Здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение зрения младшего школьника
Аннотация: Представлен опыт работы по здоровьесберегающим технологиям, где созданы комплексы упражнений для глаз, физкультминутки. Предлагаются различные формы их проведения. Материал адресован учителям начальной школы, воспитателям ДОУ и родителям.
Проблема школьного нездоровья набила оскомину врачам, журналистам, политикам и, конечно, нам, учителям. Глобальная беда современной системы образования видится нам примерно одинаково. Одной из главных причин такого положения является не исполнение системой образования федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», требующего:
1). В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
2). Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам.
В настоящее время единственно правовой программой, отвечающей ст. 28 вышеуказанного закона, является утверждённая министерством здравоохранения РФ методические разработки «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах» (Авторы: В. Ф. Базарный, Л. П. Уфимцева, Э. Я. Оладо, В. А. Гуров).
В 2001 году данная программа прошла повторную экспертизу представительной комиссией трёх ведущих академических институтов и получила положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора РФ (№77.99.95.3.Т.000674.07.01). Наконец, базовый элемент данной программы (занятия в режиме динамических поз с использованием конторок) включен в новый САН ПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Данные требования уже не являются предметом дискуссий, а подлежат абсолютному исполнению.
С проблемой зрения остро столкнулась наша школа и выбрала приоритетным направлением формирование здоровья как в учебном процессе, так и в образе жизни. Наши дети видят хуже уже потому, что всё меньше и меньше смотрят в свободную даль, а всё больше и больше с напряжением смотрят в книгу, телевизор, монитор компьютера. И вот результат: хроническое зрительно – психогенное утомление, близорукость, патологические рефлексы с глаз на сердечно – сосудистую систему. Сегодня в мире насчитывается около миллиарда близоруких. В России близорук каждый второй. Разумеется, большинство носит очки[1].
В связи с этой проблемой детские сады и школы начали открытие классов, групп по «охране и коррекции зрения» у детей (СКК IV вида). Здесь обучаются дети с функциональными нарушениями зрения: амблиопией, косоглазием, рисками в возникновении близорукости.
На сегодняшний день мы имеем девять классов, в которых обучаются дети с проблемами в зрении. Наполняемость класса не более 12 человек. Многие имеют инвалидность по одному из глазных заболеваний. Конечно, к таким детям нужен специальный подход, режим, учёт индивидуальных способностей и возможностей. При разработке учебного плана начальной школы целесообразен отказ от деления учебного дня на многочисленные предметы. Желательно более широко использовать интегративные комплексные подходы. Они нужны для того, чтобы мы учитывали затруднения у таких детей образного восприятия, преобладание статистического компонента во время занятий. Физиолого-гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе определяется динамикой изменения физиологических функций и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели.
Я считаю, что утомление детей от урока для моих учеников определена не каким-то одним фактором (сложностью материала или психологической напряжённостью), а определённым сочетанием, совокупностью факторов. Если ребёнок здоров, а учитель проводит занятие доступно и интересно, то познание доставляют ему радость. Но когда ребёнок болен, или когда учитель работает в авторитарном режиме, то он с не только с большим трудом воспринимает изучаемый материал. На часто пребывает в состоянии хронического стресса. Одним из наиболее перспективных и педагогически целесообразных средств решения этих задач представляется разумное использование часов вариативного компонента.
Для своих учеников, я провожу комбинированные уроки, и использую последние 10 минут урока для снятия утомления (слушание художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.). Обязательно также проведение физкультминуток.
В классе использую радиально-лучевую компоновку учебной мебели. Затем, один раз в четверть, пересаживаю детей на другие места. Но, при этом, обязательно учитываю диагнозы их заболеваний и не забываю консультироваться с врачом. Моя задача: создать учебные пособия с учётом особенностей зрительного восприятия, совершенствования мышления, речи, творческих способностей учеников, цветовой гаммы окружающего воздействия на ребёнка.
Подобрана картотека игр, упражнений и гимнастик для глаз, которые используют все специалисты, работающие в наших классах. Даже подставки, в виде «ёжика», мы с детьми используем не только как «хранилище» для карандашей, но и для гимнастики пальцев рук (развитие мелкой моторики). Проведение уроков с элементами поисково-исследовательской и конструкторской деятельности повышает положительные мотивации учения, делает их осмысленными и интересными. Для повышения зрительно-двигательной активности я провожу упражнения для глаз, с помощью бумажных офтальмотренажёров, таких как: «Пирамидки», «Коврики» и др. Упражнения: «Пришей пуговицу», «Вышей по контуру рисунок», лепка из пластилина и глины направлены на развитие кинестетических ощущений и особенно хорошо помогают при косоглазии.
Учитель-логопед Т. В. Лисина на своих занятиях ведёт коррекционную работу по формированию речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения, что в дальнейшем помогает избежать нарушений письменной речи.
Учёные доказали, что глазам вредно долгое время смотреть на формы, отличающиеся одночастотной структурой. Поэтому мы рекомендуем использовать всевозможные «завитушки»; на них глаз отдыхает. При оформлении своего кабинета я учла эти рекомендации.
Своим школьникам я рассказываю о том, как важно заботиться и бережно относиться к своему здоровью, а именно к зрению. При помощи глаз, мы узнаём о цвете, форме, размерах предметов. Глаза помогают нам познавать окружающий нас мир, учиться, выполнять различную работу. Человеку с плохим зрением труднее стать лётчиком, моряком, достичь успехов в спорте, на сцене. Для примера, завязываю глаза ребёнку, и пусть он попробует без помощи зрения сделать простейшие действия, например, подойти к раковине и налить воды. Ученик идёт, натыкаясь на различные преграды, затем проливает воду на себя и становится мокрым. Сразу снимаю повязку, и ребёнок делает то же самое, только гораздо быстрее, и не пролив ни капли на себя. Ребёнок должен в полной мере осознать необходимость заботы о сохранении зрения и сознательно выполнять правила, для того чтобы сберечь зрение: заниматься при достаточном освещении, свет должен падать слева, должны соблюдаться: необходимое расстояние от глаз до книги и правильная посадка во время занятий, выполняться простейшая гимнастика для глаз. Об этом и взрослые не должны забывать и помнить, что мы – пример для своих детей [10].
Ещё недавно, людям страдающим близорукостью, рекомендовалось ограничение физической активности. В последнее время существенно пополнилось и углубилось представление о механизме происхождения близорукости. Это позволяет по-новому оценить благоприятное влияние физической культуры в комплексе мер по профилактике близорукости и её прогрессировании. В программе по физической культуре в начальных классах имеются упражнения для формирования правильной осанки, их разучивание и выполнение является для учителя обязательным; однако специальные упражнения для глаз отсутствуют. Обсудив всё это с учителями физической культуры, я решила, что введение таких упражнений не создаст дополнительных трудностей. Эти уроки веду я сама, а значит, мне легче ввести данные упражнения, нужно только уяснить принцип выполнения упражнений для глаз и обучить этому детей.
Все дети моего класса любят урок физической культуры. Мы вместе с ними выбираем подвижные игры, музыку и некоторые упражнения. Многие игры так хорошо усвоены, что мои дети в них играют на перемене, на прогулке.
С целью профилактики развития близорукости и её прогрессирования использую специальные упражнения для глаз, которые можно применить на всех остальных уроках. Я включаю эти упражнения и в физкультминутки, которые провожу на уроках и переменах. Такие упражнения как: «Жмурки», «Нажималки», «Мигалки» укрепляют мышцы век, способствуют расслаблению мышц глаза, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости.
Многие упражнения и весёлые физкультминутки я придумываю сама. Стараюсь разнообразить их, использую для этого подвижную рамку. На ней демонстрирую рисунки «весёлых сказочных человечков», которые «показывают» упражнения. Высота этих человечков от 5 до 7 см. Использование подвижной рамки – это один из приёмов, предложенных В.Ф. Базарным – значительно повышает активность детей. Они с радостью повторяют эти упражнения, т. к. они сопровождаются ещё и музыкой. Музыка звучит у нас практически на всех уроках, особенно: на уроках литературного чтения, изобразительного искусства, физической культуры и др.
Использую в своей работе такие виды физкультминуток как:
- гимнастика до учебных занятий;
- физкультминутки на уроках;
- динамический час;
- подвижные перемены;
- спортивный час в группе продлённого дня;
- дни здоровья и спорта;
- участие в соревнованиях в учебном году.
Но при этом всегда напоминаю, что мы должны исключать игры, при которых дети могут травмироваться.
Также необходимо исключить игры, требующие чрезмерного физического напряжения. К сожалению, о чёткой, фиксированной нагрузке, для детей, имеющих проблемы со здоровьем, забывают учителя физической культуры среднего звена, когда дети из начальной школы переходят в среднее звено. Необходимо как можно чаще чередовать описанные выше приёмы расширения зрительно-двигательной активности, и тогда дети с большим удовольствием будут их выполнять, и придумывать что-то своё.
На замечательные слова, А. Хайта и Л. Жигалкиной, была написана Л.С авельевым чудесная детская песня.
«Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить,
Чтобы вместе играть,
Чтобы крепко дружить.
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни
Все наши мечты».
Соблюдение режима дня должно стать законом не только для ученика, но и для всех членов семьи. Пример родителей – фактор, оказывающий на детей решающее влияние.
Необходимо строить работу таким образом, чтобы родители осознали значимость вопроса о здоровье детей и включались в здоровьесберегающий процесс. Мы вместе создали эмблему нашего класса, которая понятна всем: «Учитель – родитель – ученик – партнёры в образовательном процессе».
Родители должны помнить, что к концу учебного года, острота зрения у школьника несколько снижается. Чтобы компенсировать ухудшение зрения желательно провести летние каникулы активно, на свежем воздухе, в лагере или на даче, где нет компьютеров и телевизора, но много простора и свежего воздуха.
Основные формы работы с родителями:
- Проведение тематических родительских собраний с привлечением специалистов.
- Совместная организация и проведение с родителями дней здоровья, с выходом на природу.
- Организация спортивных праздников.
- Проведение тематических классных часов, с выступлением родителей, стали нормой для нашего класса.
Вывод: Школа и семья совместными усилиями должны создать все условия для здорового развития ребёнка, а так же помочь ему сформировать привычку к сохранению своего здоровья, бережно относиться к своему здоровью, в частности к зрению.
В нашей школе особое внимание уделяется сохранению и восстановлению зрения всех участников образовательного процесса. И учащиеся, и преподаватели имеют возможность снять напряжение, усталость глаз, накопленные в течение учебного дня.
Есть ли положительный эффект от проделанной работы?
Практически у всех детей наметилось улучшение состояния зрения, особенно у тех, которые мотивированы на положительный результат и регулярно посещают занятия.
С небольшим снижением зрения (15 %) при положительной мотивации и регулярном выполнении специальных занятий можно восстановить функции зрения до 100%.
Дети с более значительным снижением зрения, а также, которым уже выписаны очки и носят их – не менее важны занятия на офтальмотренажёре. Улучшение зрение у них в пределах 20 – 30 % и более. Самый важный аспект в лечении данных детей – это остановка прогрессирования процесса.
Задачи на будущее:
- Построение учебного процесса, направленного на развитие потенциала и резервов зрения на всех этапах школьного детства (учебный план, укрепляющие зрение физиолого-эргономические режимы и технологии обучения, психолого-педагогическая поддержка).
- Создание условий для раскрепощения природного здоровья детей (зрение, осанка, питьевой режим).
- Разработка компьютерной системы методической поддержки педагогического процесса;
- Продолжение сотрудничества в системе: школа – колледж – ВУЗ
Литература:
- Аветисов Э. С. Охрана зрения детей. – М: 1975.
- Альбицкий В. Ю., Баранов А. А. Часто болеющие дети. Клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления. – Саратов: 1986.
- Базарный В. Ф. Сохранение здоровья детей. – М: 2001.
- Базарный В.Ф. «Начальная школа». М., №5, 1995.
- Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс контроль в школе и дома. – М., «Аркти». 2005.
- Базарный В.Ф. Программа экспресс диагностики, динамики психосенсорного функционального и физического развития учащихся. -Сергиев Посад: 1995.
- Безруких М. М. Образование и здоровье. М:2001.
- Чёрная Н. Л. Здоровье детей раннего возраста. Ярославль:1998.
Паничева О.И. , учитель начальных классов; МОУ СОШ № 56, г. Ярославль.
«Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство: теория и практика»
Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 декабря 2011 года
Под редакцией: д.м.н., профессора Базарного В. Ф.
г. Ярославль 2012