В классе мальчиков — НВП
В 2001 году в Ставропольском крае была разработана комплексная программа “Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей г. Буденновска на 2001—2004 годы”. На базе нашей гимназии была открыта опытно-экспериментальная площадка, разработана программа “Дорога к доброму здоровью”.
Что же побудило коллектив взяться за решение данной проблемы? Состояние здоровья детей, подростков в гимназии в последние годы вызывало обоснованную тревогу. В гимназии отмечалось резкое ухудшение физического, психоневрологического и нравственного компонентов здоровья школьников. Наши исследования показали, что 15% детей, которые приходят в первый класс, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе здоровье детей ухудшалось. Значительно возрастало количество заболеваний костно-мышечной системы, нервной системы и органов чувств, также пищеварительной системы.
В августе 2001 года коллектив гимназии взялся вплотную за решение здоровьесберегающих задач. На педагогических советах, методических объединениях были изучены теоретические, методологические, практические аспекты здоровьесберегающих технологий, в том числе технологии В.Ф. Базарного, В.И. Ковалько, Н.К. Смирного, К.Г. Зайцева и других авторов. Составлены программы и планы; начата работа по повышению уровня профессиональной квалификации и готовности педагогов к внедрению здоровьесберегающих технологий; был создан банк данных для паспортизации здоровья детей, его контроля и личностно-ориентированнной коррекции.
Был также проведен комплекс мониторинговых исследований для изучения динамики состояния здоровья детей в учебном процессе; уточнены и скорректированы программы обучения; оптимизирована школьная среда.
За последние четыре года Министерством образования Ставропольского края, отделом образования г. Буденновска оказывалась реальная помощь нашей гимназии. Была введена дополнительная ставка медицинского работника. Врач-педиатр два раза в год проводила обследование детей, оздоровительные и корригирующие мероприятия, назначала восстанавливающие и профилактические после заболевания процедуры. В рамках городской целевой программы “Комплексные меры противодействий злоупотреблению наркотиков” в рамках проведения месячника здоровья педиатром поликлиники, врачом-наркологом, врачом-венерологом в гимназии прочитали лекции “Закаляйся и будь здоров”, “Наркотики и здоровье”, “Отношение человека к сексуальности”, “Здоровое питание”.
В своей работе коллектив гимназии использует и применяет следующие здоровьеразвивающие педтехнологии:
— медико-гигиенические технологии (работа медперсонала, центра “Крепыш”);
— физкультурно-оздоровительные (бассейн, спортивно-оздоровительные мероприятия, ЛФК);
— экологические здоровьесберегающие технологии (обустройство школьной территории, живой уголок гимназии, участие в природоохранных мероприятиях);
— технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (грамотность учащихся по вопросам обеспечивает курс ОБЖ, обеспечение безопасности условий пребывания учащихся в гимназии);
— работа “школы полного дня”, предоставляющая широкие возможности для дополнительного образования, активно-двигательной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
— технологии В.Ф. Базарного (применение конторок, офтальмотренажеров, экологического панно, обучение в движении, сенсорные кресты, увеличение двигательной активности во время уроков);
— раздельное обучение.
В класс мальчиков введена начальная военная подготовка, разработана программа факультативного курса “Ты — мужчина”. В классе девочек внесено дополнение к тематическому планированию по трудовому обучению “Прекрасное рядом”, утвержденное городским методическим объединением, открыт музыкально-эстетический класс-центр “Нарцисс”.
В связи с особенностями развития утомления у младших школьников достаточно остро встала перед нами проблема школьной зрелости, то есть такого уровня физического и психоэмоционального развития ребенка, который позволил бы ему без ущерба для здоровья справиться с требованиями, предъявляемыми гимназией.
Готовность ребенка к школе мы определяем по трем взаимосвязанным компонентам: физическая готовность и физическое развитие ребенка; интеллектуальная и личностная готовность. Кроме этого, проводится педагогическая диагностика готовности ребенка к школе.
Учитель-логопед гимназии диагностирует будущих первоклассников и выявляет состояние моторки, фонетико-фонематического слуха, связной речи, степени овладения навыками чтения. Результаты обследования позволяют нам выявить не только характер нагрузки в сопоставлении с нормой, но и построить на этой основе прогноз преодоления тех или иных затруднений. Так, в 2003/04 году у 39% обследуемых детей было выявлено нарушение звукопроизношения, лексико-грамматическое и фонетико-фонематическое недоразвитие. Эти ученики, требующие особого внимания учителя, были зачислены в логопедическую группу гимназии, где с ними проводились коррекционные занятия.
Учителя начальных классов, используя данные, полученные в процессе диагностики, осуществляют индивидуально-дифференцированный подход к учащимся при обучении, чтобы не допускать перегрузок, помочь детям быстрее адаптироваться к новым условиям. Психолог гимназии совместно с учителями 1-х классов в течение всего учебного года занимаются изучением процесса адаптации детей к школе. Установлено, что выраженность и длительность процесса адаптации зависят от состояния здоровья ребенка.
Исследования показали, что на начало учебного года у 28% учащихся высокий уровень учебной мотивации, у 46% — средний уровень, у 21% — внешняя мотивация, у 4% — низкая. С детьми, у которых адаптационный период проходил тяжелее, занимался психолог. В результате этой работы в конце года высокий уровень мотивации наблюдался у 50 % учеников, у 34% — средний уровень, у 8% — внешняя мотивация, у 4% — низкий уровень, у 4% — дезадаптация. Такие исследования проводятся и с учащимися 5-х классов.
Для оценки уровня работоспособности и утомляемости детей мы привлекли на помощь родителей. С ними проводилось анкетирование: сколько времени тратится на выполнение домашнего задания, какие уроки больше всего нравятся, как общаются с детьми. Эти данные помогли учителям избежать многих ошибок в общении с ребенком в учебном процессе, а родителям было рекомендовано обратить внимание на время выполнения домашнего задания. В гимназии был издан приказ “О назначении домашнего задания с учетом возможности его выполнения”. Один из его пунктов гласит: запретить домашнее задание на понедельник и на каникулы.
Хорошие результаты для профилактики утомляемости и нарушению осанки дала методика периодически меняющихся динамических поз по В.Ф. Базарному. Такой режим существенно повышает психическую активность детей на уроках.
Творческой группой учителей гимназии разработаны динамические паузы, которые позволяют снижать уровень утомляемости во время урока. В гимназии ежегодно проводятся методические недели, на которых учителя проводят открытые уроки, делятся своими находками, которые позволяют достигать высоких результатов, избегая перенапряжения учащихся.
Наша гимназия работает по Ставропольскому учебному плану, в котором соблюдаются государственные и региональные образовательные стандарты. У нас введен третий, дополнительный час физической культуры. На наш взгляд, Ставропольский учебный план способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся, так как он удовлетворяет следующим требованиям: сбалансированности, преемственности и гибкости.
За последние четыре года Министерством образования Ставропольского края, администрацией города Буденновска, отделом образования активно ведется работа по воспитанию у детей культуры здоровья, созданию здоровьесберегающей среды. При этом используются средства краевого бюджета и активно изыскиваются внебюджетные источники. За эти годы гимназии было выделено: комплект ростомерной мебели, аппараты ДАК и АССИР, люстра Чижевского, аппараты для физиотерапии, оборудован тренажерный зал, создан оздоровительно-реабилитационный центр “Крепыш”, оборудованы кабинеты в начальной школе по технологии В.Ф. Базарного, установлен питьевой фонтанчик. В 2004 году наша гимназия стала победителем краевого конкурса “Школа — территория здоровья” и представляла Ставропольский край на Всероссийском конкурсе.
Администрация города и отдел образования города Буденновска оказали огромную помощь в наших начинаниях.
Отношение родителей к проводимой здоровьесберегающей работе в гимназии положительное, поскольку мы имеем тенденцию к улучшению показателей здоровья детей. Постоянно действующие родительские университеты знакомят с проблемами и перспективами работы гимназии. Организуются индивидуальные консультации и беседы с психологом, социальным педагогом, наркологом. Новой формой совместной работы с родителями стало проведение “Месячника семьи”, направленного на формирование ценности здоровья, семейных традиций, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Особое место в гимназии уделено развитию детско-юношеского спорта и туризма, развитию экологической культуры школьников. Каждый год администрация выполняет социальный заказ родителей и детей по увеличению спортивных секций и дополнительного образования в гимназии.
Опыт нашей работы обобщен в статьях: “Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе гимназии”, “Дорогой здоровья”, “Пололичностное воспитание и обучение”; ” Преемственность на этапах “Детский сад — начальная школа”.
Зехин В.Н., директор гимнaзии № 9, г. Буденновск, Ставропольский край.
2005 г.
Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского Форума с международным участием. Часть III. — М.: ИД “Ключ?С”, 2005, — 232 с.
Качество развития призывников как результат работы школы (видео)