Острота зрения у детей, проживающих в различных условиях
Состояние остроты зрения у детей и подростков, проживающих в различных экологических условиях
Офтальмологический журнал №1, 1986 г.
Исходя из региональной научной программы «Север — экология человека» (научный руководитель — член-корр. АМН СССР, проф. К. В. Орехов), утвержденной Президиумом АМН СССР 18 апреля 1979 года, отделением адаптации зрения проведены исследования по изучению особенностей развития органа зрения как составной части организма при соответствующем анализе влияния на него комплекса факторов Сибири и Крайнего Севера (природно-географических, социально- бытовых). Такой подход позволил вскрыть, с одной стороны, факторы, способствующие реализации и развитию высоких функциональных возможностей, с другой — наоборот, сдерживающие и нарушающие этот процесс.
Цель настоящей работы — показать, что в норме максимальные значения остроты зрения являются конституционально развивающейся региональной характеристикой, зависящей от особенностей функциональных взаимоотношений организма с той или иной экологической средой.
Методика исследования
В пределах одного и того же сезона года обследовались однотипные по возрастно-половому составу группы детей и подростков, проживающие в различных географических зонах Центральной Сибири — на Крайнем Севере и в средних широтах (удаленность по широте составляет более 2000 км). В пределах каждой зоны обследовались дети, проживающие как в крупных индустриальных городах (Норильск — на Крайнем Севере, Красноярск — в средних широтах), так и в поселках городского типа (Талнах, Дудинка — на Крайнем Севере, Сосновоборск, Дивногорск — в средних широтах). В пределах каждого города (поселка) обследовались группы детей, организованные в детских комбинатах и школах, отобранных методом типологического районирования. Острота зрения исследовалась в соответствии с методическими указаниями «О единообразии при исследовании остроты зрения», составленными НИИ глазных болезней им. Гельмгольца. Зрение оценивалось по кольцам Ландольта. Детей со зрением 1,0 дополнительно обследовали по специально разработанным таблицам, позволяющим дифференцированно измерить остроту зрения в зоне, превышающей условно принятую норму, т. е. 1,0.¹
В различных регионах острота зрения изучалась одними и теми же исследователями при обязательной стандартизации освещенности с помощью люксометра. Таким методом было обследовано 9723 человека детского и подросткового периодов (коренные национальности Крайнего Севера в настоящей работе не анализировались).
В связи с тем, что распределение различных градаций остроты зрения между правым и левым глазом практически не отличалось, ниже приведем данные по правому глазу, полученные в естественных условиях. Работа выполнена в 1977—79 годах.
Таблица 1. Структура остроты зрения среди детей и подростков (индустриальные города) %
Место жительства | Острота зрения | Классы | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 10 | ||
Красноярск | 1,1 и выше | 63,5 | 66,2 | 65,7 | 54,9 | 40,3 | 56,4 | 55,0 | 47,1 | 31,7 |
1,0 | 13,5 | 7,4 | 4,6 | 1,4 | 1,6 | 5,6 | 9,1 | 7,2 | 6.7 | |
0,7—0,9 | 17,3 | 4,4 | 3,9 | 9,9 | 9.7 | 5,4 | 7,3 | 10,0 | 6,7 | |
0,4—0,6 | 5,7 | 8,8 | 11,9 | 14,1 | 19,4 | 11,3 | 6,8 | 10,7 | 13,2 | |
0,3 и ниже | — | 13,2 | 13,9 | 19,7 | 29,0 | 21,3 | 21,8 | 25,0 | 41,7 | |
Норильск | 1,1 и выше | 77.7 | 73,8 | 67,8 | 72,3 | 60,7 | 61,4 | 62.8 | 61,4 | 38.6 |
1,0 | 1,5 | 3,0 | 6,3 | 5.3 | 11,7 | 7.0 | 8.7 | 5,3 | 11,7 | |
0,7—0,9 | 7,6 | 8,1 | 1,6 | 7,9 | 3,4 | — | 3,7 | — | 8,4 | |
0,4—0,6 | 6,1 | 9,7 | 12,9 | 5,3 | 13,9 | 17,0 | 5,0 | 3,5 | 10,6 | |
0,3 и ниже | 7,1 | 5,4 | 11,4 | 9,2 | 10,3 | 14,6 | 19,8 | 29,8 | 30,7 |
Анализ состояния средней остроты зрения у детей и подростков, проживающих в различных экологических условиях, выявляет единую для них закономерность: рост ее в дошкольном периоде и общую тенденцию к снижению — в школьном (рис. 1). При прочих равных условиях уровень средней остроты зрения во всех возрастах ниже у детей, проживающих на Крайнем Севере, а в пределах каждой зоны — среди детей, проживающих в крупных индустриальных городах.
