старению молодых людей, погружению народа в нарастающую инвалидизацию, эпидемию сверхзаболеваемости и сверхсмертности. В широком плане данная проблема характерна не только для России, большинства государств СНГ и стран Балтии, но и для, казалось бы, благополучных государств Европейского Союза, США и других индустриально развитых стран.
Одной из основных причин этой, без преувеличения, общемировой тенденции является тот факт, что традиционная для западной цивилизации система воспитания и, в первую очередь, обучения построена на закрепощено-деструктивной основе, без учёта объективных законов раскрепощения и развития человека. Не является исключением и Россия. Так, по свидетельству руководства страны и ведущих научных центров, в частности НИИ гигиены детей и подростков РАМН и Института возрастной физиологии РАО, за последние десятилетия отмечается стойкая тенденция ухудшения здоровья — потенциалов жизни детского населения страны. Это напрямую связано с резким сокращением его трудоспособности (включая как физический, так и интеллектуальный потенциалы). По данным, приведенным в докладе Минздрава РФ «О состоянии здоровья детей в Российской Федерации» (2003 г.), к окончанию школы 50% подростков имеют ограничения даже в выборе профессии по состоянию здоровья. Фактически, это приведёт к тому, что в ближайшие десятилетия оставшееся число дееспособных здоровых граждан уже не сможет обеспечить нормальное функционирование народного хозяйства страны и её защиту, а, значит, само существование государства и общества поставлено под вопрос.
Решение данной проблемы включает в себя два аспекта: естественнонаучный (физиология и психофизиология гармоничного развития человека в образовательной среде) и социальный (функционирование и развитие системы образования в Российской Федерации в целях гармоничного развития учащихся).
Российский государственный социальный университет всегда уделял особое внимание вопросам демографии, качества жизни человека, семейной политике. Указанная острая социальная проблематика не могла остаться без пристального внимания в нашем Университете — она требует всестороннего изучения, проведения комплекса научных исследований и выработки конкретных рекомендаций методического характера. Именно поэтому в структуре РГСУ был создан Центр гармоничного развития учащихся.
Естественнонаучной базой, на которую опирается Центр в своей работе, является научная школа теории сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения ребёнка, которая начала формироваться в 70-х гг. исследовательским коллективом под руководством д. м. н. В. Ф. Базарного на базе НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН. На основе данной теории созданы соответствующие образовательные технологии, которые имеют положительные заключения ведущих научных центров РАН и РАМН, в 1989 году утверждены Минздравом России и единственные в стране имеют санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора (от 2001 года № 77. 99. 95. 3. Т.000674. 07. 01), как того требует Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Социальный аспект решения рассматриваемой проблемы представляет собой не только новое научное направление, но и проблему межведомственного управления качеством воспитания и образования новых поколений народа. В свою очередь, это затрагивает фундаментальные проблемы социальной политики и социально-трудовых отношений, вопросы социальной психоэкологии, социальной антропологии, социальной инженерии, демографии и геронтологии.
Научная деятельность Центра в области социальной политики направлена на обоснование и разработку социальных программ и мероприятий в области образования, здравоохранения, института семьи в интересах гармоничного развития учащихся.
Научная деятельность Центра в области социально-трудовых отношений направлена на обоснование и разработку системы оценки качества и эффективности труда педагогических, медицинских работников и руководителей образовательных учреждений, ответственных сотрудников органов управления образованием всех уровней с точки зрения существующих законов, гарантирующих право детей на свободное, здоровое, а в целом, гармоничное развитие учащихся, а также выработку квалификационных требований к указанным категориям работников.
Научная деятельность Центра в области социальной экологии и социальной антропологии направлена на изучение условий и закономерностей взаимодействия существующих стереотипов поведения человека в современной среде обитания, в первую очередь, учебно–познавательной, а также объективных законов развития человека как психобиологического нравственно–разумного вида, что позволяет разрабатывать инструменты социального воздействия (социальной инженерии), ориентированные на оптимизацию поведения и установок социума в сторону природосообразной модели воссоздания новых поколений народа.
Научная деятельность Центра в области демографии и геронтологии направлена на изучение влияния современной образовательной среды на долгосрочное развитие новых поколений с точки зрения их дальнейшей жизни, включая готовность к трудовой и творческой деятельности, созданию семьи, рождению и воспитанию детей, занятию активной гражданской позиции, что позволяет прогнозировать длительность активного трудового периода, качество воспроизводства поколений и сопротивляемость заболеваниям и преждевременному старению.
