Здоровье под контролем
Образовательными учреждениями Заводоуковского городского округа проводится работа по формированию здорового образа жизни учащихся и педагогов. Комитет образования осуществляет контроль за реализацией районной “Программы здоровья”, в рамках которой в 2004/05 учебном году был продолжен конкурс на лучшее преподавание ЗОЖ в школе, проведен заочный конкурс “Школа — территория здоровья”, а также мониторинг здоровья учащихся. Комитетом взяты на контроль вопросы организации питания школьников, условий осуществления образовательного процесса, оказания полноценной логопедической и психологической помощи учащимся.
Одной из задач, стоящих сегодня перед школой, является уменьшение аудиторной нагрузки и создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей за счет использования эффективных методов обучения, повышения удельного веса уроков физической культуры.
Примером активной работы школьной службы здоровья и успешной реализации “Программы здоровья” являются Боровинская СОШ (директор В.П. Коробова), Першинская СОШ (директор Л.Н. Алферова), Старозаимская СШ (директор Н.С. Тайшина), СШ № 1 (директор В.П. Вайнбендер), Гилевская НШ (директор В.Ф. Клюка).
В ряде образовательных учреждений Заводоуковского городского округа внедряются элементы методики “сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения” В.Ф. Базарного в начальной школе. Результаты внедрения данной методики свидетельствует об улучшении психологического климата в детском и педагогическом коллективах.
Учителя физической культуры О.П. Саклакова (Тумашовская СОШ), Н.К. Казанцева (Старозаимская СОШ) обучают детей дыхательной гимнастике по методу Стрельниковой, технологии релаксации на уроке и во внеурочное время.
Модульно-рейтинговая система оценивания учащихся старших классов применяется на уроках химии, биологии, математики учителями В.В. Базелюк, Г.Н. Саяпиной, Л.М. Требенковой (СОШ №1).
Технологию проектного мышления применяют на уроках химии и технологии учителя заводоуковской СОШ №1 Е.А. Золотавина и Н.А. Шелепова, учитель иностранного языка заводоуковской СОШ № 4 Л.И. Геращенко и другие.
Применение данных технологий стимулирует индивидуальную активность школьников и позволяет учитывать особенности их темперамента, состояние здоровья. Модульно-рейтинговая система оценивания знаний учащихся оказывает положительное воздействие на психологическое здоровье школьников.
С 2000 года осуществляется мониторинг за состоянием здоровья детей. Данные углубленного медицинского осмотра учащихся образовательных учреждений района в течение трех лет — с 2002-го по 2004 год — свидетельствуют, что охвачены медицинским осмотром 95,4% учащихся (5410 чел.). Анализ состояния здоровья учащихся показал, что количество детей, отнесенных к I группе, составляет в среднем 31,2% (1560 чел.). Эти цифры на протяжении двух лет практически не изменились. Количество детей, которых можно отнести ко II группе, — дети с функциональными (временными) отклонениями в состоянии здоровья — составило 57,3%. Однако по сравнению с 2002 годом число детей во II группе сократилось в 2004 г. на 2,7%. А вот число учащихся, отнесенных к III и IV группам (больные дети с хроническими заболеваниями в стадии компенсации), увеличилось по сравнению с 2002 годом на 6% (2002 г. — 6,4%, 2004 г. – 12,3%, 546 чел.).
Анализ результатов медицинских осмотров, проведенных с 2002-го по 2004 год, показал, что значительного роста отдельных заболеваний у учащихся не наблюдается. По сравнению с прошедшими годами число случаев выявления у детей тех или иных недугов находится примерно на одном уровне, который соответствует среднестатистическим показателям по области. Согласно тем же данным, среди обнаруженных заболеваний на первом месте стоят заболевания опорно-двигательного аппарата: нарушение осанки, сколиоз (2004 г. – 18%; 2003 г. – 20,8%; 2002 г. – 22,2%); на втором месте — нарушения зрения; на третьем месте – заболевания эндокринной системы; на четвертом месте — заболевания нервной системы и психические расстройства (ВСД, расстройства поведения).
