На вопросы родителей отвечает профессор Базарный №14
У моей дочки к 6-му классу выявили искривление позвоночника. Что нам нужно делать дальше? Пятницкая Ольга
Уважаемая Оля! Посмотрите на позвоночник дочери во время сидения и писания. В какой согбенности она пребывает? А ведь именно так проходят занятия практически во всех школах России. Каким при таком положении должен оформиться позвоночный столб? Пробился из земли по законам гравитации зелёный росток. А тут пришёл умный в своих глазах садовод и согнул его на 10 лет. Каким вырастет древо? Оно уже никогда не вырастет полноценным и здоровым. Оно на всю жизнь останется скрюченным. Наша слепота по отношению к законам развития ребёнка уже стала хуже любого преступления.
Вся трагедия с краеугольным камнем становления жизненных сил ребёнка («богом здоровья») — позвоночником — запускается с того момента, когда учителя стали вырабатывать у ребёнка учебную усидчивость. Затем эта «усидчивость» продолжается дома. Итог: «из 229 ребят 1 класса лишь у 5% имелась удовлетворительная осанка… только 4% учащихся удовлетворительно реагировали, когда их просили выпрямиться в положении стоя» (X. Сейффарт, 1980). А ведь это о детях из развитой Норвегии! А как же у нас? Зайдите не только в школу, но и дошкольное ОУ Сергиева Посада. Везде согбенные за занятиями на стульчиках детишки. Но какие они все милые! В этих условиях они не бегают, не прыгают и никому из нас не мешают заниматься своими взрослыми проблемами. В итоге, по заключению специалистов, «ежегодное обследование детей в Западном округе Москвы выявило рост сколиоза среди детей, оканчивающих ДДОУ: в 2001 году из 42 000 обследованных нарушения осанки выявлено у 87%. В настоящее время в некоторых ДДОУ количество сколиозных детишек приблизилось к 100%» («МК» от 20.03.2002
А где же так называемое родимое здравоохранение? Оно есть только в нашей ложной вере, а также в головах чиновников и политиков. А в жизни есть только лечебно-реабилитационная медицина, которая из года в год оповещает всех о великих «свершениях» в области замены негодных органов увядающего тела. Тела, взросшего в условиях педагогической «седалищной» согбенности. При этом об истинности таких «свершений» открыто заявил патриарх отечественной медицинской науки, экс-президент РАМН академик В. И. Покровский: «Всё то, что развернулось со здоровьем народа — вне медицинской философии, вне медицинских средств коррекции». Миллионы учителей и родителей день ото дня, год от года вырабатывают педагогическую усидчивость, при этом повторяя: «Движение — это жизнь!». И мы не задумываемся: две взаимоисключающие идеи в одной голове — это уже психиатрия. «Стул — одна из наибольших угроз человеческому здоровью. Два часа сидения отнимают полчаса жизни» (из сообщений зарубежной печати).
Что делать? Либо ходить по поликлиникам и лечебно-оздоровительным центрам в поиске «новейшего» целительного средства и, каждый раз разочаровываясь, ругать врачей. Либо радикально изменить условия, которые запустили нарушение развития позвоночника. А это конторка дома и в школе. Это проведение занятий в школе в режиме высокой моторно-поисковой активности тела, головы и глаз: Это специализированные зрительно-вестибулярные тренажи в классах («ЗЕВС»). Это специализированная лечебно-оздоровительная физкультура по развитию вестибулярного аппарата (качели, балет, плавание, коньки, специальный массаж, ежедневная продолжительная ходьба и т. д.). Наконец, это формирование устойчивой привычки жить с поднятой головой.
Собственными силами без радикального изменения режима учебного процесса в школе вам не справиться. Поэтому ещё 35 лет тому назад мы предложили оздоровительный режим проведения урока. В ОУ, внедривших данную систему, у детишек сколиозов нет! Эти рекомендации вошли в новый Сан-ПиН, федеральные законы, Указ Президента и стали обязательными для всех ОУ России. Однако местные чиновники с нашего молчаливого согласия их саботируют.
Уважаемая Оля! Уважаемые тысячи родителей! Мы прошли путь в 35 лет. Теперь сделайте вы хотя бы один шаг навстречу своим детям и научитесь элементарным гражданским приёмам их защиты.
Владимир БАЗАРНЫЙ