В воспитании личности каникул нет!
Наша школа расположена в селе Ульяново Ульяновского района Калужской области, на территории Ульяновского территориального сельского округа, население которого составляет 4250 человек.
Школу посещают дети не только из Ульянова, но и из близлежащих деревень, в школе реализуется федеральная программа “Школьный автобус”.
У нас обучается 401 учащийся, действует 22 класса-комплекта. Школа занимается в одну смену, располагается в типовом здании на 784 места, построенном 1978 году.
Школа I ступени насчитывает 8 классов-комплектов с общим количеством учащихся 133; начальная школа обучается по программе 1—4. Два первых класса занимаются на базе бывшего детского сада, учебный план — 20 часов, длительность уроков по 30 минут, перемены — 15 минут, после второго урока обязательно проводится прогулка на свежем воздухе. 2-е классы работают в режиме пятидневной недели; для 2—4-х классов созданы две группы продленного дня, в которых работают освобожденные воспитатели; с 2005/06 учебного года введена ставка социального педагога.
Школа II ступени насчитывает 10 классов-комплектов, 185 учащихся. Школа III ступени насчитывает 4 класса-комплекта, 83 учащихся.
Длительность уроков во 2—11 классах — 40 минут, три большие перемены по 15 минут, маленькие по 10 минут; учащиеся всей школы получают одноразовое горячее питание, 2—11 классы работают в режиме шестидневной недели.
В школе — 41 учитель, из них с высшим образованием — 36, среднее специальное образование — 5; 3 из них учатся заочно в КГПУ. Имеют звание “Заслуженный учитель РФ” — 2; “Отличник народного просвещения” — 8, “Почетный работник общего образования РФ” — 2; один учитель награжден медалью за “Трудовую доблесть”. По результатам аттестации присвоено звание: учитель II категории — 3, учитель I категории — 2; учитель высшей категории — 6.
В школе есть спортзал, актовый зал (посадочных мест — 150), столовая (посадочных мест — 200). У нас есть асфальтированная спортплощадка, стадион, три производственные мастерские, пришкольный участок 0,5 га, школьный сад 3 га.
Исследования специалистов показали, что авария на Чернобыльской АЭС и последующие социальные потрясения явились мощным психотравмирующим фактором не только для взрослых, но для детей и подростков, здоровье которых заметно ослаблено.
Результаты мониторинга по оценке здоровья (медицинское и психофизическое обследование) учащихся дают следующие результаты: выявлено отставание в показателях, характеризующих сенсомоторные функции; наблюдается достоверное снижение показателей по статической выносливости, координации движений; характерно наличие у детей астении, апатии, вялости, высока утомляемость. Кроме того, часто присутствует интеллектуальная пассивность.
Исследования ученых показали, что у школьников, проживающих на экологически загрязненных территориях, уровень физической подготовленности снижается в среднем на 10—27 процентов, а заболеваемость повышается в 1,5—2 раза по сравнению с “благополучными” местностями. Ульяновский район подвергся загрязнению радионуклидами йода и стронция, в результате чего оказался единственным районом в Калужской области, где не было детей с I группой здоровья. То есть в нашей школе не оказалось здоровых детей.
Поэтому с 1994 года в учебно-воспитательный процесс внедряется концепция школы здоровья, предложенная научно-методическим центром “Диагностика. Адаптация. Развитие” им. Л.С. Выготского под руководством В.Н. Касаткина (г. Москва). Цели этой работы следующие:
1. Обеспечить укрепляющую здоровье среду работы и учебы в стенах школы.
2. Пропагандировать индивидуальную, семейную и общинную ответственность за состояние здоровья ребенка.
3. Поощрять здоровый образ жизни, а также представлять школьникам и школьным работникам реальные и привлекательные возможности выбора в отношении здоровья.
4. Давать всем учащимся возможность для реализации их физического, психологического и социального потенциала, а также укрепления их самоуважения.
5. Намечать ясные цели по укреплению здоровья и повышению безопасности для всей школьной общины (школьников и взрослых).
6. Использовать имеющиеся ресурсы для поддержки деятельности по укреплению здоровья.
7. Составлять логически последовательные планы медико-санитарного просвещения с использованием методов обучения, обеспечивающих активное вовлечение учащихся в образовательный процесс.
8. Вооружать учеников знаниями, умениями и навыками, необходимыми для принятия разумных решений по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой физической среды обитания.
9. Рассматривать широко школьное здравоохранение как образовательный ресурс, способный помочь учащимся стать эффективными потребителями медико-санитарной помощи.
Медицинский путь решения проблем здоровья в школе заключается в диагностике и коррекции наиболее распространенных заболеваний. Диагностируются заболевания опорно-двигательного аппарата: плоскостопие, сколиоз. Корригирующая работа: в школе созданы две группы для занятий лечебной физкультурой по коррекции плоскостопия и сколиоза. Диагностируются заболевания желудочно-кишечного тракта: гастриты, дуодениты, дискензия желчновыводящих путей. Корригирующая работа: с 1994 года по 2003 год проводилась сезонная профилактика обострений фототерапией в условиях школы (из-за отсутствия финансов в сейчас эта профилактика не проводится). Профилактика близорукости осуществляется с помощью офтальмотренажеров, а заболеваний верхних дыхательных путей с помощью сезонной и круглогодичной физиотерапии в условиях школы.
Муниципальное учреждение здравоохранения “Ульяновская районная больница” оказывает консультативную помощь; за предоставляемые “Гематоген”, витамины, сироп шиповника школа перечисляет деньги из средств, предназначенных на оплату питания.
Медико-физиологический путь решения проблем здоровья в школе заключается в предупреждении возможности заболеваний с помощью профилактических мероприятий. Так, медсестра школы с помощью ингалятора “Туман” проводит ингаляцию аэрозолями лечебных трав. Два раза в год, осенью и весной, проводится сезонная витаминотерапия через витаминизацию третьих блюд в столовой. Установка стационарного водоочистителя в школьной столовой улучшила потребительские свойства питьевой воды.
Психологический путь обеспечения здоровья в школе заключается в решении психологических проблем школьника, педагога, родителей и оптимального психического развития ребенка в рамках педагогического процесса.
Психолог школы проводит групповые консультации родителей в 1-х классах “Что такое адаптация к школе”; индивидуальные консультации с педагогами 1-х классов по результатам тестирования детей на этапе приема в школу, консультации с классными руководителями 1—4-х классов, 5—8-х классов, 9—11-х классов по вопросам организации внеклассной работы с ученическими коллективами. Проводит занятия в 1-х, 2-х классах “Курс развития творческого мышления”.
Педагогический путь обеспечения здоровья в школе заключается в создании оптимальных условий психологического, физиологического, интеллектуального развития ребенка в рамках учебного процесса. В учебный план начальной школы введены уроки “Познай себя”, призванные формировать понятия о вкусной и здоровой пище, о значимости выполнения режима дня, гигиенически правильного сна, о необходимости физической нагрузки на организм и регулярного закаливания.
В учебный план 5—9-х классов включены уроки основ безопасности жизнедеятельности, призванные формировать у учащихся правильное представление о ценности собственного здоровья, здоровом образе жизни, о ценности собственной жизни.
Особое значение имеют уроки физической культуры, которые учат оздоровительной, корригирующей, дыхательной гимнастике, учителя физической культуры внедряют технику массажа, учат гигиене тела, физической культуры, жилища, спортзала. Уроки проводят на свежем воздухе при температуре воздуха до -15оС.
Во время уроков учителя начальной школы и учителя-предметники проводят физкультминутки, способствующие снятию усталости глаз, позвоночника, опорно-двигательного аппарата. Проводятся подвижные перемены, прогулки и игры учащихся 1-2-х классов на свежем воздухе. В школе соблюдаются нормы СанПиНа, регулярно проводятся Дни и Недели здоровья.
В школе создан благоприятный психологический микроклимат благодаря усилиям и кропотливой работе педагогического коллектива. Создание благоприятной сферы способствует формированию здорового образа жизни учащихся школы. В школе нет наркомании, алкоголизма, ведется борьба с курением.
Мы считаем, что существенными факторами здорового образа жизни являются: здоровый микроклимат в школе среди учащихся, отсутствие агрессии к школе, одноклассникам, учителям; осознанное отношение к учебе; профессиональная ориентация учащихся; наличие повышенных физических нагрузок; формирование нравственности на уроках и во внеурочное время; высокий авторитет учителя.
Результаты нашей работы следующие:
— нет ухудшения состояния здоровья детей;
— происходит улучшение социально-психологического климата в школе, в классе. Примерно треть учащихся считают, что отношения в классе дружные;
— изменилось содержание и формы организации учебной деятельности, это отражается в удовлетворенности “Школой здоровья” и учащихся, и их родителей, и учителей.
Мы рассматриваем понятие здоровья как совокупность сообразностей природе, обществу и самому себе в сиюминутном состоянии и в будущем.
Факторами, обусловливающими формирование здоровья, являются окружающая среда, генотип человека и его внутренний мир. Поэтому образование есть процесс формирования сообразности человека природе, обществу и самому себе, то есть здоровья.
Значит, здоровье есть критерий образования. Знания, умения и навыки неэффективны для нездорового человека, чувствующего себя ущербным физически, психически или социально.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что здоровье, сохраненное и улучшенное в начальной школе, способствует формированию у каждого учащегося отношения к здоровью как к главной человеческой ценности.
Большую роль в оздоровлении детей играет то, что дети оздоравливаются на протяжении всего учебного года и в летний период. Дети имеют возможность побывать в санаториях “Тишково”, “Дорохово”, “Звездный”, “Строитель”, в летнем оздоровительном лагере при школе.
Хочется подробнее остановиться на организации работы в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей при школе. Такой лагерь у нас работает уже 4 года. В организации работы большую помощь нам оказывают материалы книги “Детский оздоровительный лагерь. Содержание и технология работы с детьми из регионов, пострадавших от аварии на ЧАЭС”.
В содержание работы детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей при школе включается:
1. Технологии оптимизации организации жизнедеятельности и педагогического сопровождения временного детского коллектива.
2. Программы психологической реабилитации личности в условиях детского оздоровительного лагеря.
3. Игротерапия в условиях детского оздоровительного лагеря.
4. Формирование лидерской позиции подростка в условиях детского оздоровительного лагеря.
5. Технологии личностного развития ребенка: формирование активной жизненной позиции.
6. Программы содействия экономической социализации детей, подростков в условиях детского оздоровительного лагеря.
В лагере работает медсестра, психолог, организатор, учитель физкультуры. Дети получают витаминизированные напитки, посещают “фито-зал”, проводится специальный комплекс утренней гимнастики.
Активный отдых способствует улучшению памяти, повышению внимания. Дети на практике понимают, что основу здорового образа жизни составляет движение.
Как известно, в воспитании и развитии личности нет каникул… Они продолжаются и в летнем оздоровительном лагере, где сами условия облегчают воспитательную работу: новизна обстановки в какой-то степени обостряет восприятие происходящего; расширяется круг общения; отрыв от привычной среды делает подростка менее зависимым от сложившихся жизненных стереотипов и отношений. Все это дает педагогам и психологу, работающим в летнем оздоровительном лагере, возможность организовать жизнь и разнообразную деятельность своих воспитанников таким образом, чтобы они способствовали личностному развитию подростков, формировали у них активную жизненную позицию.
Так как школа является пилотной школой здоровья в области, ежегодно проводятся семинары для директоров школ Козельского, Жиздринского, Кировского, Хвастовичского районов Калужской области.
Агафонова Н.C., директор МОУ “Ульяновская средняя (полная) общеобразовательная школа”, с. Ульяново, Ульяновский район, Калужская область.
Материалы нашей конференции: