Использование элементов методик Владимира Филипповича Базарного на современном уроке в рамках реализации ФГОС
Хочу вспомнить о тех годах, когда я впервые услышала о методике Базарного. Это было в 1991 году, на очередных курсах повышения квалификации в городе Барнауле. Вот там – то я и узнала об этой уникальной методике. Заинтересовало вот что: здоровье детей – главное в обучении. Сама школа губительна для ребёнка. Из её стен выходят больные дети, и виноваты, в большей степени мы – учителя. Тронуло до глубины души. Получается, что я обучаю ребёнка и его калечу? Заинтересовалась этой проблемой. Стала много читать, анализировать, делать выводы. Поделилась своими мыслями с администрацией школы и коллегами. Все согласились со мной, поддержали. Провела родительское собрание. С родителями повезло, впрочем, как и всегда. Они сразу же подхватили мою идею, хотя многого не понимали. Как это стоя будут учиться их дети? Это были трудные 90-е годы. Стали думать, откуда что взять. Пошли с родителями на завод железобетонных изделий. Там был столярный цех. Директор не отказал. Оказал нам спонсорскую помощь – выделил лес, а дальше – сами. Муж работал в то время столяром. Поддержал меня, и вот работа закипела. В течение недели конторки были готовы. Папы – электрики сделали нам цветные фонарики во всех 4 -х углах класса. Детям очень нравилось работать стоя. Они совсем не уставали на уроках. Вся школа приходила смотреть на них, как на диковинку. Мои уроки стали открытыми. Тогда это были первые шаги. Все учителя интересовались, но сами не начинали работать по разным причинам. Потом дети выросли, конторки стали для них маленькими, а для вновь прибывших первоклассников – большими. Не оказали мне должной поддержки в то время. Самодельные конторки стали использовать как трибуну для выступающих в актовом зале, попросили учителя старших классов для своих целей. На том всё и забылось. Прошло время. Все эти годы старалась не забывать эту уникальную методику. Читала статьи в журналах, на различных семинарах слышала, что учителя применяли эту систему, радовалась хорошим результатам. Но сама как – то поугасла и не решалась больше начинать, хотя элементы применяла на уроках.
И вот президент Дмитрий Анатольевич Медведев говорит о Новой школе, о предстоящем перевороте в образовании. Приходят в школу новые Федеральные государственные общеобразовательные стандарты, которые легли на мои плечи и плечи моих учеников. Да ещё новая программа – «Начальная школа 21 века», о которой я только слышала, читала, но сама не работала. Изучила Стандарты. Познакомилась с новой программой. Первая мысль – бедные дети… С чего начать? Не буду лукавить, мысль была одна – здоровье детей. Я почувствовала себя тогда поистине счастливым человеком, потому что в Стандартах говорится: «Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.»[1-8 е.] ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды. Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство, гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся. Именно такое образовательное пространство является комфортным по отношению к обучающимся и педагогическим работникам. Часто в статьях нахожу такие слова: «Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья». Неужели не знают, что есть?! Только надо правильно её научиться использовать в рамках новых Стандартов. Итак, в 2011 году я набрала 1 класс. Во время подготовительных занятий обратила внимание на то, что дети очень быстро устают, внимание рассеянное, на элементарные вопросы не дают быстрых ответов. Что это – страх пред школой? Или что – то другое. Начала работать с психологом школы. Она выяснила, что действительно, страх перед новым – школой. Начала работать с медиком. Изучили медицинские карты детей, поговорили с детскими врачами. Ошеломляющие результаты – проблемы со здоровьем имели практически все мои будущие ученики, а их – 21: у тринадцати учащихся имелись хронические заболевания, а именно, у троих – заболевания органов зрения, у пяти – нарушение осанки, трое имели нарушения сердечно-сосудистой системы, у двух детей гастроэнтерологические заболевания.
Наблюдалось негативное психоэмоциональное состояние детей на уроках, более 50% чувствовали страх, тревогу, беспокойство, огорчение.
