О научной лаборатории в Сергиев-Посаде
Научно-внедренческая лаборатория физиолого-здравоохранительных проблем образования (ФЗПО) Администрации Московской области г. Сергиев Посад Московской области работала с 1991-го и была ликвидирована в 2009-м году.
Девиз деятельности:
“Спасём детей – спасём Россию!”
Лаборатория, созданная в 1991 году как межведомственное научно-практическое подразделение при Администрации Московской области, осуществляет фундаментальные и прикладные научные исследования по проблемам физиолого-здравоохранительной структуры, содержания и технологий учебно-воспитательного процесса, методологии образования и прикладной педагогики, а также ведёт экспериментальную и внедренческую работу.
Стратегической целью деятельности лаборатории является разработка и реализация целостной межведомственной программы по формированию региональной (в перспективе – государственной) политики “Здорового гармонично раскрепощённого развития детей и подростков России”, направленной на спасение возрастающих поколений страны (детей, подростков и молодёжи) от нарастающей популяционно-биологической и духовно-нравственной катастрофы, обусловленной в первую очередь “традиционной” системой воспитания и обучения детей в семье и школе.
Для достижения этой цели лаборатория решает следующие задачи и осуществляет следующие направления деятельности:
1.Научно-исследовательская работа.
– раскрытие физиологической структуры и содержания процессов раскрепощения физического, психического и интеллектуального развития детей и подростков;
– проведение медико-педагогической экпертизы дидактических технологий, содержания традиционных и экспериментальных учебных планов, программ и технологий с точки зрения их соответствия структуре психофизиологических процессов;
– разработка природосообразных, адекватных законам функционирования сенсорных систем ребёнка структуры, содержания и технологий учебно-воспитательного процесса;
– разработка научных подходов к индивидуальному проектированию учебно-воспитательных программ с учётом конституциональных, половых, этноэкологических и этнокультурных особенностей развития детей;
– разработка физиологических аспектов проблемы непрерывности в дошкольном и школьном воспитании и обучении;
– проектирование Среды обитания, мебели, оборудования, средств сенсорной дидактики, обеспечивающих здоровое развитие детей в процессе учебной деятельности;
– проведение исследований в области методологии образования и прикладной педагогики;
– организация экспериментальной работы в детских дошкольных учреждениях и школах;
– разработка критериев и технологии оценки эффективности работы дошкольных учреждений и школ по физическому, психическому, интеллектуальному и духовно-нравственному развитию детей.
2.Внедренческая деятельность.
– разработка принципов региональной (государственной) политики “Здорового гармонично раскрепощённого развития детей и подростков”;
– выработка действенных механизмов осуществления такой политики на базе реализации межведомственной программы внедрения в систему народного образования (воспитания и обучения детей и подростков) здравоохранительных технологий и создания всех необходимых условий для здорового гармонично-раскрепощённого развития детей и подростков как на уровне субъектов Федерации, так и в масштабах всей страны;
– создание на местах (в том числе на уровне отдельных образовательных учреждений) эффективных механизмов управления и самоуправления по реализации данной программы, а также механизмов контроля общества и государства за полученными результатами;
– разработка и запуск целостной программы массовой экспресс-диагностики, качества и эффективности нравственного, психического и телесно-физического развития детей и подростков в регионах – субъектах Федерации;
– на основе выборочного репрезентативного метода организация и осуществление научных исследований в различных регионах Российской Федерации с целью оценки происходящих во времени сдвигов в нравственном, психическом и теслесно-физическом развитии и здоровье детей и подростков детей; подготовка оперативной и стратегической информации руководителям регионов и Правительству Российской Федерации о динамике нравственного, психического и телесного развития и здоровья детей и подростков в различных регионах Российской Федерации и в целом по стране.
– оказание научной, консультативно-методической и организационной помощи регионам Российской Федерации в реализации программы “Здоровое гармонично раскрепощённое развитие детей и подростков”;
– сравнительная оценка эффективности работы администраций субъектов Федерации по здоровому гармонично-раскрепощённому воспитанию и обучению детей и подростков;
– организация запуска в серийное производство запатентованных технологий и технических средств, разработанных д.м.н. В.Ф.Базарным и его сотрудниками и предназначенных для реализации программы “Здоровое гармонично-раскрепощённое развитие детей и подростков”;
– работа с иностранными государствами по патентованию изобретений д.м.н. В.Ф.Базарного и его сотрудников, а также продажа технологий и технических средств, предназначенных для реализации программы “Здоровое гармонично-раскрепощённое развитие детей и подростков”.
