О наших задачах
Интересы наиболее влиятельных группировок сосредоточены в немногих сферах, приносящих большие и быстрые деньги (сырьевые отрасли, строительство, банковское дело). Здесь же скопились основные ресурсы. Естественное следствие такой политики — имитация серьезной деятельности в других сферах (наука, культура, образование, здравоохранение). С целью демонстрации заботы и успокоения населения.
Так называемая «модернизация образования» — самое убедительное доказательство имитации серьезной деятельности. Все предложенные «инновации» (ЕГЭ, 11-летнее обязательное общее среднее образование, двухуровневая система высшего образования, «Стандарты», подушевое финансирование, система оплаты в зависимости от качества работы учителей) помимо того, что они плохо продуманы и дурно исполняются, объединяет одно общее свойство: речь идет о поиске средств решения второстепенных проблем.
На самом деле, на первом плане всегда были и будут:
1) содержание образования;
2) система подготовки кадров;
3) здоровьесберегающие учебная методика и школьная индустрия.
Эти проблемы «модернизация» как раз обходит.
Конечно, подключение школ к Интернету — дело полезное. Но когда в трети школ нет горячей воды и теплых туалетов, то разве не очевидно, что необходимо делать в первую очередь?!
Необходимо решительное изменение политики в образовании. Современная образовательная политика — это:
— полное доминирование административно-командных методов управления, проводимых крайне ограниченным контингентом лиц, принимающих сомнительные решения;
— воинствующий экономизм;
— безудержный формализм;
— вопиющая безответственность;
— непризнание госчиновниками даже очевидных ошибок.
По нашему убеждению, ответ на два известных вопроса «Кто виноват?» и «Что делать?» можно найти, лишь ответив на третий проклятый русский вопрос — «Кто это сделает?”
При всем трагизме ситуации в стране пока сохраняется немало невостребованных людей и идей. Для их поиска необходимы не только президентский или губернаторский резервы кадров, а общенациональная дискуссия, в ходе которой выделяются наиболее продуктивные идеи и самые способные люди. И не обязательно до 30 лет. На «ребячестве» в огромной России далеко не уедешь. Программу действий надо бы утвердить на Чрезвычайном съезде, посвященном проблемам образования и здоровья нации. В соответствии с этой программой сформулировать дееспособные структуры, в которых работают своеобразные «Сборные России» из различных сфер и разных регионов.
Общенациональная дискуссия по проблемам образования и здоровья необходима и как средство поиска и отбора людей и идей, и как способ консолидации России. Реформы образования и здравоохранения успешны лишь тогда, когда они отвечают естественным ожиданиям общества.
Власть, ответственная за образование и здоровье, должна избавиться от традиционного приукрашивания ситуации, а российское общество — от традиционного конформизма. Диалог власти и общества в сфере образования и здравоохранения не только возможен, но и наиболее продуктивен, так как забота о детях остается природным инстинктом, а национальные интересы и историческая ответственность пока сохраняют для многих свою патриотическую значимость. Только реальная забота властей о детях и молодежи будет тем фактором, который поможет народу вытерпеть нужду в кризисный период, не расшатать общество.
Общей задачей для нас, взрослых, является формирование необходимых условий для личностного развития детей и подростков. И главное при этом сохранить здоровье ребенка, которое теряется в школьные годы.
«В настоящее время уже значительно распространено убеждение, что существующее устройство школ вредит здоровью детей… Существенно пока ничего не изменилось, учебные программы, предъявляемые к учащимся, требования и методы преподавания, за немногими исключениями, остались прежние…………………………………………….. Реформа школы представляется в настоящее время необходимостью и лишь вопросом времени». Эти строки написаны более века назад основоположником общественной гигиены Федором Федоровичем Эрисманом. В работе «Мозговое переутомление учащихся» (1898) он писал: «Резвые и цветущие дети значительно изменяются вскоре после своего поступления в учебное заведение: они становятся бледными, вялыми, не обнаруживают прежней охоты к играм, иногда жалуются на головные боли, головокружение и тревожный сон».