В прошедшем учебном году в образовательных учреждениях округа работали 19 педагогов-психологов. Все психологи обучены на курсах повышения квалификации, организованных на базе района преподавателями Тюменского государственного института развития регионального образования (ТГИРРО), по проблеме “Психолого-педагогические технологии коррекции эмоциональных нарушений”.
Основные задачи, которые решались педагогами-психологами, это: сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников и психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся 1-х, 5-х, и 10-х классов. Для работы со старшеклассниками проводилась диагностика профессиональных склонностей, способностей и интересов; были организованы элективные курсы “В поисках своего призвания”, “Мой выбор”, в рамках которых был проведен конкурс программ. Лучшей была признана программа элективного курса психолога Колесниковской СОШ Г.Н. Сухановой. Для учащихся 1-х, 5-х и 10х классов проводилась психодиагностика адаптации учащихся, адаптационные занятия по классам).
С целью выявления имеющихся у первоклассников отклонений и пропедевтики школьной дезадаптации в начале учебного года во всех школах округа проводится психолого-педагогическое обследование учащихся 1-х классов, позволяющее учителю, психологу выявить с первых дней пребывания детей в школе проблемные зоны здоровья и наметить пути коррекционно-развивающего воздействия.
В конце учебного года проводится повторное обследование, с помощью которого определяются индивидуальная динамика развития каждого ученика и общегрупповые тенденции, наметившиеся в результате проведенного обучения и коррекционно-развивающей работы.
Результаты обследования детей за 2004/05 учебный год показали, что к концу учебного года произошел существенный рост показателей умственного развития учащихся 1-х классов по сравнению с началом учебного года. Группа детей с низкими познавательными возможностями
уменьшилась на 30 человек (в начале года было 60 человек). Можно предположить, что на положительную динамику умственного развития детей повлияли коррекционно-развивающая работа, проведенная педагогами-психологами, учителями, учет учителем специфических особенностей познавательной деятельности и личностного развития детей, а также консультативная работа с родителями.
Результаты диагностического обследования учащихся 5-х, 10-х классов на предмет выявления уровня адаптации к новым социальным условиям показали, что для пятиклассников зонами наибольшего эмоционального неблагополучия являются: страх перед ситуацией проверки знаний, страх самовыражения (у 39% пятиклассников выявлен высокий уровень тревожности, способный привести к неврозам). Среди десятиклассников выявлены учащиеся с неполной адаптацией (у учащихся одной группы доминирует подавленное настроение, не проявляется интерес к урокам, ослаблены процессы саморегуляции, имеются трудности в общении).
Тем не менее по выявленным проблемам не всегда проводится должная коррекционно-развивающая работа. В ходе посещенных практических занятий, проводимых педагогами-психологами во время аттестации, наблюдалось недостаточно активное применение современных психологических технологий, слабое методическое оснащение занятий. В новом учебном году будет продолжена работа по совершенствованию психолого-педагогического сопровождения профильного обучения, а также психологическое сопровождение детей группы риска (с расстройством поведения, с особыми образовательными нуждами).
В феврале 2005 года был проведен социологический опрос среди учащихся 10—11-х классов школ округа, целью которого было выявить наиболее привлекательные для подростков сферы жизненных интересов (предпочтений). Всего в анкетировании приняли участие 615 учеников. Результаты анкетирования показали, что наиболее важными жизненными сферами для подростков являются семья (I место), здоровье (II место) и друзья, общение (III место).
На вопрос анкеты “Что вам больше всего нравится делать в свободное время?” старшеклассники отвечали следующим образом: встречаться с друзьями (63%), слушать музыку (42%), заниматься спортом (31%), смотреть телевизор (27%), читать (17%).