3.Издательская, культурно-просветительская, образовательная, рекламная и др. информационная деятельность.
– подготовка и издание научных тематических сборников, брошюр, учебных программ, учебных и методических пособий и т.д.;
– производство, эксплуатация и распространение (в том числе на коммерческой основе) кино-, аудио- и видеопродукции (создание учебных, научно-популярных и документальных кино- и видеофильмов и программ);
– подготовка и проведение научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров и “круглых столов”, посвященных актуальным проблемам разработки и внедрения в систему народного образования природосообразных здравоохранительных педагогических технологий;
– подготовка и переподготовка кадров для реализации программы “Здоровое гармонично-раскрепощённое развитие детей и подростков”;
– участие в разработке и реализации российских национальных и международных гуманитарных программ и проектов в сфере обеспечения духовно-нравственного, психического, интеллектуального и телесно-физического здоровья человека и условий его полноценной жизни.
Лаборатория ФЗПО имеет 44 патента на открытия и изобретения. Её разработки применяются в сотнях учебных заведений в России и за рубежом, неизменно давая положительные результаты.
ПЕРЕЧЕНЬ
направлений запатентованных технологий лаборатории доктора В.Ф.Базарного
- Группа технологий, повышающих потенциал гармоничного развития ребёнка на ранних этапах детства
- Приёмы и технические устройства раннего формирования родоразрешающего ритма у беременных.
- Приёмы и технические средства, повышающие эффективность адаптации новорождённого к гравитации Земли.
- Адекватная генетической природе сенсорных ритмов среда обитания младенца.
- Приёмы и технические устройства раскрепощения и развития нейродинамических функций головного мозга младенца.
- Технологии глубинного запечатления ритма, мелодии и гармонии.
- Техническое устройство и приёмы раннего формирования образного тактильно-мышечного чувства.
- Технологии раннего формирования синтетического телесно-моторного, в т.ч. зрительно-ручного чувства.
- Группа технологий, повышающих потенциал гармоничного развития детей в дошкольном возрасте
- Технологии и технические средства обустройства среды для раннего формирования мужественно-волевых качеств у мальчиков.
- Технологии и технические средства обустройства среды для раннего формирования женственных качеств у девочек.
- Технологии и технические устройства формирования телесно-детородной конституции у девочек.
- Технологии раннего глубинного формирования установок чувств (души) на добро, нравственность, справедливость и силу духа.
- Технологии формирования дистантной жестово-образной семантики.
- Пололичностно ориентированное функционально-развивающее обустройство пространства вокруг детского сада и начальной школы.
- Группа технологий для организации процесса обучения на основе законов свобод и раскрепощения природы ребёнка
- Методика и технические устройства оценки уровня школьной зрелости.
- Сообразная сенсорным ритмам учебно-познавательная Среда.
- Приёмы и технические средства раннего овладения чтением-письмом-рисованием в режиме сохранения и развития чувства перспективы.
- Технические устройства предупреждения психомоторного закрепощения и утомления учащихся в процессе чтения-письма.
- Графические прописи, сообразные природе эндогенных ритмов ребёнка. Методика проектирования индивидуальных прописей.
- Набор мебели, обеспечивающей выполнение зрительно-умственных работ в режиме телесной вертикали и телесно-моторной свободы (64 типа).
- Набор широкоформатных экологических панно для обучения детей в режиме сюжетно-образного моделирования.
- Наборы технических средств для обучения детей в режиме телесно-поисковой активности в свободном пространстве.
- Конструкция и приёмы обучения детей быстрому и осмысленному счёту.
- Сенсорная матрица для раннего формирования у детей чувства метризации и исчисления пространства.
- Настольные и напольные сенсорные конструкции для овладения детьми образно-математическим мышлением.
- Комбинированный учебный класс для проведения совместных учебных и физкультурно-оздоровительных занятий детей.
- Технические устройства коррекции возникших в процессе учёбы отклонений в развитии зрения, а также нарушений осанки и сколиозов.
- Техническая система раннего развития вестибуло-координаторно-мышечного чувства с целью повышения потенциала профессиональной ориентации детей и подростков.
- Открытая дидактическая площадка.
Адрес лаборатории:
141300, Московская область, город Сергиев Посад,
проспект Красной Армии, дом 136.