Таблица 2. Структура остроты зрения среди детей и подростков (поселки городского типа) %
Место жительства | Острота зрения | Классы | ||||
1 | 2 | 3 | 7 | 10 | ||
Талнах | 1,1 и выше | 41,8 | 71,4 | 49,0 | 51,8 | 47,7 |
1,0 | 29,7 | 4,2 | 15,7 | 7,6 | 6,9 | |
0,7—0,9 | 24,3 | 12,6 | 21,6 | 7,8 | 3,4 | |
0,4—0,6 | 4,2 | 5,9 | 9,8 | 15,4 | 15,3 | |
0,3 и ниже | — | 5,9 | 3,9 | 17,4 | 26,7 | |
Сосновоборск | 1,1 и выше | 78,5 | 71,3 | 66,8 | 69,1 | 61,4 |
1,0 | 10,3 | 8,6 | 10,5 | 5,2 | 5,6 | |
0,7—0,9 | 7,1 | 10,8 | 6,3 | 5,0 | 7,7 | |
0,4—0,6 | 4,1 | 6,8 | 6,3 | 5,2 | 3,6 | |
0,3 и ниже | — | 2,5 | 10,1 | 15,5 | 21,7 |
Сопоставление данных остроты зрения среди детей, проживающих в крупном индустриальном городе средней широты (Красноярск), с детьми, проживающими в поселке городского типа на Крайнем Севере (пос. Талнах), показало, что условия индустриализации и урбанизации могут оказывать даже более неблагоприятное влияние на состояние зрения, по сравнению с экстремальными природно-климатическими факторами.
Анализ структуры остроты зрения в зависимости от возраста (табл. 1, 2; выявляет, что за приведенными усредненными показателями скрыты более сложные процессы распределения различных ее градаций. В плане же поставленной задачи представляют интерес количественные значения остроты зрения в зоне, превышающей 1,0, поскольку именно эти показатели отображают такие процессы как реализация генетических потенциальных возможностей и максимальный уровень ее фенотипического развития. Например, если оценивать состояние остроты зрения с точки зрения общепринятой «нормы» (т. е. 1.0), то оказалось, что среди первоклассников, проживающих и на Крайнем Севере и в средней полосе, удельный вес ее достигает примерно одинаково высоких цифр (75,5—88,8%). Если же сравнить только те градации остроты зрения, которые превышают 1,0 (т. е. 1,1 и выше), то оказалось, что у первоклассников на Крайнем Севере удельный вес их значительно ниже: (41,8% против 78,5%).
Рис. 1. Состояние остроты зрения у детей и подростков, проживающих в различных экологических условиях: А — индустриальные города; Б — поселки городского типа.
Полученные данные указывают, с одной стороны, на значительный удельный вес детей, имеющих остроту зрения, превышающую повсеместно принятую условную норму (1.0), с другой, на то, что формирование того или иного уровня происходит под определенным влиянием как природно-географических факторов, так и социально-бытовой среды. В частности, оказалось, что суровые природно-географические условия Крайнего Севера и комплекс факторов индустриализации и урбанизации оказывают сдерживающее влияние на реализацию потенциальных возможностей развития зрения.
Это обстоятельство выдвигает необходимость анализа остроты зрения как в плане индивидуальной оценки ее в зоне, превышающей общепринятую условную норму, так и в плане разработки региональных стандартов («норм»).
Рис. 2. Распределение различных градаций остроты зрения среди школьников: А — учащиеся средних и старших классов; Б — учащиеся младших классов.
С этой целью был проведен анализ вариационного распределения различных градаций остроты зрения (рис. 2), из которых видно, что полученные эмпирические кривые значительно отличаются от теоретических. Для них характерно снижение максимальной вероятности, соответствующей пределам модального класса, расширение диапазона уровня вероятности, а также выраженные асимметрии и эксцессы. Наличие же двувершинности указывает на неоднородность рассматриваемой группы детей и подростков.
На рисунке 3 представлены данные вариационного распределения различных градаций остроты зрения среди учащихся, не имеющих каких-либо нарушений в развитии зрения. Обращает на себя внимание близость кривых вариационного распределения показателей, полученных по различным экологическим регионам. Снижение же у анализируемых кривых середины модального класса, расширение диапазона уровня вероятности, а также наличие определенного эксцесса может указывать, что сложившаяся система дошкольно-школьного воспитания и обучения определенным образом сдерживает развитие потенциальной остроты зрения, т. е. даже потенциально имеющиеся максимальные значения остроты зрения в зоне, превышающей 1,0, часто является еще не полностью реализованными.