К сожалению, как и столетие назад, сегодня в нашей стране факт ухудшения здоровья учащихся ни у кого не вызывает сомнений и не требует дополнительных доказательств.
Статистика говорит о неуклонно ухудшающемся состоянии развития и здоровья детей в стране. Несмотря на принимаемые программы «оздоровления», среди выпускников школ здоровых всего 3-5 %. Данная проблема становится ахиллесовой пятой национальной безопасности России.
Как установлено, одной из основных первопричин такой негативной тенденции является чуждая природе ребенка концептуальная основа организации учебного процесса. Законы развития телесной и духовной сущности учащихся и принципы строительства современной школы уже давно имеют противоположную направленность.
30 лет назад группой красноярских учёных из Сибирского Отделения АМН СССР под руководством д. м. н. В. Ф. Базарного были вскрыты корни и причины этого явления. На базе теории «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения» ими разработана и широко апробирована целостная система здоровьеразвивающих педагогических технологий (строительство учебного процесса на основе телесной вертикали и телесно-моторной активности, в режиме дальнего зрения и расширения «зрительных горизонтов», на основе ситуационно-образного моделирования и т. д.). Как показал опыт, данные технологии не просто укрепляют и развивают здоровье детей, но и способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний, умений и навыков в более короткие сроки, снимая при этом проблему перегрузки и переутомления школьников. Поэтому они единственные в системе отечественного образования имеют санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора, как того требует законодательство Российской Федерации.
20 лет назад после многолетней экспертизы ведущими научными организациями в области охраны здоровья ребенка и получения убедительных положительных результатов, разработанные подходы были утверждены Минздравом России в 1989 г. в качестве методических рекомендаций.
Апробация данной системы в различных регионах России получила положительный общественный и научный резонанс, дала отличный практический результат. В стране появились образовательные учреждения, где выпускники, получив прочные знания, готовы к службе в Вооруженных Силах, приспособлены к активной социальной жизни, созданию здоровой семьи, не имеют вредных привычек. В настоящее время число образовательных учреждений, использующих данный подход, перевалило за 3 тысячи. И количество их увеличивается с каждым годом.
Мы обобщили опыт лучших детских садов и школ страны по здоровому развитию учащихся, проанализировали научные направления, которые на практике обеспечили положительные результаты. Всё это изложено в 3-хтомном сборнике, который позвольте вручить Президиуму Форума.
Итогом нашей работы стал Всероссийский форум «Образование и здоровое развитие учащихся», проведенный в 2005 году при поддержке Председателя Совета Федерации С. М. Миронова, в работе которого приняли участие более 500 представителей лучших образовательных учреждений и научные работники из 73 субъектов Российской Федерации.
Решением участников Форума создано Общероссийское общественное движение «Российский Союз за здоровое развитие детей» (www.obrzdrav.ru).
Нашей целью является поддержка и координация действий общественности и специалистов, направленных на повышение качества образования и гармоничное воспитание подрастающего поколения путем обеспечения приоритета здорового развития детей и подростков в учреждениях дошкольно-школьного воспитания и обучения.
Одним из эффективных здоровьеразвивающих принципов обучения, предложенных д. м. н. В. Ф. Базарным, является поло-личностное образование, т. е. раздельное и параллельно-раздельное обучение мальчиков и девочек, с учётом присущих полу особенностей. Не случайно за рубежом элитные школы Запада до сих пор позиционируют раздельное мужское и женское образование как ключевое преимущество.
За последнее десятилетие число таких образовательных учреждений в России выросло до 700. Результаты весьма интересные. Это потребовало обобщения опыта лидеров данного направления, чему и посвящена данная конференция.
Проблема раздельного обучения девочек и мальчиков, то есть гендерного подхода в образовании становится все более актуальной во всем мире. Без учета особенностей мужественности и женственности как психофизических факторов, невозможно успешно формировать полноценную личность будущих мужчин и женщин.
Границы между гражданскими ролями мужчины и женщины, представления о мужественном и женственном историчны. Они менялись с эпохами, социально-экономическими условиями; зависят от различий в культурных и национальных ценностях, традициях, предрассудках.
