Оценка развития зрения
Гук, а затем Дондерс (1862) установили, что наименьший угол зрения, под которым орган зрения может различать две точки, равен одной минуте. Эту величину и решено было избрать за интернациональную меру – норму остроты зрения, равную 1,0 (единице). Однако вскоре выяснилось, что у многих острота зрения гораздо выше этой нормы и достигает 2, 3, 6 и даже 8-10 единиц. Причём наиболее высокая острота зрения встречалась у тех, кто и не прошёл цикл традиционного обездвиженного обучения. Учитывая, что в практике лечения глазных болезней точное измерение остроты зрения в зоне, превышающей 1,0, не особенно необходимо, то данная единица так и осталась считаться за условно принятую норму.
Профессор О.М. Новиков в 1970-х годах разработал первую в отечественной практике специальную таблицу, позволяющую точно замерять максимальные значения остроты зрения в зоне от 1,0 до 2,0.
По результатам обследований под руководством В.Ф. Базарного с помощью данной таблицы 9723 человек детского и подросткового периода, проживающих в северных и средних зонах Сибири, впервые в практике отечественной офтальмологии было установлено, что средняя зона нормальной остроты зрения у детей и подростков, не имеющих глазной патологии, оказалась равной 1,4. Именно эти градации остроты зрения и должны быть приняты за среднюю норму при обследовании здорового контингента детей и подростков, не имеющих патологий со стороны зрения.
→ Читайте научную публикацию В.Ф. Базарного «Состояние остроты зрения у детей и подростков, проживающих в различных экологических условиях».
Другими словами: пока дети постепенно теряют здоровье и зрение из-за неадекватного природе человека режима обучения в детском саду и школе, их состояние здоровья в целом и остроту зрения оценивают как норму (единицу в случае зрения). Это происходит до тех пор пока острота зрения не упадёт ещё больше и падение станет заметным. Не у всех оно снижается ниже единицы, но падает у всех поголовно. Причём вместе с остальными показателями здоровья, где состояние глаза отражает общие дегенеративные процессы, происходящие в организме.