Рис. 3 Распределение различных градаций остроты зрения среди учащихся, не имеющих нарушений в развитии органа зрения.
Заключение
Исследованиями НИИ медицинских проблем Севера СО AMН СССР установлено, что для лиц, проживающих в экологических условиях Центральной Сибири и Крайнего Севера, характерны специфические особенности функционального состояния различных систем организма [3—5].
Установлено, что экологическая ситуация, складывающаяся в регионе с суровыми природно-климатическими условиями и, в первую очередь, комплекс факторов закрытых помещений и ограниченных пространств сдерживает реализацию потенциальных возможностей и развитие органа зрения [1, 2], а также способствует возрастанию нарушений в данном процессе [6—8].
Вместе с этим настоящим исследованием установлено, что среди детей и подростков, проживающих в условиях Центральной Сибири и Крайнего Севера, не только значительно распространена острота зрения, существенно превышающая общепринятую условную норму (1,0), но и что даже такой установленный региональный стандарт «нормы», как 1,5—2,0 еще не отражает пределы реализации ее потенциальных возможностей.
Все это указывает на необходимость пересмотра «норм» остроты зрения в плане разработки ее региональных стандартов с учетом экологической, демографической. этнической, социально-бытовой и природно-географической неоднородности нашей страны, а также — на необходимость проведения широких профилактических мероприятий, направленных на ослабление имеющегося неблагоприятного влияния социально-экологических факторов.
Выводы
- Среди детей и подростков школьного возраста довольно часто распространена острота зрения, значительно превышающая повсеместно принятую условную норму (т. е. 1,0).
- Формирование максимальных значений остроты зрения находится под определенным влиянием комплекса факторов природно-географических и социально-бытовой среды, что требует разработки региональных ее стандартов.
- В условиях Центральной Сибири регионально-экологическим стандартом «нормы» остроты зрения можно считать те ее значения, которые расположены в зоне 1,5—2,0.
- Использование специальных таблиц, позволяющих дифференцированно анализировать состояние остроты зрения в зоне, превышающей 1,0, является необходимостью не только в научных исследованиях, но и при массовой диспансеризации здорового контингента населения, а также оценке эффективности проводимых лечебно-профилактических мероприятий.
1 — О. М. Новиков. Рацпредложение № 270 от 05.01.75 г.
ЛИТЕРАТУРА
- Базарный В. Ф., Уфимцева Л. П.. Беккер Э. Я. — Бюл. Сибирского отд. АМН СССР, 1981, № 2, с. 62—70;
- Базарный В. Ф. — В кн.: Экологические проблемы человека в регионе Крайнего Севера. Новосибирск: СО АМН СССР, 1981, с. 80—85;
- Орехов К. В. — Там же, с. 3—6;
- Орехов К. В. — Бюл. Сибирского отд. АМН СССР. 1982, № 3, с. 82—90;
- Орехов К. В. — Материалы конф., поев, разработке актуальных мед. проблем Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера, Новосибирск, 1983, с. 121 —122;
- Рожкова А. И. — Вести, офтальмол., 1978, № 6, с. 42—44;
- Розенблюм Ю. 3., Мац К. А., Корнюшина Т. А. и др. — В кн.: Особенности патологии коренного и пришлого населения в условиях Крайнего Севера. Красноярск, 1981. т. 2, с. 171—172;
- Розенблюм Ю. 3. — Вести, офтальмол., 1984, № 1, с. 34—39; 9. Система массовой профилактики осложнений в развитии зрения и нарушений осанки у детей и подростков, организованных в детских и школьных учреждениях (отдельный выпуск к экспонату на ВДНХ СССР). М., 1983, 32 с.
Поступила 25.10.84
НИИ медицинских проблем Севера СО АМН СССР, г. Красноярск
THE STATE OF VISUAL ACUITY IN CHILDREN AND JUVENILES LIVING IN DIFFERENT ECOLOGIC CONDITIONS
F. Bazarny, L. P. Ufimtseva, E. Y. Olado
SUMMARY
With the help of specially developed tables visual acuity in the zone exceeding conventionally adopted standard of norm (1,0) was studied in 9723 children and juveniles living in conditions distinctive by the level of urbanization and natural-geographic extremity of Central Siberia and Far North.
It is established that in school period visual acuity of children and juveniles most frequently remarkably exceeds generally adopted standard of norm (i. e. 1.0).
Formation of the level of maximum values of visual acuity is influenced by a complex of factors of ecologic medium (natural-geographic and social-everyday).
On the grounds of variational distribution of various gradations of visual acuity, the standard of its regional ecologic norm in conditions of Central Siberia and Far North should be considered those of its value which are distributed in (he zone from 1 to 1,5.