Эксперимент: сохранение и укрепление здоровья детей методом хореокоррекции
Состав участников областного эксперимента “Сохранение и укрепление здоровья детей методом хореокоррекции”.
Руководитель эксперимента:
Ивашковский А.А. — балетмейстер — педагог, Заслуженный работник культуры РФ, доцент кафедры валеологии и медицинской психологии Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского.
Научный руководитель эксперимента:
Щербак Н.П. — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой валеологии и медицинской психологии Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского.
Руководитель эксперимента:
Дитрих Л.А. — директор МОУ “Шайковская средняя общеобразовательная школа № 2”, Почетный работник общего образования РФ.
Заместитель руководителя эксперимента:
Дитрих Е.А. — заместитель директора по научно-методической работе МОУ “Шайковская средняя общеобразовательная школа № 2”.
Актуальность темы. Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного и социального развития обуславливает актуальность разработки новых здоровьесберегающих технологий, необходимость проведения соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья школьников.
Объект исследования: система оздоровительной, учебной и воспитательной работы в школе.
Предмет исследования: хореокоррекция — здоровьесберегающая технология в работе общеобразовательной школы.
Цель эксперимента: разработка и апробация здоровьесберегающей технологии, основанной на хореокоррекции как базовой составляющей в системе оздоровительной работы школы.
Задачи эксперимента:
1. Разработать способы и приемы включения методики хореокоррекции в урочную и внеурочную деятельность учащихся.
2. Экспериментально опробовать здоровьесберегающую технологию на основе хореокоррекции.
3. Разработать методические рекомендации по организации урочной и внеурочной учебно-воспитательной работы, по организации управленческой деятельности, направленной на внедрение в педагогическую практику новых здоровьесберегающих технологий.
Первый этап эксперимента — проектный (длительность 3 месяца: 1.09 — 1.12.2001).
Основные задачи:
1. Корректировка специального практического курса, направленного на сохранение и укрепление здоровья школьников.
2. Поиск путей включения оздоровительной методики, основанной на хореокоррекции, в урочную и внеурочную деятельность педагогов и учащихся.
Проведены следующие мероприятия:
1. Определены участники эксперимента: 1-й год — учащиеся 1—5-х классов; затем, в последующие годы, количество участников расширяется за счет новых первоклассников; учащиеся — участники эксперимента, переходя в следующий класс, продолжают заниматься хореокоррекцией.
2. Внесены изменения в учебный план школы: в образовательную область “Физическая культура” введен дополнительный час “Хореокоррекция” в 1—5-х классах.
3. Проведены практические занятия по хореокоррекции научным руководителем Ивашковским А.А. с педагогами, которым предстояло проводить хореокоррекционные минутки на своих уроках.
4. Состоялось открытое заседание педагогического совета школы с привлечением родителей, на котором их познакомили с целями и задачами эксперимента.
5. Оформлены листы хореокоррекционных занятий; созданы информационно-диагностические папки на учащихся 1—5-х классов.
6. Проведено родительское собрание, на котором родители заполнили “Карты развития ребенка”.
7. Произведены видеозаписи начальных занятий по хореокоррекции, как классов в целом, так и отдельно каждого ребенка.
Таким образом, задачи первого этапа эксперимента были реализованы полностью: были разработаны приемы включения методики хореокоррекции в учебно-воспитательный процесс.
Второй этап — аналитико-диагностический (длительность 4 месяца: 01.12.01 — 01.05.02).
Задачи:
1. Обследование гигиенических условий обучения в школе, выбор путей устранения отрицательных факторов обучения посредством введения методики хореокоррекции в учебно-воспитательных процесс.
2. Диагностика динамики психофизического развития детей и подростков, обучающихся в школе.
3. Анализ медицинских документов с целью выявления наиболее распространенных среди учащихся школы заболеваний и нарушений опорно-двигательного аппарата.
4. Формирование контрольных и экспериментальных групп, составление плана эксперимента, подготовка его участников.
Проведены следующие мероприятия:
1. Изучение отношения участников эксперимента к урокам хореокоррекции и хореоминуткам (анкетирование).
2. Видеоисследование учащихся — участников эксперимента с целью выявления детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3. Обмен опытом внутри педагогического коллектива (проведение хореоминуток на педсоветах и педсовещаниях, обсуждение на заседаниях методических объединений методики проведения хореоминуток).
