Использование здоровьеразвивающих технологий В.Ф.Базарного в специальной (коррекционной) школы-интерната
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ СИСТЕМЫ В.Ф.БАЗАРНОГО В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА VIII ВИДА
Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей, и реальное ухудшение физического, психического и нравственного состояния особенно ощущают те, кто работает с ними. Обучающиеся в нашем ОУ дети с органическим поражением ЦНС. К нам поступают дети самых разных способностей, возможностей, включая и состояние их здоровья, в большинстве своем из неблагополучных семей, физически ослабленные, с повышенным уровнем тревожности, часто с глубокими психическими травмами. Для большинства таких детей характерны проявления двигательной недостаточности: нарушение равновесия и координации движения, мышечного тонуса, осанки. Все больше становится число учащихся, имеющих сложные дефекты развития. Во время уроков умственно отсталые учащиеся быстро устают, теряют интерес к учебе.
С 1995г. мы начали использовать здоровьесберегающие технологии д.м.н. профессора В.Ф. Базарного. В этом году я набирала первоклассников, и мне было предложено начать их обучение с использованием этих технологий. Привлекло то, что обучение детей по системе В.Ф. Базарного дает гарантированный результат улучшения здоровья учащихся. При этом она общедоступна, поскольку ее внедрение не требует дополнительных материально-финансовых затрат.
С сентября мы начали обучать детей в режиме «динамических поз». В наших школьных мастерских были изготовлены простейшие конторки в соответствии с ростом детей и установлены на парты учащихся. Конторка занимает лишь половину парты, часть урока ученик сидит, а часть стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется телесная вертикаль, позвоночник, осанка – основы энергетики человеческого организма. Смена динамических поз проводится 3-4 раза за урок, с учетом характера предшествующего урока и состояния ребенка в настоящий момент. К нам в школу приходят дети после 1 -2 лет обучения в массовой школе, уже «засиженные», т.е. телесно расслабленные, неактивные. Дети поначалу могут выстоять не более 5 минут за урок. Постепенно это время увеличивается. В октябре уже обучали детей с использованием «экологического букваря». Деревянную рамку 1,5*2 метра обтянули однотонной тканью, с помощью бумажных аппликаций оформили пейзаж. В течение учебного года используем три варианта ярких сюжетных картин как, например «в зимнем лесу», «весна пришла», «осенний лес». Аппликации пополняются в зависимости от темы урока. В процессе урока учащиеся сами моделируют то или иное явление природы с помощью мелких съемных объектов. Также в октябре ввели следующее направление физиологической коррекции – обучение в режиме «зрительных горизонтов». Для каждого ученика определили свою зрительную рабочую дистанцию. Она определяется тем расстоянием, с которого ученик может различать дидактический материал по высоте не менее 1 см.
В первый же год внедрения технологий для снижения зрительного утомления стали использовать офтальмотренажер «бегущие огоньки». Его мы изготовили благодаря энтузиазму учителя слесарного дела К.Н. Пицун. Он собрал электронный блок, взяв за основу переключатель елочных гирлянд, переработал схему, изготовил 4 самодельных плафона с цветными лампочками. Направление и скорость «бегущего огонька» регулирует сам учитель. Позже плафоны заменили современными. Дети встают и следят за поочередно вспыхивающими лампочками. Упражнение сочетает в себе движения глазами, головой, туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно -поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно – активизирующий заряд для всего организма.
Первый год был очень насыщенным и трудным, т.к. приходилось многое изучать, пересматривать, находить самые оптимальные варианты по рациональному применению здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного в условиях школы. В конце года увидели реальные результаты. Ухудшений зрения у первоклассников не было, а у отдельных учеников острота зрения улучшилась. На уроках ученики были активны, свободны, раскрепощены, уравновешены. Не возникало проблем с ученической дисциплиной, так как детям интересно было учиться.