Начинаю работать с родителями. Признаются, что говорили в сердцах: «Вот пойдёшь в школу: там тебя научат уму – разуму!» Делаю вывод из личных бесед, что они не имеют никаких представлений о том, как можно укрепить, сохранить, улучшить здоровье ребёнка. Но все родители очень хотели бы этого и готовы помочь. Первое, что я сделала – это ввела режим смены динамических поз. Очень жаль, что в класс поставили конторки только на один ряд. Но это было уже начало. Первая встреча детей с конторками – это удивление. Как это стоя писать? Первое время мы учились. Я строила свою работу так: один урок поработал за конторками один ряд, на другом уроке – смена рядов. При этом одна конторка остаётся всегда свободной. За неё могут во время урока пройти ребята, которые устали работать сидя. Вначале дети не хотели стоять! Мне приходилось их уговаривать. Дети были малоподвижны, плаксивы. Неужели наступила полная деградация? Элементы методики Владимира Филипповича, которые я использую на уроке, за этот короткий период очень помогли. У меня, как в обычном классе, есть доски. Не одна, а целых 4. Что это мне даёт? Эффективную работу большого количества детей одновременно. У меня есть возможность давать задания ребятам так, чтобы они были в постоянном движении. Несколько раз в течение урока дети выполняют комплекс упражнений для глаз. Для проведения физминуток в классе имеются зрительно – двигательные траектории. Физминутки провожу музыкальные. Мы танцуем, а не просто выполняем какие -то физические упражнения. Никогда не забуду, как однажды проводила открытый урок литературного чтения, где было много гостей со всего района. Мы изучали произведение А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный…» Во время очередной физминутки я включила вальс. Дети встали парами и начали танцевать в классе между рядами, а те мальчики, которым не хватило девочек для образования пары, подошли и пригласили гостей. Эффект был большой – удивление и, конечно, улыбки детей, учителей. Дети могут танцевать, благодаря тому, что вторая половина дня посвящена огромному количеству кружков согласно новым ФГОС. А теперь о результатах. Прошло буквально два месяца обучения в 1 классе, дети мои раскрепостились. Они перестали бояться школы. Стали отвечать на уроках, я увидела перед собой весёлых жизнерадостных ребят. Сейчас второй класс. Дети меняются за конторками сами во время урока. Это не мешает ведению урока. В классе есть тренажеры со зрительными метками. Для расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения на одной из стен кабинета расположила экологическое панно, которое меняю с наступлением каждого времени года. Его я использую на всех уроках. Сейчас у меня в планах применение мешочков с солью и накладок Селиванова на ученические стулья. Этой зимой некоторые классы в нашей школе закрывали на карантин по ОРЗ. А у меня была 100% явка. И всем, конечно же, интересно узнать, а как те нарушения и заболевания, с которыми дети пришли в школу? Положительные результаты, конечно, есть!
Было трое учащихся с проблемой зрения. Т еперь в классе только один мальчик в очках. Обследование показало, что у остальных 100% зрение. У пяти было нарушение осанки, медосмотр показал, что в классе нет таких детей. Трое ребят жаловались на боли в области груди. Я не могу сказать, что сейчас нет жалоб, но жалобы эти не в такой форме и не так часты, как были. А вот двое ребят с гастроэнтерологическими заболеваниями так и остались. Они часто ездят в Барнаул на обследование, лечение. Психоэмоциональное состояние детей хорошее. И не могу не сказать о родителях. Конечно, они благодарны, прежде всего, Владимиру Филипповичу Базарному. Одна мама сказала, что приобрела домой конторку, теперь ребёнок учится дома в условиях сохранения здоровья. Около 70 % родителей дома устраивают массажи для своих детей – хождение босиком по траве летом, шишкам, фасоли. Родители говорят о том, что каждый вечер проходит у них с детьми в приятной обстановке, дети много рассказывают, придумывают различные игры, приносят игры из школы домой. Особенно это касается работы за компьютерами. Я думаю, что вместе с родителями, школой мы выпустим нового ученика. Того ученика, который будет любить свой народ, свой край и свою Родину; уважать и принимать ценности семьи и общества; интересоваться окружающим миром; владеть основами умения учиться, способностью к организации собственной деятельности; готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом; доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение; выполняющим правила здорового и безопасного для себя и для окружающих образа жизни.
А пока мы учимся жить: и на уроке, радуя друг друга полезным общением в творческом поиске решения учебных проблем и задач, и в окружающем мире, осознавая ценность не только знания, но и взаимопомощи, взаимоуважения, взаимопонимания, добра. Трудно работать в наше время. Наша профессия была во все времена не из лёгких. А сейчас, когда грянули такие перемены в образовании, стало ещё труднее. На уроке мы учим детей добру, учим на русских народных сказках, на живом слове родного языка через произведения великих поэтов и писателей, а дома, включая телевизор, они видят насилие, секс, вульгарщину, ругательства. Запретить смотреть телевизор? Учитель пока не может противостоять средствам массовой информации. Пока будет существовать канал ТНТ, различного рода новые фильмы, сериалы, которые показывают ребёнку обратную сторону жизни, причём худшую, психика ребёнка будет страдать, будет происходить раздвоение личности. Поэтому я очень благодарна, что во время конференций «Здоровое развитие детей» могу увидеть богатейший опыт учителей страны, посоветоваться с ними, поучиться у них. И учить по – новому. Очень хочется познакомиться с тендерным образованием, посмотреть на всю систему Владимира Филипповича в целом, а не на элементы. Ещё в начале 90-х годов тревожным набатом прозвучало заключение одного из авторитетнейших педиатров России академика АМН А. Баранова: «Пройдёт не так уж много времени – и может не стать государства. Просто некому будет его защищать, и некому будет рожать детей». А как это преодолеть? Только одним единственным способом, которым ещё Иисус Христос лечил расслабленных: «Встань и ходи!»
Маркова Г.В., учитель начальных классов МБОУ «Кулундинская СОШ №3»