Наступила эпоха фактического равенства полов, которая просмотрела возникновение крайне утрированных тенденций, проявляющихся в мускулинизации женского и в феминизации мужского поведения.
Многим из нас, воспитанным на жестоком материализме, тонкая вуаль доброжелательных отношений между мужчиной и женщиной порой уже недоступна. А ведь весь храм человеческой сущности держится на краеугольном камне — поло-личностной дифференциации. К сожалению, такая дифференциация, в том числе и через методы неправильного обучения и воспитания приводит ко все большим искажениям: юноши становятся все более и более «женственными», а девушки — все более «мужчинистыми». Процессы эти развернулись уже на гормонально-генетическом уровне. Согласно научным исследованиям, уровень гормона, определяющего мужскую зрелость — тестостерона, в крови молодых мужчин к концу XX века составил 24-50%, в то время как для обеспечения нормальных детородных функций он должен быть не ниже 80%. Не случайно многие мужчины живут с самоощущением в себе женского начала. А духовно-экологическую нишу мужественности все больше и больше стали занимать женщины. И это мало кто учитывает из педагогов детских садов, школ, вузов.
Чтобы остановить эти процессы, надо формировать не просто абстрактную гармоничную личность, а зрелых, здоровых людей, покидающих школьный порог с осознанным пониманием социальных ролей мужчин и женщин.
Полагаю, что велика в этом роль семьи, которая, к сожалению, находится в кризисе. А только мудрые родители могут противостоять появлению мужеподобных девочек и женоподобных мальчиков.
Конечно, особая забота должна проявиться о природосообразном образовании и воспитании девочек и мальчиков в детских садах и школах. Российский опыт показывает, что раздельное обучение школьников младших классов по половому признаку приносит положительные плоды. Сегодня мы в этом еще раз убедимся.
Вместе с тем, задачи разработки учебных программ, скорректированных с учетом гендерной педагогической технологии, подготовки педагогов, владеющих такой технологией, являются далеко не решенными, хотя опыт передовых школ в этом направлении свидетельствует о том, что в них более эффективно, чем в смешанных классах, совершенствуется природосообразный учебный процесс.
Само собой разумеется, что есть классы, где мальчики и девочки, обучаясь совместно, преуспевают. Но в таких классах обязательно присутствуют элементы высокообеспеченного образования, а именно: неперегруженность классов учениками, психологическое сопровождение уроков, высокопрофессиональные учителя, природосообразный учебный процесс. Однако такие школы пока в меньшинстве.
Опыт же красноярских хозяев убедителен еще и тем, что здесь в едином образовательном пространстве с классами раздельного обучения обучаются и классы смешанного типа. Такое сочетание дает возможность сравнительного анализа разных процессов обучения и их результатов.
Важно отметить, что учителя, поработавшие в раздельных классах, придя вновь в смешанный класс, уже по-другому видят и мальчиков, и девочек, по-другому работают с ними. Педагог глубоко постигает гендерный тип мышления у детей. В условиях смешанного класса это сделать сложнее, а в условиях раздельного обучения гораздо плодотворнее создать ситуацию успеха каждому.
Итак, накопленный опыт позволяет утверждать: раздельное обучение мальчиков и девочек в обычной школе дает возможность полнее реализовать их познавательные способности, оптимальнее использовать те типы восприятия, мышления, памяти, эмоций, коммуникации, которые определяются особенностями развития женского и мужского организмов.
Чему еще способствует раздельное обучение? Повышению успеваемости школьников; изменению отношений между мальчиками и девочками в лучшую сторону; воспитанию женского и мужского характера; самоутверждению личности как мальчиков, так и девочек; повышению поло-личностной самооценки; улучшению здоровья.
С идеей раздельного обучения можно соглашаться или не соглашаться, но надо понять главное: гендерное равенство не означает одинакового отношения педагогов к девочкам и мальчикам. Нужно по- разному управлять процессом их обучения и воспитания.
Валерий Валентинович Берчун, директор Центра гармоничного развития учащихся Российского государственного социального университета
РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК: НАУКА, МЕТОДИКИ, РЕЗУЛЬТАТЫ