При анализе ответов на вопросы, касающиеся кино и телевидения, выяснилось, что 53% старшеклассников интересуют музыкальные передачи, 36% привлекают телесериалы, 27% — телеигры, 20% — научно-популярные передачи, 11% — политические. Из фильмов у подростков наибольшей популярностью пользуются комедии, их предпочитают смотреть 75% опрошенных. 25% отдают свои симпатии боевикам, 27% предпочитают фильмы, затрагивающие серьезные жизненные проблемы. К поп-музыке неравнодушны 55% старшеклассников, слушают рок 28%,
рэп — 21%. Что же касается ситуации с чтением, то как оказалось, 21% учащихся читают в свободное время детективы, 31% — журналы, 30% — газеты; 13% учащихся читают мало и 5% не читают вовсе.
Среди факторов, способствующих организации здорового образа жизни, учащиеся называют: отказ от употребления наркотиков (48%), занятия спортом (46%), отказ от курения (40%), полноценное и правильное питание (25%), необходимость полноценной духовной жизни (21%).
Отвечая на вопрос “Достаточно ли готовит вас школа к будущей самостоятельной жизни?”, 45% учащихся высказали мнение, что “кое-что из того, чему учат в школе”, пригодится в дальнейшем, 22% считают, что школа готовит к будущей самостоятельной жизни недостаточно, 14% считают, что школа неспособна подготовить к жизни, этому должен учиться каждый сам.
В трудную минуту поддержкой и опорой являются родители для 62% старшеклассников, для 59% эту роль выполняют друзья, 12% готовы в трудную минуту обратиться за помощью к учителю и 7% — к психологу.
82% детей характеризуют взаимоотношения в своей семье как теплые, 8% учащихся считают, что отношения в семье равнодушные, 2% учеников оценивают их как агрессивные.
В школе чувствует себя в безопасности 71% учащихся и 21% этого не ощущает.
Таким образом, результаты проведенного опроса показали, что ведущими ценностями для подростков являются счастливая семейная жизнь, верные друзья, здоровье. Подавляющее большинство учащихся (94%) считает, что нужно придерживаться принципов здорового образа жизни. Однако такие социальные ценности, как творчество, интересная работа, активная, полезная, деятельная жизнь, незначимы для большинства подростков. Настораживает и тот факт, что в школе не чувствует себя в безопасности 21% учащихся.
Образовательными учреждениями округа проводится определенная работа по обучению и воспитанию больных детей и детей-инвалидов по специальной (коррекционной) программе. Для этого создана нормативно-правовая база, разработаны положения о воспитании и обучении таких детей. Следование принципам вариативности и интеграции образования позволило за пять лет сформировать в районе сеть классов дифференцированного комплектования для детей с особыми образовательными способностями (обучающихся по специальной (коррекционной) программе. В 2004/05 учебном году было организовано 7 таких классов для 78 учащихся средних школ (№ 1, № 2, № 4 г. Заводоуковска, Лебедевской, Новозаимской, Бигилинской и др.). 30 детей-инвалидов обучались по индивидуальной программе на дому. 58 детей-инвалидов обучались в общеобразовательных классах. Дети-инвалиды получали начальное профессиональное образование в агролицее № 29 (8 человек), обучались в агролицее № 29 и выпускники школ (12 человек) по специальностям “швея”, “тракторист”.
Для защиты прав детей с ограниченными возможностями, с трудностями в обучении в округе создана психолого-педагогическая служба, куда входят школьные психологи, социальные педагоги, логопеды, районная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). За период работы ПМПК в прошлом учебном году было проконсультировано 82 учащихся. Кроме того, 175 подростков было проконсультировано психологами комитета образования.
В дальнейшем будет продолжена работа по совершенствованию процесса постоянного взаимодействия системы образования с представителями здравоохранения, управлением социальной защиты населения, всеми заинтересованными ведомствами и общественными организациями в целях сохранения и укрепления здоровья детей.
Легостаева Н.И., председатель городского комитета образования, г. Заводоуковск, Тюменская область.
Материалы нашей конференции: