Ученик года — магистр эколого-валеологических наук
Как учить, чтобы учебный процесс не наносил вреда здоровью его участников — ученику, учителю, родителям — это вопрос, который все больше интересовал наш педагогический коллектив. Для опытно-экспериментальной работы мы выбрали проблему “Организация образовательного процесса, обеспечивающая сохранение здоровья школьников”.
Механизм здоровьесберегающих технологий определяется тем, что педагогическим коллективом осознана их идеология, расширяется активность каждого участника учебно-воспитательной работы. Как реализуются эти задачи?
Укомплектован кабинет: приобретен ростомер, силомер, получен велотренажер, проводятся занятия в специальных группах ЛФК, проводятся интегрированные уроки на экологической тропе “Радуга здоровья”, спортивные соревнования с привлечением родителей “Мама, папа, я — спортивная семья”, дни здоровья, праздники утренней гимнастики для первоклассников, а в апреле-мае традиционно проходит праздник утренней зарядки для всех учащихся лицея с 1 по 11 классы. Проводятся динамические паузы на третьем уроке, комплекс которых разрабатывается учителями физической культуры каждую четверть.
В своей работе педагоги лицея опираются на концепцию В.Ф. Базарного, раскрывающую механизм действия здоровьесберегающего технологического подхода.
Опытно-экспериментальная работа заставила решать целый комплекс задач. Одна из основных – это моделирование готовности выпускника к здоровому образу жизни на основе анализа существующих достижений, проблем и прогноза перспективных требований. И, конечно, необходимость диагностирования уровня качества образования.
В учебный план лицея вводились спецкурсы здоровьесберегающего направления: “Психология общения”, “Лекарственные растения”, “Экология человека”, “Аутогенная тренировка”, “Основы медицинских знаний”, “Конфликтология”, “Психология общения” и др.
Учителями лицея разработана и апробирована программа курса “Уроки здоровья” в школе I, II ступени. Здоровье — понятие комплексное и состояние здоровья лицеистов зависит от их собственного отношения к здоровью. Уроки здоровья и спецкурсы формируют осознанную необходимость здорового образа жизни. Это хорошо отслеживается при анкетировании учащихся. При изучении мотивации учебной деятельности в 8— 9-х классах были заданы вопросы: “Нравится ли тебе учиться в лицее? Что тебя привлекает на учебных, кружковых, факультативных занятиях?”
При изучении причин трудностей в обучении школьники отмечали “неверие в свои силы”, “увлеченность другими делами”, “собственная лень”, “потеря интереса к учению”, “плохие учебники”, “неумение организовать свой день”.
Исследования по отношению к учебным предметам позволили выделить те предметы, которые наиболее интересны для учащихся, побуждают их развитие. Современная традиционная классно-урочная система, доминирующая в школе, сдерживает их развитие. Деятельность учителя, построенная в расчете на среднего ученика, отрицательно сказывается на успешности обучения слабых и сильных детей, ибо первым не хватает времени на осмысление, формирование практических умений, вторым недостает темпа продвижения, сложности заданий, творческой направленности.
Результаты первых лет опытно-экспериментальной работы привели нас к созданию образовательной модели лицея, которая служит для педагогов ориентиром технологий обучения и воспитания, способствует сохранению здоровья.
У нас целенаправленно проводится диагностика физического развития и состояния здоровья учащихся. Проводятся родительские собрания, на которых наши медики анализируют ситуацию. Все рекомендации, которые дают специалисты во время обследования, доводятся до родителей. В 2004/05 учебном году мы начали обследование аппаратом “Варикар”, который помогает определить напряженность нервной системы и уровень тревожности.
В лицее работает медико-психолого-педагогическая служба, которая проводит, как профилактическую, так и коррекционную работу с учащимися.
В лицее пропагандируется здоровый образ жизни, члены научного общества лицеистов пишут работы, выступают с ними на конференциях, участвуют в экологических олимпиадах, олимпиаде здоровья. Также проводятся занятия на тропе “Радуга здоровья” по обучению здоровому образу жизни, интегрированные уроки по различным предметам: “Ознакомление с окружающим миром”, “Чтение”, “Литературное слушание” и т.д. Стало уже традицией в лицее проводить конкурс “Ученик года — магистр эколого-валеологических наук”, который проходит в несколько туров. Задания самые разнообразные – составление кроссвордов, написание сказок, рассказов и т.д.
Каких же результатов мы добились? Четыре года лицей работает во время эпидемии гриппа без карантина. В прошлом учебном году мы даже не приблизились к критической отметке (гриппом болели всего 5—7 человек и 15—20 — ОРВИ). Мы разработали положение и провели конкурс “Самый здоровый класс”, учащиеся которого не пропустили ни одного дня по болезни, выполняли внутренний распорядок лицея и т.д. Большое внимание уделяется в нашем лицее здоровью педагогического коллектива. Ежегодно проводится диспансеризация, проводятся занятия в Степ-клубе с учителями и родителями.
Достаточно высокий уровень обучения позволил нашим выпускникам выполнить свое желание – продолжить образование в средних и высших учебных заведениях. По анализу, сделанному нашими медицинскими работниками, у наших лицеистов не появилось новых хронических заболеваний.
Не все, конечно, у нас получается, не все идет гладко. Ведь долгое время считалось, что учеба — это образование, а здоровье — медицина, и никогда вопрос здоровья и учебы не рассматривался вместе. К сожалению, не всегда мы находим понимание. Хотелось бы, чтобы лучше была оснащена материальная база лицея, чтобы у нас работали молодые специалисты. Но пока низкий социальный статус педагогических работников не позволяет решить кадровый вопрос.
Селюкова Е.А., директор МОУ лицея № 16, Багринцева Е.А., заместитель директора по наyчно-методичеcкой работе, г. Ставрополь.
Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского Форума с международным участием. Часть III. — М.: ИД “Ключ-С”, 2005, — 232 с.