Значение Центра резко возрастает в связи с разработкой Государственного образовательного стандарта второго поколения. Так, в проект «Гигиенических требований к условиям реализации образовательного стандарта в начальной школе» государственного образовательного стандарта второго поколения включены принципиально новые положения, научно обоснованные в рамках теории сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения.
К их числу относятся:
- конторки доктора Базарного как элемент оснащения начальной школы для кардинального повышения двигательной активности детей на уроке;
- принцип комплектования классов по половой принадлежности (гендерное или раздельное и раздельно-параллельное обучение) как наиболее здоровьеохранный подход для обеспечения сообразного природе мальчиков и девочек поло-личностного (гендерного) развития обучаемых, воспитанников;
- двухразовое (сентябрь и май) профилактическое обследование обучаемых, воспитанников в течение учебного года.
Применительно к тематике данной конференции следует подробнее остановиться на принципах поло-личностного обучения и воспитания, т. е. раздельное или параллельно-раздельное обучение мальчиков и девочек, с учётом присущих полу интересов, мотивов, воображения, устремлений, как фундамента личностно-ориентированного построения образовательного процесса.
В настоящее время мы можем наблюдать деградацию репродуктивных способностей, распад семейных устоев, увеличение доли слабо жизнеспособных младенцев с различной патологией внутриутробного развития. Эти явления обусловлены целым комплексом причин, но, как уже установлено наукой, одной из причин этой трагедии является нарушение естественных психогенетических законов развития личности мальчиков и девочек в условиях «бесполого» совместного обучения.
С этих позиций определенный деструктивный эффект на формирование личности, прежде всего, мальчиков оказало доминирование в дошкольных и школьных образовательных учреждениях женского воспитания, обусловленного низкой долей мужчин в педагогических коллективах. Можно говорить о том, что проблема социально-трудовых отношений в сфере образования является фактором, предопределяющим демографические проблемы на перспективу в 10-20 лет.
Кроме того, следует отметить проблему несоответствия календарного возраста и зрелости. Известно, что девочки при равном календарном возрасте примерно на 1,5-2 года являются более зрелыми (генетически, психически, а часто и физически), чем мальчики. С учётом этого очевидно, что смешивание в учебно-воспитательном процессе (фактически, унифицированном) мальчиков и девочек одного календарного возраста, принудительное их вовлечение в единый коллектив, оказывает негативное влияние на раскрепощение эмоционально-волевой, духовно–нравственной сфер, в т. ч. на формирование естественных поло-личностных установок в плане осознания своей социальной роли. Всё это ведёт к развитию не свойственных полу, искажённых стереотипов поведения.
Без воспитания необходимых качеств мужественности и женственности как основополагающих психофизиологических факторов невозможно успешно сформировать полноценную личность будущих мужчин и женщин, осознающих свои фундаментально-природные и социальные роли. Это факт является ключевым с точки зрения поддержания института семьи.
Таким образом, принцип поло-личностного (гендерного) обучения и воспитания можно рассматривать как мощнейший инструмент социальной инженерии, призванный решать проблемы стабильного демографического развития и социальной политики на десятилетия вперёд.
Безусловно, решение проблемы гендерного воспитания и обучения мальчиков и девочек — важная государственная социально-политическая задача. Она предполагает коррекцию укоренившихся в последние десятилетия дидактики, методик обучения, принципов комплектования классов. И не только — необходимо создать социально-экономические условия для привлечения мужчин для работы в образовательных учреждениях, овладения педагогическими кадрами знанием объективных законов раскрепощения и развития человека.
За последнее десятилетие наблюдается устойчивый интерес к поло-личностному (гендерному) воспитания и обучению в ряде стран мира (Россия, США, Великобритания и др.). Кстати, во многих западных странах элитные учебные заведения позиционируют раздельное обучение как ключевое преимущество. Число образовательных учреждений, использующих данный принцип, только в России выросло до 700 (в начале 90-х годов их было около двух десятков). Получены интересные результаты, лидерами данного направления накоплен ценный опыт, обобщению которого и посвящена данная конференция. Это важный шаг для выработки соответствующей дидактики и содержания образования, подготовки компетентных педагогических кадров.