И вот уже более 15 лет обучение учеников начальных классов ведется в нашей школе с использованием здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного. Сейчас мы продолжаем проводить учебные занятия в режиме смены динамических поз (теперь у нас конторки с регулируемыми ножками, под ноги положили массажный коврик из естественных тканей с пришитыми в несколько рядов пуговицами). При работе в режиме «динамических поз» ребенок может прилечь на 3-5 минут на ковер.
Изучаем предметы и явления окружающего мира по «экологическим букварям». Для умственно отсталых детей характерно снижение мотивационной стороны познавательной деятельности. Это затрудняет овладение новыми знаниями, требует постоянной активизации познавательных процессов. Наглядно-практические действия развивают пространственные представления, мелкую моторику пальцев рук, дают положительный эмоциональный настрой, раскрепощают детей. Учебный материал легче воспринимается на фоне зрительно -игровых сюжетов из сказок, на фоне ярких цветных рисунков . Основой изучения букв, математических понятий с использованием «экологического букваря» является стремление детей к распознаванию неизвестных образов.
Учебные занятия проводим в режиме «зрительных горизонтов». На уроках используем подвесную леску, натянутую на боковой стене класса. На леске располагается дидактический материал, опорные схемы, алгоритмы ответов, коррекционные игры, воспринимаемые в режиме дальнего зрения и в режиме поиска. С этой же целью используется подвесная рейка.
Важная особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. С этой целью используется « сенсорный крест», «сенсорный шар», пособие «бегущая строка», «коромысло» различные специальные держатели, позволяющие переключать зрение детей с ближнего на дальнее. Карточки с заданиями по воле учителя могут оказаться в любой точке класса, дети должны найти их и использовать в своей работе. Подвижный дидактический материал целесообразно применять на тех этапах работы, которые традиционно характеризуются сниженной продуктивностью учебной работы. Регулярное включение подвижного дидактического материала в процессе урока улучшает зрительное восприятие, активизирует внимание у учащихся с нарушением интеллекта.
Для снижения зрительной утомляемости используются зрительно- двигательные траектории. На боковой стене, на потолке находится офтальмотренажер, размер которого не ограничен. На нем с помощью специальных стрелок указаны основные направления движения взгляда. Упражнения выполняются стоя. При этом каждому упражнению придается игровой характер.
Во время физминуток проводится работа с массажной лентой. Этот массажер применяется в области шейного отдела позвоночника с целью снятия статического напряжения, увеличения кровотока к отделам головного мозга.
Тренажер «массажная каталка» предназначен для индивидуального использования с целью: снятия напряжения со ступней ног; профилактики плоскостопия; воздействия на биологически активные точки подошв ступней ног; улучшения соматического состояния ребенка.
Во время учебной деятельности учащиеся находятся без обуви. Для профилактики плоскостопия проходят по массажным дорожкам (ящики, наполненные мелким гравием, сосновыми шишками). Эта процедура музыкально озвучена, что способствует положительному эмоциональному настрою.
На доске учебная информация сообщается не по прямой, а по волнообразной траектории, т.к. волна – основа восприятия. Глаз не может воспринимать прямые линии, каждая прямая линия замедляет познавательный процесс.
За последние 11 лет с использованием здоровьесберегающих технологий системы В.Ф. Базарного было обучено 430 учащихся начальных классов. Среди них 102 ученика были с пониженным зрением. У 50 человек острота зрения повысилась. Ухудшений нет. Также снижается показатель заболеваемости в течение года. Использование здоровьесберегающих технологий системы В.Ф. Базарного позволяет повысить как эффективность учебного процесса, так и уровень здоровья детей с отклонениями в психофизическом развитии.
У детей отмечается устойчивый интерес к знаниям. Повышается работоспособность, внимательность, активность. Снижается уровень тревожности и агрессивности. Использование здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном процессе, увеличить плотность двигательной активности, способствует более гармоничному развитию высших сенсомоторных и психических функций. Постоянный спонтанный поиск – фундаментальное начало и важнейший принцип творческой самодеятельности. Все это делает обучение радостью, а также является возможностью раскрепощенного коллективного сотрудничества.
Лозовская С.В., заместитель директора по УВР КГБС(К)ОУ «Славгородская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»