От здорового питания – к здоровому поколению
Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Коллектив нашей школы №35 города Рыбинска главными приоритетами в своей деятельности считает приоритеты оздоровления, аргументируя следующим:
- здоровый ребенок – абсолютное условие достижения необходимого потенциала развития ребёнка;
- оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей детей;
- индивидуально – дифференцированный подход – необходимое условие оздоровительно – развивающей работы с учащимися.
Кто – то из мудрецов заметил: «Можно и хлеб есть, как пряник, и ощущать себя счастливым». Это изречение стало идеей в пропаганде здорового питания и формирования у обучающихся высокой культуры еды.
Коллекция уроков, внеурочных мероприятий с детьми и семьёй демонстрирует новый системный подход, обеспечивающий успешную реализацию задач здоровьесберегающих технологий обучения. Созданный тезаурус «Обсерватория здорового питания» можно рассматривать и как совокупность приёмов, форм и методов организации здорового питания школьников, и как качественную характеристику инновационного продукта.
В современном обществе школа представляет собой социальный институт, через который проходят почти все дети. Именно здесь он будет проводить значительное время, поэтому сохранение и укрепление здоровья обучающихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения. Не случайно Президент РФ Д.А. Медведев в очередной раз заявил: «Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом».
Данная тема актуальна, так как общество отмечает неутешительную статистику: прогрессирующее ухудшение состояния здоровья населения в целом и особенно учащихся и воспитанников образовательных учреждений По данным Министерства здравоохранения РФ, у подростков 15-17 лет в 95 случаев из 100 зарегистрированы различные заболевания. При этом все заболевания не только ограничивают выпускников школ в выборе будущей профессии, но и крайне негативно сказываются за здоровье их будущих детей.
Здоровый образ жизни – это стереотипные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.
Пророческие слова В.А. Сухомлинского о вступлении «мира в век Человека» [3] отражают состояние современного общества, ориентирующего педагогов на создание условий для полноценного развития ребенка в вариативной системе образования, учитывающих его готовность к обучению, состояние здоровья и индивидуально-психологические особенности. Общественное сознание поднялось до понимания того, что именно «Человек становится мерой всех вещей, целью всякой деятельности» [3].
Решение проблемы – сохранение и укрепление здоровья детей требует совместных усилий и координации деятельности всех организаторов и участников образовательного процесса в сотрудничестве с социальными партнёрами – рациональное качественное питание школьников. Во-первых, во многом из-за несбалансированного питания с каждым годом сокращается количество детей, имеющих первую и вторую группы здоровья. В 2010г. – 2% обучающихся, имели I группу здоровья, 57% – II группу здоровья. Возросла распространенность основных алиментарно-зависимых заболеваний среди обучающихся: болезни органов пищеварения – 6%, ожирение и избыточная масса тела 8%, кариес – 52%. Во-вторых, некоторые дети, видимо, согласуя свои действия с мнением родителей, не питаются горячими завтраками и обедами в школьной столовой. Особенно это касается обучающихся 9-11 классов, которые предпочитают приобретать буфетную продукцию. Так, охват горячим питанием в 9 классе составил 37%, а в 10-11 классах – всего лишь 18 %. Это серьезно нарушает рациональный режим питания, учитывая, что обучающиеся старших классов проводят в школе по 6-7 часов ежедневно. В-третьих, дети и их родители не демонстрируют грамотного, сознательного отношения к режиму питания, многие обучающиеся имеют слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни, о чем свидетельствуют результаты анкетирования.
Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую, можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. В школе существуют эффективные возможности для проведения работы по охране здоровья и здоровому питанию. Для решения этой задачи и была разработана инновационная модель.
В настоящее время вся работа школы ориентирована на сохранение здоровья школьников в современных условиях, поэтому главная задача – создание особой здоровьесберегающей среды, своего рода «школы здоровья», где созданы условия для кардинального изменения и улучшения социальной среды, образовательной среды и межличностных отношений.