4. Участие директора школы Дитрих Л.А. в областной научно-практической конференции — отчете экспериментальных школ области, работающих по здоровьесберегающим технологиям.
5. Выступление на областной научно-практической конференции “Школа и здоровье” психолога школы Коростелевой Н.А.
6. Участие директора школы Дитрих Л.А. в VII Всероссийской научнопрактической конференции “Образование в России: медико-психологический аспект”.
7. Заседание педагогического совета школы по теме “Хореокорреция — год первый. Результаты первого и второго этапов экспериментальной работы”.
В ходе второго этапа экспериментальной работы было осуществлено включение методики хореокоррекции в организацию урочной учебновоспитательной работы, были сформированы контрольные и экспериментальные группы — задачи второго этапа реализованы.
Третий этап — внедренческий (длительность — 3 года: 1.04.2002 — 1.04.2005):
Задачи:
— создание научно-исследовательской лаборатории совместно с кафедрами социальной и организационной психологии, физического воспитания, валеологии и медицинской психологии Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского;
— внесение изменений в организацию учебно-воспитательной работы школы в соответствии с рекомендациями, разработанными научно-исследовательской лабораторией;
— освоение и реализация новой оздоровительной технологии в практике педагогического воздействия в ходе проведения педагогического эксперимента;
— наблюдение, отслеживание и обработка полученных результатов.
Проведена следующая работа:
1. Создана научно-исследовательская лаборатория совместно с кафедрами: социальной и организационной психологии, физического воспитания, валеологии и медицинской психологии КГПУ им. К.Э. Циолковского;
2. Внесены изменения в учебный план школы: в образовательную область “Физическая культура” введен дополнительный час “Хореокоррек-ция” в 1х — 6х классах.
3. На всех уроках с 1-го по 9-й класс учителя-предметники проводили хореоминутки.
4. Проводились практические занятия по хореокоррекции научным руководителем Ивашковским А.А. и преподавателем хореокоррекции Шариной И.Б. с педагогами — участниками эксперимента.
5. Производились видеозаписи занятий по хореокоррекции, как классов в целом, так и отдельно каждого ребенка.
6. Состоялось выступление научного руководителя Ивашковского А.А. на общешкольном родительском собрании (декабрь 2002 г.); на классных родительских собраниях родители получали интересующую их информацию о ходе эксперимента.
7. Осуществлялся обмен опытом между педагогами — участниками эксперимента на педагогических совещаниях, заседаниях методического совета и методических объединений.
8. Заместителем директора по воспитательной работе, учителем хореокоррекции Шариной И.Б. был проведен мастер-класс для воспитателей групп продленного дня района по проведению хореоминуток и хореокоррекции.
9. Каждое полугодие учителя — участники эксперимента сдавали отчеты о проведении хореоминуток, таким образом была создана база данных “Хореоминутки”.
10. Осуществлялось изучение отношения участников эксперимента к урокам хореокоррекции и хореоминуткам.
11. На базе школы был проведен районный семинар директоров “Здоровьесберегающая система школы” (март 2004 года).
12. Школа приняла участие в областном конкурсе “Школы, способствующие сохранению здоровья учащихся” (2003/04 учебный год).
13. 18 мая 2004 года в школе проводилось заседание межведомственного Координационного Совета при Правительстве Калужской области по формированию государственной политики в сфере воспитания здорового подрастающего поколения. В работе Совета принимали участие: министр образования, культуры и спорта Калужской области, к.и.н. Игнатов В.А.; глава МО “г. Киров и Кировский район” Афонин В.В.; заместитель Главы МО “Г. Киров и Кировский район” по социальным вопросам Борискин Л.Д.; научный руководитель эксперимента, заслуженный работник культуры РФ Ивашковский А.А.; представители КОИПКРО, КГПУ им. К.Э. Циолковского и специалисты отдела образования Кировского района.
На третьем этапе экспериментальной работы был накоплен богатый опыт по включению методики хореокоррекции в организацию урочной и внеурочной учебно-воспитательной работы. Все задачи третьего этапа были реализованы.
Четвертый этап — обобщающий (длительность 6 месяцев: 1.04 — 1.10.2005 г).
Задачи:
1. Систематизация и описание результатов эксперимента в целом (предоставление подробного письменного отчета и его презентация).
