О пользе самостоятельного выполнения домашних заданий…
Уважаемые коллеги!
Учителя и родители!
Бабушки и дедушки!
Сегодня в данной публикации мы попробуем поговорить «О пользе
самостоятельного выполнения домашних заданий.».
Или о том, как не очень полезно для детей постоянное выполнение домашних заданий вместе с родителями.
В настоящее время некоторое представление о таком понятии, как «Домашнее задание» или «Домашняя работа» школьника, можно получить, если познакомиться с Приказом Министерство просвещения РФ № 888 от 7 октября 2022 года «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 115».
В частности…
1. Пункт 11. дополнить абзацами следующего содержания:
предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы. <14>.
Самостоятельная подготовка обучающихся к занятиям, выполнение обучающимися заданий, данных педагогическими работниками в рамках образовательной программы для выполнения во внеучебное время (далее – домашнее задание), осуществляются обучающимися в домашних и иных условиях, в том числе в цифровой образовательной среде, и предусматривают выполнение обучающимися письменных и устных, практических, творческих, проектных, исследовательских работ в целях совершенствования, развития и практического применения формируемых в ходе урока предметных знаний и умений, универсальных учебных действий и их использования для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач в соответствии с планируемыми результатами рабочей программы учебного предмета.
Определение объема домашних заданий педагогическими работниками в соответствии эпидемиологическими требованиями и правилами, нормативами с учетом возрастных, психофизических особенностей, способностей и интересов обучающихся».
осуществляется с Санитарно-Гигиеническими
Таким образом.
В некоторой степени приближения. Исходя из текста выше приведенного Приказа Министерства просвещения РФ № 888 от 7 октября 2022 года. Можно сформулировать следующее определение понятия «Домашняя работа».
Домашняя работа — это самостоятельная подготовка обучающихся к занятиям, выполнение заданий, данных педагогическими работниками в рамках образовательной программы для выполнения во внеучебное время.
Уважаемые товарищи!
Теперь, после небольшого теоретического вступления, перейдем к теме нашего разговора «О пользе самостоятельного выполнения домашних заданий…».
Или о том, как не очень полезно для детей постоянное выполнение домашних заданий вместе с родителями.
Притча «О бабочке и необходимых усилиях…».
Однажды в коконе появилась маленькая щель. Случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка.
Прошло много времени, Бабочка как будто бы заснула и как будто приостановила свои усилия. И щель в коконе продолжала оставаться такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, Он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, Ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут, и она улетит.
Но…
Ничего не случилось!
Остаток жизни, Бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья.
И она так и не смогла летать.
Возможная (первичная) мораль.
Очевидно, что этот самый «добрый» человек, желая помочь бабочке, не совсем понимал. Что усилие, которое необходимо бабочке, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо ей для того, чтобы животворная жидкость из ее тела при периодических самостоятельных напряжениях перешла в крылья, и что только при этом бабочка сможет в дальнейшем летать…
И очевидно, что заложенный природой механизм развития заставлял бабочку с трудом и напряжением покидать эту оболочку, чтобы затем нормально природосообразно расти и развиваться, не противореча всеобщему «Закону выживания» …
Закон выживания гласит: все процессы, происходящие в живых существах, все действия живых существ, их рождение, развитие и смерть, вся жизнедеятельность отдельных организмов, групп особей, видов живых существ, биоценоза в целом подчинены в первую очередь одной главной цели – продолжать свое существование в пространстве и времени.
Возможная (позитивная) мораль.
Хорошо, когда дома. Есть кому (в разумных пределах) помочь ребенку в выполнении домашних заданий…
Возможная (менее позитивная) мораль.
Не очень хорошо, когда дома нет никого, кто мог бы или имел возможность, или имел желание чуть-чуть помочь ребенку в выполнении домашних заданий …
Возможная (предупреждающая) мораль.
Хорошо, когда родители и особенно бабушки и дедушки знают меру в организации помощи ребенку при выполнении домашних заданий и не превращают эту помощь в некий фанатический процесс «любви» к ребенку по созданию ложного тепличного «комфорта», который в последствии может лишить ребенка силы для совершения в жизни самостоятельных действий и принятии решений в реальных, очень часто не простых ситуациях …
Возможная (заключительная) мораль.
Почти всегда именно самостоятельные усилия в раннем предшкольном и школьном периодах жизни ребенка и, конечно, не только при выполнении домашних заданий, необходимы ему в дальнейшей жизни для формирования способности выживать и жить в современном, весьма непростом мире.
И, в частности, иметь сформированный устойчивый иммунитет к такому массовому нервному заболеванию современной молодежи, как «Панические атаки».
Как выглядит и ощущается паническая атака?
Симптомы иррациональной тревоги проявляются тремя способами: физическими, психологическими, поведенческими.
Физическое беспокойство может принимать форму таких симптомов, как потливость, дрожь, тошнота, головокружение, учащенное сердцебиение, позывы к мочеиспусканию.
Психологические симптомы могут включать неконтролируемое беспокойство, одержимость ситуацией, уверенность в приближающейся смерти, убежденность в неминуемом сумасшествии.
Поведенческие признаки могут включать в себя избегание общественных мероприятий или людей, а также трудности с выходом из дома.
Каковы признаки панической атаки?
Панические атаки могут произойти довольно быстро и в любое время. Эпизод может длиться от нескольких минут до получаса. Во время приступа люди ощущают симптомы:
- Сильное чувство страха.
- Учащение пульса.
- Чрезмерное потоотделение.
- Головокружение.
- Предобморочное состояние.
- Онемение рук или ног.
- Ощущение, что вы умираете, задыхаетесь, теряете контроль.
- Чувство оторванности от окружения или ощущение того, что мир вокруг нереален.
И в конце нашего сегодняшнего разговора нам бы хотелось опять вернуться к определению понятия «Домашняя работа» школьника с небольшим, но очень значимым добавлением.
Домашняя работа — это (в большей степени) самостоятельная подготовка обучающихся к занятиям, выполнение заданий, данных педагогическими работниками в рамках образовательной программы для выполнения во внеучебное время.
Гармаш В.Ю., к.п.н, почетный работник общего образования РФ
01.08.2023 г.