В течение нескольких лет в ОУ СОШ №35 реализуется идея: «От здорового питания – к здоровому поколению», воплощение которой определены следующими векторами:
– организация сбалансированного питания в школе;
– формирование союза единомышленников (школа – семья – МУП ТД «На Сенной» – МУП аптека «Таблетка»);
– создание инновационного продукта (программы «От здорового питания – к здоровому поколению», тезауруса «Обсерватория здорового питания», подпрограммы «Акцент» и адресной программы «В гостях у бабушки Питаньюшки»);
– разработка практических рекомендаций по внедрению программы «От здорового питания – к здоровому поколению».
Таким образом, создана настоящая коллекция эмпирического опыта, куда вошли лучшие сценарии, авторские разработки уроков и внеурочных мероприятий. Математическая точность, убедительность, высокая степень практической направленности прослеживается на уроках Рогулиной Е.В., Нестеренко А. Б., Большаковой Т. В. Учителя гуманитарно-эстетического цикла – Ткаченко Ю. Н., Васюхина Ю. К., Белякова Л. М. умело встраивают в учебную тему диалог (а иногда и полилог, и декалог) о вкусной, полезной и важной пище для растущего организма. Это та интеграция, которая естественным путём способна решать проблемы социализации личности ребёнка. Конечно, работа в этом направлении начинается уже в начальной школе. У нас работают мудрые педагоги, понимающие высокую степень ответственности за здоровье детей. Их занятия поражают разнообразием методических приёмов, композиционной оригинальностью, социальной значимостью и психологической продуманностью. Задворнова Г. А., Ражева С. А., Янаева И. В., Орлова Л. Н. – настоящие мастера в педагогике в целом и в формировании культуры питания в частности.
Сегодня можно говорить не только о высокой эффективности деятельности ОУ в этом направлении, но и том, что авторским коллективом школы создана модель, соответствующая характеристикам образовательной технологии как новой услуги, в результате которой выработана система, отличающаяся индивидуализированностью, гибкостью, открытостью. Кроме того, коллекция-тезаурус «Обсерватория здорового питания» представляет собой универсальный способ решения важной проблемы укрепления и сохранения здоровья детей через режим питания в школе. И самое главное, идея здорового питания не только успешно внедрена в образовательный процесс, но и имеет высокий результат.
«Чтобы иметь будущее, нужно быть готовым сделать что-то новое», эти слова Питера Друкера имеют для нас стратегический смысл: переход на интенсификацию инновационной деятельности, ориентированной на повышение качества проводимой работы и осмысление социальных эффектов, которые уже были получены [2]. Созданная нами модель способна выстраивать:
а) новые взаимоотношения участников образовательного процесса;
б) новые маркетинговые действия, которые трансформируются в инновационные услуги в организации здорового питания.
Всё это позволило интегрировать опыт в другие образовательные учреждения.
Теоретический, методический, методологический материал, состоящий из программы «От здорового питания – к здоровому поколению» и нескольких подпрограмм: «Акцент», «В гостях у бабушки Питаньюшки», а также тезауруса «Обсерватория здорового питания», востребован педагогическим сообществом Рыбинска.
Целенаправленная деятельность способствовала и созданию универсальных методик, а также глоссария по здоровому питанию, а педагогический конструктор включил в себя весь спектр мероприятий, адресатами которой являются школьники, родители, учителя:
– классные часы, беседы, круглые столы, конференции, дискуссии;
– выставки-продажи продукции столовой на родительских собраниях;
– дни отрытых дверей столовой для родителей;
– практикумы «Любимые рецепты мам, бабушек, учителей»;
–тематические дни «Вкусного пирога», «Сладкоежек», «Фруктомания»;
– лекции диетологов;
– оформление альбомов и выставок;
– рефераты, доклады, презентации детей, родителей и учителей.
Трёхчастная структуризация всего накопленного материала определена:
а) содержанием (нормативные документы; педагогический конструктор, включающий методические и дидактические материалы; мониторинги);
б) участниками инновации (обучающиеся, родители, учителя, ТД «На Сенной», медицинские работники);
в) формой целенаправленной деятельности.
В реализации поставленной задачи осуществляется, как уже было сказано выше, комплексный подход. Система мероприятия выстроена и вертикально, и горизонтально. Особенное внимание отводится массовым театрализованным акциям, способным включить в действо значительное количество участников и в игровой (или ролевой) форме пропагандировать здоровое питание, влиять позитивно на вкусовые пристрастия детей. Так была разработана и внедрена в практику школы адресная театрализованная программа «В гостях у бабушки Питаньюшки», авторами которой стали обучающиеся 10 класса и их классный руководитель Ткаченко Ю. Н.
