На занятия в родительскую школу
Состояние здоровья детей в нашей школе в начале 90-х годов у администрации и учителей стало вызывать обоснованную тревогу. Дело в том, что среди первоклассников только 35% имели первую группу здоровья, а среди выпускников школ только 15% отвечали так называемым критериям здоровых детей. С переходом из класса в класс физическое, соматическое, психическое здоровье учащихся школы ухудшалось, особенно в 5— 6-х классах, когда совпадали периоды полового созревания и повышенной учебной нагрузки. Поэтому, естественно, возник вопрос, как сохранить, укрепить здоровье подрастающего поколения.
В 1993 году мы стали реализовывать проект открытой школы здоровья и развития — наше учебное заведение стало опытно-экспериментальной площадкой по разработке проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся в образовательном процессе. Научный замысел проекта заключался в определении, обосновании и апробации системы психолого-педагогических, нормативно-правовых, программно-методических, кадровых, медицинских, санитарно-гигиенических и материально-технических условий построения и реализации личностно ориентированной здоровьесберегающей и развивающей образовательной среды в общеобразовательном учреждении и исследования эффективности школьного экологического образования.
Результативность работы по формированию культуры здоровья обучающихся во многом обусловлена качеством нормативно-правового обеспечения, в частности, разработкой и реализацией следующих локальных актов образовательного учреждения: Устава ОУ; Положения об экспериментальной открытой школе здоровья и развития; Положения об экспериментальной работе в ОУ; Положения об учебно-методической работе в экспериментальной школе здоровья и развития; Положения об учителе-экспериментаторе; должностной инструкции учителя-экспериментатора; должностной инструкции педагога-валеолога; должностной инструкции врача-валеолога; должностной инструкции заместителя директора по научно-методической работе в экспериментальной школе здоровья и развития и др.
В школе работают 120 педагогов.
Согласно штатному расписанию в школе предусмотрены и действуют должностные лица, которые непосредственно несут ответственность за создание личностно ориентированной здоровьесберегающей и развивающей образовательной среды. К их числу принадлежат: заместитель директора по научно-методической работе, педагог-психолог (его функции наполнились валеологическим и психотерапевтическим содержанием), детский врач-невропатолог, учитель лечебной физкультуры, логопед, социальный педагог, педагог дополнительного образования (кандидат медицинских наук, имеющий высшее педагогическое образование) с обязанностями педагога-валеолога. Для работы в школу привлекаются ученые Курского государственного университета (кафедры медицины и логопедии, биологии, психологии, управления школой и педагогического мастерства), Курского государственного медицинского университета (НИИ экологической медицины РАМН, кафедры нормальной физиологии, патофизиологии, психиатрии, нервных болезней, ортопедии) в рамках хоздоговорной тематики. Кроме того, в экспериментальной работе участвует медицинский персонал Центра планирования семьи, областной и городской детской поликлиники № 2, врач-диетолог гастроэнтерологического отделения городской больницы скорой помощи.
В школе успешно реализуется инновационная модель валеологической службы, которая интегрирует деятельность школьного медицинского персонала (врача-педиатра и медицинской сестры), детского врача-невропатолога (кандидата медицинских наук), педагога-валеолога (кандидата медицинских наук), школьных психологов, логопедов, социальных педагогов, учителей биологии, химии, физической культуры и учителя лечебной физкультуры. Результативность работы названной службы во многом обеспечивается высоким уровнем профессиональной компетентности специалистов, их глубокой заинтересованностью в получении позитивных результатов здоровьесберегающей деятельности в ОУ, наличием программы сохранения и укрепления здоровья детей в образовательном процессе, осуществлением систематического контроля за качеством ее реализации. Одним из отличительных качеств валеологической службы является ее научно-исследовательская деятельность, результаты которой нашли отражение в целом ряде работ, в диссертациях, учебных пособиях.
Методическая работа в школе направлена на изучение концепции открытой школы здоровья и развития, создание учебно-методического обеспечения преподавания.
Важным результатом работы методической службы стала разработка учебного пособия “Здоровье ученика в образовательном процессе: управленческий аспект” (доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Подчалимова); учебного пособия “Формирование ценностного отношения к здоровью у девочек-подростков” (кандидат педагогических наук, доцент С.Н. Белова); учебного пособия “Педагогические условия формирования социальной зрелости старшеклассников в условиях школы здоровья и развития”; портрета выпускника школы здоровья и развития.
Разработан комплекса диагностических методик формирования социальной зрелости старших школьников (кандидат педагогических наук, педагог-психолог школы А.В. Поздняков); технологическая карта мониторинга качества образования в школе здоровья и развития (кандидат педагогических наук, зам. директора по научно-методической работе Л.Г. Жиляева); технологическая карта введения валеологического компонента (вопросов по формированию здорового образа жизни учащихся) в содержание школьных курсов. Составлены программы по валеологии для учащихся начальной школы (кандидат педагогических наук, учитель начальных классов Галанжина Е.С.); программы по валеологии для учащихся 5—11 классов (учитель биологии Шабанова Т.А.); методические рекомендации “Валеологический самоанализ к урокам биологии” (учитель биологии Юшкова Е.В.); методические рекомендации (“Гармонизирующая музыка как средство развития сознания и сохранения здоровья детей” — учитель начальных классов, кандидат педагогических наук Галанжина Е.С.).
Программы “Учись мыслить” (кандидат педагогических наук, учитель начальных классов Галанжина Е.С.); методические рекомендации “Всей семьей — за здоровьем” (доктор педагогических наук Скобликова Т.В.); паспорта здоровья ученика (кандидат медицинских наук Савченко А.А.); проект новой жизнедеятельности школы здоровья и развития в XXI веке (директор школы Билибенко Л.Г.); программы факультативного курса “Планирование семьи” (кандидат медицинских наук Савченко А.А.); программы факультативного курса “Твое психическое здоровье” (кандидат медицинских наук Савченко А.А.); методические рекомендации по организации динамических пауз, физкультминуток, релаксационных пауз (учитель Чайникова Е.И.) так же применялись в нашей школе.
Обеспечению качества образовательного процесса в школе служит работа по специальной программе с девиантными и со слабоуспевающими детьми по химии, физике, математике, русскому языку.
Начальное образование реализуется по модели четырехлетней начальной школы. Изучение валеологии в начальной школе является одним из образовательных приоритетов, поэтому из школьного компонента введены дополнительные часы во 2—4 классах. Курс ОБЖ интегрируется в 1— 4-х классах с “Окружающим миром”, в 5—9-х классах ОБЖ выделен отдельным предметом, его функции связаны с развитием у школьников представлений об основах устойчивого развития, ноосферном мышлении.
Учитывая практическую направленность трудового обучения, в школьном расписании предусмотрены сдвоенные часы на уроки технологии. Уроки этого цикла имеют ярко выраженную валеологическую направленность и проводятся в соответствии с авторской образовательной программой “Здоровая кулинария”. Совместно с учеными КГУ разработана модель учебно-методического центра “Культура питания”.
В школе ведутся предметы “Экологии” (10—11),“Основы психологии” (10—11), “Валеология”, “Искусство мышления”, “Человекознание”, “К истокам” — (3 классы), “Защити себя сам”, “Ритмика”. Названные учебные дисциплины содействуют становлению и развитию социальной, духовно-нравственной компетентности школьников, сохранению, укреплению их здоровья.
В школе создано личностно ориентированное здоровьесберегающее и развивающее образовательное пространство, прежде всего, за счет реализации инновационной структуры управления качеством образования, построенной по принципу развития способностей педагогов и учащихся к самоуправлению, самоорганизации и саморегуляции. С этой целью пересмотрен механизм и содержание взаимодействия социально-педагогической, психологической и медицинской служб с учителями, родителями, ребенком. Диагностическая и прогностическая деятельность валеологической службы направлена на предотвращение развития так называемых дидактогении (боязни учения) и информационного стресса (который вызывается конфликтом между системой управления образовательным пространством, с одной стороны, и системой саморегуляции самого ребенка, с другой стороны). Направленность внутришкольного управления на оптимизацию системы саморегуляции обучающегося путем тренировки стрессоустойчивости его систем регуляции позволила достичь пролонгированного и устойчивого оздоровительного эффекта. Педагогическое пространство в школе построено не только как природосообразное (за счет учета природы развития детей), но и как экологообразное, то есть “настроенное” не только на особенности субъектов образовательной деятельности, но и на климатические условия в регионе, его экологическую ситуацию (КМА, Курская атомная станция и др.), социокультурные особенности, рынок труда и т.д.
Валеологической службой школы в тесном сотрудничестве с педагогами предпринята система мер, позволившая добиться значительного сокращения случаев психического утомления, психического перенапряжения, слабой мотивации, эмоциональных стрессов, сильной тревожности. По результатам ежегодных психологических исследований у 78—80% учителей их взаимоотношения с учащимися на уроках характеризуются как взаимодействие на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
Работа с детьми группы риска, с трудными подростками осуществляется по специально разработанной программе “Защити себя сам”, в которой особое внимание уделяется организации антинаркотической и антиалкогольной пропаганды.
