О значении Родного языка…
Год “Педагога и наставника”… К 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского.
9 ноября 2022 года вступил в силу Указ Президента Российской Федерации “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей” № 809.
Настоящим Указом, вступившем в силу со дня его подписания, утверждены Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
В документе говорится: “Российская Федерация рассматривает традиционные ценности как основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, осуществлять сбережение народа России и развитие человеческого потенциала”.
Принятые Основы – это документ стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определяющий систему целей, задач и инструментов реализации стратегического национального приоритета “Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти”.
В документе говорится, что традиционные ценности – это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.
Также определяется само понятие традиционных ценностей, к которым относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
В разделе по Реализации стратегического национального приоритета “Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти” отдельным пунктом подчеркивается особое значение необходимости защиты и поддержки русского языка как языка государствообразующего народа, необходимости обеспечения соблюдения норм современного русского литературного языка (в том числе недопущение использования нецензурной лексики), необходимости противодействия излишнему использованию иностранной лексики.
В этой связи непроизвольно вспоминаются размышления Константина Дмитриевича Ушинского (статья “Родное слово”), в которых он удивительным образом обосновывает значение и необходимость сбережения родного языка…
“Человек долго вдыхал в себя воздух, прежде чем узнал о его существовании, и долго знал о существовании воздуха, прежде чем открыл его свойства, его состав и его значение в жизни тела.
Люди долго пользовались богатствами родного слова, прежде чем обратили внимание на сложность и глубину его организма и оценили его значение в своей духовной жизни.
Да оценили ли и теперь вполне?
Если судить по ходячим общественным мнениям, по принятым в педагогической практике приемам, по устройству учебной части в различных заведениях, то нельзя не сознаться, что до такой оценки еще очень и очень далеко”…
“Язык народа — лучший, никогда не увядающий извечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории.
В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы — весь тот глубокий, полный мысли и чувства, голос родной природы, который говорит так громко в любви человека к его иногда – суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов.
Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа.
Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке — в наследие потомкам.
В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения следы прожитого горя и прожитой радости,— словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове.
Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое.
Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь.
Когда исчезает народный язык,— народа нет более!
Вот почему, например, наши западные братья, вынесши все возможные насилия от иноплеменников, когда это насилие, наконец, коснулось языка, поняли, что дело идет теперь уже о жизни или смерти самого народа.
Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ.
И нет насилия более невыносимого, как то, которое желает отнять у народа наследство, созданное бесчисленными поколениями его отживших предков.
Отнимите у народа все — и он все может воротить;
но отнимите язык, и он никогда более уже не создаст его;
новую родину даже может создать народ, но языка — никогда:
вымер язык в устах народа — вымер и народ.
Но если человеческая душа содрогается перед убийством одного недолговечного человека, то что же должна бы чувствовать она, посягая на жизнь многовековой исторической личности народа – этого величайшего из всех созданий божьих на земле?
Являясь, таким образом, полнейшей и вернейшей летописью всей духовной, многовековой жизни народа, язык в то же время является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории”…
Усваивая родной язык легко и без труда, каждое новое поколение усваивает в то же время плоды мысли и чувства тысячи предшествовавших ему поколений, давно уже истлевших в родной земле или живших, может быть, не на берегах Рейна и Днепра, а где-нибудь у подошвы Гималая.
Все, что видали, все, что испытали, все, что перечувствовали и передумали эти бесчисленные поколения предков, передается легко и без труда ребенку, только что открывающему глаза на мир божий, и дитя, выучившись родному языку, вступает уже в жизнь с необъятными силами.
Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.
Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ”…
“Язык народа – лучший истолкователь окружающего мира для ребенка. Если же чужой язык заменит ребенку родное слово, ребенок будет намного труднее входить в понимание жизни, а так же будет медленнее развиваться”…
“Язык народа, как мы видели выше, являясь полнейшим отражением родины и духовной жизни народа, является в то же время для ребенка лучшим истолкователем окружающей его природы и жизни”…
“Язык, являясь народной летописью, в то же время является народным наставником, который учил людей до появления книг, школ, до нашего времени. Усваивая родной язык, человек усваивает мысли и чувства прошлых поколений”…
“Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка — и усваивает легко и скоро, в два-три года, столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического ученья.
Таков этот великий народный педагог — родное слово!”…
К.Д. Ушинский. Родное слово (статья).
Статья была впервые напечатана в «Журнале Министерства народного просвещения» (СПб., 1861, № 5).
Родной язык понимается К.Д. Ушинским как продукт многовековой духовной жизни народа, его первый наставник. Об образовательном значении родного языка заговорили в России еще в самом начале XIX столетия Н.М. Карамзин, И.И. Мартынов, а в 30-х годах Е.О. Гугель сделал русский язык центральным учебным предметом, группирующим все содержание первоначального обучения вокруг себя.
Взгляд Ушинского на значение родного языка в духовной жизни народа последовательно проведен им в его учебных книгах («Детский мир», «Родное слово»).
Материал подготовил В.Ю. Гармаш