Необходимость рождения такой программы возникла из-за проблем с детским питанием, а точнее, отношением детей к горячим завтракам в школе. Большинство детей (особенно начальных классов) не понимают важности здорового питания, их вкусы не ориентированы на полезность пищи. Многие привычки закладываются в нас с детства, и если мы с детства приучим детей питаться правильно, в будущем у них будет намного меньше проблем. Эта идея стала главной в предложенной программе, которую обучающиеся 10 класса реализуют в свою дежурную неделю.
Программу отличают несколько принципов:
– вариативность (каждый день включает «диалог» с новым продуктом питания);
– динамичность (использование игровых методик, элементов театрализации);
– адресность (программа ориентирована на детей 7-11 лет).
Содержательный блок состоит из шести тематических модусов, что определено календарным принципом:
понедельник – капуста
вторник – рыба и т.д.
Выбор продукта, о котором в этот день узнают дети, объясняется частым их отказом принимать пищу, приготовленную из этого продукта или на основе его.
Все занятия основаны на игровых, соревновательных методиках; исключается декларативность, назидательность в подаче информации. Регламент определён временными рамками перемен (20 мин.), на которых дети завтракают.
Следующим важным концептом в выстроенной модели «От здорового питания – к здоровому поколению» является активное привлечение родителей к сотрудничеству. Мы отказались частично от пассивных форм воздействия (лекции, беседы), отдав предпочтение современным проблемно – дискуссионным формам: дискуссии, мастер – классы, конференции, совместные конкурсы детей и родителей. Афишируя встречу с родителями, подчёркивалась идея её адресности: приглашали тех родителей, кого волнуют проблемы здоровья детей, кто интересуется развитием гармонизированной личности. Здесь не давали готовых формул и правил, но предоставляли возможность найти ответы на самые сложные вопросы здоровьесбережения наших детей.
Отсутствие назидательности, декларативности, обязательности сыграли свою положительную роль – родители активнее откликались на предложения школы, а через некоторое время стали единомышленниками в пропаганде здорового питания. Созданный коллективом тезаурус «Родительское собрание» иллюстрирует различные формы общения с родителями, которые помогают доступно и качественно объяснить необходимость здорового питания в школе и семье.
Образовательная политика нашей школы выстроена на основе гуманистических позиций, способствующих взрастить личность, отличающуюся интеллектуальным, нравственным и физическим здоровьем.
Целевая программа «От здорового питания – к здоровому поколению» отражает различные подходы формирования здоровой личности, включённость в работу всех участников образовательного процесса, обеспечивает стабильную положительную динамику успеха, изменяет карту физического здоровья детей. Программа направлена на:
– охват обучающихся горячими завтраками – 96,4%;
– снижение роста заболеваемости за 2 года: ОРВИ с 20,2; до 17,7; желудочно-кишечные заболевания с 5,4% до 3,0%;
– наблюдается стабильная динамика физического развития детей, переход из подготовительной физкультурной группы в основную группу;
– изменились вкусовые пристрастия детей в пользу здоровой пищи.
Мы понимаем, что мы хотим: не только достичь количественных показателей, но качественно изменить состояние здоровья детей, делая инновацию Правилом жизни школы.
Литература:
- Киселёва Г.Г., Ковалёв В.А. Как изучить состояние здоровья школьника?/ Начальная школа, 2007. – № 2. – с. 58 – 61.
- Питер Ф.Друкер. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы./Ф.Питер Друкер.: Москва, 1992.
- Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина: пер. с укр. / В.А. Сухомлинский. – 3-е изд. – М. : Мол. гвардия, 1979. – 335 с.
Электронные ресурсы:
- http://www.bookland.ru/book1286797.htm
- http://yandex.ru/yandsearch?text=здоровое+питание+школьников&clid=124994&lr
Белякова Л.М., кандидат культурологии, учитель русского языка, литературы и мировой художественной культуры МОУ СОШ №35 г. Рыбинск, Ярославская область.
«Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство: теория и практика»
Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 декабря 2011 года
Под редакцией: д.м.н., профессора Базарного В. Ф.
г. Ярославль 2012