2. Разработка методических рекомендаций по организации урочной и внеурочной деятельности, а также по организации управленческой деятельности в школе, направленной на поддержание и обеспечение эффективного внедрения в педагогическую практику новых здоровьесберегающих технологий.
Проведены следующие мероприятия:
1. В соответствии с планом экспериментальной работы на всех уроках с 1-го по 9-й класс учителя — предметники в течение года проводили хореоминутки.
2. Были внесены изменения в учебный план школы: в образовательную область “Физическая культура” введен дополнительный час “Хореокоррекция” во 2 А,Б, 3 А, 4 А, 7 А,Б классах; факультативно велась “Хореокоррекция” в 5 А,Б, 6 А,Б и 9 А,Б классах.
3. С целью обмена опытом на всех педагогических советах и совещаниях педагоги проводили хореоминутки друг с другом; на каникулах Титова Т.М. (учитель хореокоррекции) проводила специальные занятия с коллегами.
4. В соответствии с задачами четвертого этапа работы в рамках эксперимента в первом полугодии учителями школы были разработаны критерии для разработки рекомендаций по организации урочной деятельности, направленной на внедрение в педагогическую практику здоровьесберегающих технологий — “Хореоминутки на уроках в 1—9-х классах” (соответствие хореоминутки теме урока; музыкальное сопровождение; описание слов учителя и движений детей; описание влияния хореоминутки на эмоциональный настрой учащихся).
Во втором полугодии прошедшего учебного года все учителя подготовили отчет о своей работе в рамках эксперимента. Дитрих Л.А. (директор школы), Шарина И.Б. (заместитель директора по ВР, первый учитель хореокоррекции), Паршикова А.В. (учитель математики), Носенко А.А. (учитель русского языка и литературы), Чернова В.К. (учитель химии) подготовили отзывы для книги научного руководителя эксперимента Ивашковского А.А.
5. Осуществлялось изучение отношения участников эксперимента к урокам хореокоррекции и хореоминуткам (в третьей четверти было проведено анкетирование учащихся 2 — 7-х, 9-х классов).
6. В течение учебного года медсестра проводила мониторинг здоровья учащихся, результаты которого показали, что состояние здоровья учащихся в тех классах, где ведется хореокоррекция, остается стабильным, в то время как в здоровье учащихся, не занимающихся хореокоррекцией видно незначительное, но ухудшение (проблемы с опорно-двигательным аппаратом, простудные заболевания).
Задачи 4-го этапа реализованы полностью не были, так как 6 месяцев (такова длительность 4-го обобщающего этапа) — малый срок для обобщения проделанной работы и составления методических рекомендаций по организации урочной и внеурочной деятельности, а также по организации управленческой деятельности в школе, направленной на поддержание и обеспечение эффективного внедрения в педагогическую практику новых здоровьесберегающих технологий. Тем более, из этих шести месяцев три месяца приходится на лето (время выпускных экзаменов и отпусков).
В целом, за 4 года экспериментальной работы было установлено благоприятное влияние хореокоррекции на здоровье детей: этот предмет способствует профилактике и коррекции нарушений осанки, свода стопы и других нарушений опорно-двигательного аппарата; профилактике психического перенапряжения. Хореоминутки способствуют восстановлению нормального соотношения продолжительности учебы и отдыха.
Гипотеза эксперимента оправдалась: создание общешкольной системы сохранения и улучшения здоровья учащихся, основанной на методе хореокоррекции, позволило реально улучшить физическое и психоэмоциональное здоровье школьников.
С целью эффективного решения задач, стоящих перед участниками эксперимента на последнем этапе работы, администрация и педагогический коллектив школы считают необходимым продление 4-го обобщающего этапа на 3 года, до 1.10.2008 г.
Задачи эксперимента на период до 1.10.2008 г.:
1. Детальная разработка методических рекомендаций по организации урочной и внеурочной учебно-воспитательной работы, по организации управленческой деятельности, направленной на внедрение в педагогическую практику новых здоровьесберегающих технологий.
2. Обмен опытом экспериментальной работы на уровне школ района и области.
3. Внедрение уроков “Хореокоррекции” в учебный план 3-й ступени обучения с целью приведения работы, направленной на сохранение здоровья учащихся, к единой логически завершенной системе.
Дитрих Л.А., директор МОУ “Шайковская средняя общеобразовательная школа № 2”, пос. Шайковка, Кировский район, Калужская область.
Материалы нашей конференции: