Формирование здоровьесберегающего мировоззрения у младших школьников
Становление творческой личности как целостной системы современных научных, обобщенных, методологических знаний, отражающих сущность и понимание явлений окружающего мира, происходит в общеобразовательных учреждениях. Здоровье и образование – это два взаимосвязанных и взаимозависимых компонента в формировании личности. Важно, именно в образовательном учреждении прививать навыки здорового развития, а так же способствовать пробуждению понимания значимости здоровья, формирования к нему ценностного, ответственного отношения, ведущего к осмысленной здоровьесберегающей деятельности. Необходимо, создать нераздельную воспитывающую и обучающую среду в конкретном образовательном пространстве, максимально поддерживающую сохранение и развитие физического и психического здоровья учащихся.
Процесс создания эмоционально и моторно активной среды, непосредственным образом, формирует у школьников здоровьесберегающее мировоззрение. Здоровьесберегающее мировоззрение – это понимание ценности здоровья. Следовательно, основная задача – сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, воспитывать ценностное отношение к своему здоровью.
Педагоги, независимо от преподаваемого предмета, федеральными законами РФ поставлены перед жизненно важной необходимостью – сохранения и формирования здоровья учащихся непосредственно в учебном процессе. Следовательно, каждый педагог призван в рамках своей профессиональной деятельности воспитывать культуру здоровья подрастающего поколения. Воспитывать через сообразные эмоциональной и моторной природе ребёнка принципы построения учебного процесса, а так же формирование у школьников научных основ здоровьетворческого мировоззрения. Но данная деятельность требует активизации определенных качеств педагога как субъекта профессиональной деятельности. [1]
В условиях деградации семейно-родового воспитания педагог по существу выполняемой им миссии, оказался в эпицентре социокультурных процессов, связанных с человекосозиданием. Это требует от него адекватной оценки своей роли в здоровьеобеспечении и здоровьеформировании телесного, душевного и духовного здоровья учащихся. Эта социально заданная профессиональная деятельность педагога, предопределяя функцию и роль учительской профессии в “творении Человека”, характеризует его как социального субъекта, формирующегося не в результате волеизъявления, а на основе общественной потребности.[2] При этом, авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.
Несмотря на повышение теоретического уровня образования в начальных классах, его содержание охватывает преимущественно изучение простейших явлений на уровне представлений. К тому же круг этих явлений также ограничен возрастными возможностями детей. Поэтому в младших классах эта работа носит главным образом пропедевтический (от греч. propaideuo – обучаю предварительно) характер и создает лишь фактологическую основу для последующего более глубокого воспитания взглядов и убеждений. Формирование здоровьесберегающего мировоззрения начинается с сообразного эмоциональной и моторной природе ребёнка построения академического урока. Построения в режиме личностной ориентации, интереса и любознательности каждого ученика. Получение информации рассматривается как средство, с помощью которого надо развить и пополнить знания ученика. Необходимо учитывать, что младший школьник постигает информацию через чувственное, эмоциональное и моторное отношение. Для них, как правило, отношение – первично, а информация вторична. Эта особенность учащихся, должна широко использоваться педагогами в работе для того, чтобы гарантировать эффективное усвоение определенной информации.
Условием формирования здоровьесберегающего мировоззрения и перевода знаний в убеждения является развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в процессе урочных и внеклассных занятий.
Для развития познавательной активности и самостоятельности учащихся необходимо широко использовать весь арсенал методов и приемов обучения, обращая особое внимание на актуализацию внутренних противоречий между знанием и незнанием и формирование на этой основе потребности в учении. Необходимо побуждать и поощрять учащихся к выяснению возникающих у них проблемных ситуаций и вопросов, развивать их пытливость и потребность в осмыслении процессов происходящих, например, в организме человека. Один из главных секретов хорошего физического самочувствия младших школьников и высокой активности в учебном процессе состоит в использовании рационально подобранных, а при необходимости – специально сконструированных игр оздоровительной направленности. С учетом эмоционального чувственно – образного характера познания у младших школьников, есть смысл использовать задачи, тексты, ситуации, в которых действуют хорошо знакомые детям герои мультфильмов, известных сказок.
Сформировать представления, понятия, определяющие его мировоззрения, должен обязательно сам ученик под руководством и с помощью учителя. Мышление младших школьников во многом ещё носит конкретный характер, поэтому за основу берутся те явления и понятия, с которыми дети не раз сталкивались в жизни. Большое значение, имеет умение учителя строить свое изложение на ярком фактическом материале, использовать поучительные примеры из жизни и т.д.
Здоровьесберегающие технологии в образовании охватывают, как минимум, трех участников, на которых необходимо воздействовать: педагоги, родители, учащиеся. Следует учитывать, что основы здоровьесберегающего поведения и мировоззрения закладываются в семье, где прививаются культурно-гигиенические навыки еще в дошкольном возрасте. И задача начальной школы расширить телесную и творческую активность детей, в т. ч. знания родителей о психофизиологических особенностях детей младшего школьного возраста, научить способам оказания необходимой поддержки своему ребенку.
Способствовать осознанию педагогами и родителями ответственности за формирование у ребенка ценностных ориентиров здорового образа жизни.
Таким образом, здоровье детей является важным условием эффективного их участия в образовании. Важно, обратить внимание в начальной школе на следующие составляющие здоровьесберегающего поведения и мировоззрения:
- создание в школе и дома здоровьесберегающих учебно-познавательных режимов, сообразных моторной и эмоциональной природе ребёнка;
- воспитание у детей культуры здоровья, под которой понимают не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье;
- осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности;
- формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности, обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей.
Мировоззрение школьника формируется на протяжении всего школьного курса, но важно учесть еще в начальной школе, что мир представляется не в виде суммы отдельных предметов, а как целое, в котором части объединены в определенную систему, а здоровье – основа формирования личности.
Литература:
- Давидович В.Е. Здоровье как философская категория / В.Е. Давидович, А.Е. Чекалов // Валеология. 1997. – N1
- Яблокова Н.Г. Социальный субъект: генезис, сущность, факторы становления и развития: Дис. … докт. философ. наук / Н.Г. Яблокова // М., 2000.
- Характеристика инновационного педагогического опыта http://school100nnov.edusite.ru/
Кюребекова М.Н., кандидат философских наук, руководитель ЦНИиР , ГОАУ ЯО ИРО, г. Ярославль.
«Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство: теория и практика»
Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 декабря 2011 года
Под редакцией: д.м.н., профессора Базарного В. Ф.
г. Ярославль 2012