Существует определенная система внутришкольного контроля, которая обеспечивает отсутствие учебных перегрузок, выполнение санитарно-гигиенических нормативов, использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, воспитание у учащихся культуры здоровья.
В течение последних трех лет отмечается значительный рост качества образовательного процесса по целому ряду показателей (позитивная динамика в ценностных ориентациях детей; уровень их воспитанности; качество знаний, умений и навыков; опыт творческой деятельности; уровень сформированности общеучебных умений; отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей, как к жизненно важной ценности; рефлексивная культура и др.). Отличительными качествами названных технологий явилось разнообразие видов творческой познавательной деятельности на уроке; использование музыкотерапии, релаксационных приемов и упражнений; эмпатическое речевое воздействие учителя на учащихся; проведение бинарных уроков; рефлексия в учебно-познавательной деятельности, в общении с учащимися.
Особенностью организации личностно ориентированного здоровьесберегающего и развивающего образовательного процесса в школе является структурирование образовательного процесса на основе личностно ориентированной здоровьесберегающей и развивающей доминанты; валеологический анализ учебных планов и программ; строгое соблюдение режима дня; обязательное пребывание детей на свежем воздухе в 12 и 16 часов; второй витаминизированный завтрак в 11 часов; дифференцированное питание детей во время школьного обеда в 13 часов; систематическое наблюдение валеологической службы (школьного врача, детского врача-невропатолога, педагога-валеолога, социального педагога, педагогов-психологов) за физическим и психическим состоянием здоровья учащихся во время учебных занятий.
Проводятся медицинские осмотры детей, включающие обследования врачей-специалистов: лор-врача, окулиста, хирурга, невропатолога, эндокринолога, кардиолога, ортопеда. На уроках используется система релаксационных упражнений. В школе действует танцевальная студия “Ритм”, театр моды “Каприз”, изостудия, фотокружок, около 30 спортивных секций. Это обеспечивает повышение двигательной, творческой активности школьников, формирование у них эстетического вкуса, чувства прекрасного. Приобщение детей к творчеству рассматривается в школе как механизм здоровьесберегающей деятельности.
Комитет образования Курска поддерживает начинания и работу нашей школы в вопросах здоровьесбережения. В 2004 году школа принимала участие во Всероссийском конкурсе “Школа — территория здоровья”, получив в качестве призов тренажеры для спортивного зала.
Абсолютное большинство родителей (87%) различного социального состава активно сотрудничает с педагогическим коллективом в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья детей, активно включаясь в различные виды творческой деятельности (театральную, изобразительную, хореографическую), участвуя в физкультурно-оздоровительных и спортивных делах, организации отдыха и досуга. В образовательном учреждении действует “Родительская школа”, призванная осуществлять подготовку родителей (в том числе и будущих родителей из числа старшеклассников, выпускников школы) к семейному воспитанию, к формированию здорового образа жизни семьи.
Школа систематически информирует родителей о массе тела детей, об их физической и умственной работоспособности, психическом напряжении, настроении, степени утомления, общем состоянии здоровья, о состоянии отдельных органов и систем, о мотивации образовательной деятельности, об учебных и личностных достижениях. В свою очередь школа получает от родителей обратную информацию о степени удовлетворенности психолого-педагогическими, санитарно-гигиеническими и другими условиями, влияющими на состояние здоровья детей.
В социальном заказе школе родители ставят на первый план задачи, связанные не только с формированием ценностного отношения детей к своему и общественному здоровью, но и с целостным становлением и развитием личности ребенка, обеспечением подготовки для поступления в вуз.
Авторитет школы среди родителей достаточно высок. Родители в целом положительно оценивают организацию и уровень здоровьесберегающей подготовки школьников. Качеством решения вышеназванных задач удовлетворено 87% родителей выпускников школы. 93% родителей первоклассников осуществили выбор школы № 31 г. Курска для обучения своих детей по вышеназванным мотивам и на основе информации, полученной от других родителей и учеников школы. Более 70% родителей отмечают актуальность и качество подготовки детей к решению таких жизненно важных проблем, как сохранение, укрепление и развитие своего и общественного здоровья, непрерывное самообразование, выбор профессии, создание семьи, формирование общей культуры, коммуникативных умений, обеспечение безопасной жизнедеятельности.
Билибенко Л.Г., директор МОУ “Cредняя общеобразовательная школа № 31”, г. Курск.
Материалы нашей конференции: