Работы учеников Базарного: влияние учебных занятий в режиме динамических поз на развитие детей
ВЛИЯНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В РЕЖИМЕ ДИНАМИЧЕСКИХ ПОЗ НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Гуров Виктор Александрович
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата биологических наук.
Научный руководитель: доктор медицинских наук В.Ф. Базарный.
Цель работы: Изучить влияние учебных занятий в режиме динамических поз на процесс морфофункционального и психофизиологического развития детей младшего школьного возраста.
Практическая ценность проведенного исследования:
1. Установлено, что режим динамических поз позволяет снизить вероятность нарушений развития зрительного анализатора, повысить уровень функциональных возможностей ЦНС, сердечно-сосудистой системы, а также снизить общую заболеваемость детей.
2. Определены основные режимные требования к проведению учебных занятий в режиме динамических поз, отработана конструкция настольной конторки.
3. Доказана целесообразность применения данного варианта динамического обучения как в условиях средней полосы, так к северного региона России.
4. Разработаны новые методы оценки состояния бинокулярного зрения (Способ оценки бинокулярного глубинного зрения./Уд.на рац. предл. N 76 от 20.09.1990 выд. ИМПС СО АМН СССР), лабильности (Устройство для определения критической частоты слияния световых мельканий./Уд. на рац. предл. N54 от 08.04.1988 выд. ИМПС СО АМН СССР), зрительно-ручной координации (Способ и устройство для
исследования зрительно-ручной координации./Уд. на рац. предл. N75 от 20.09.1990 выд. ИМПС СО АМН СССР), функционального состояния ЦНС (Способ оценки УФВ ЦНС при малом числе испытаний,/Уд. на рац. предл. N 79 от 20.09.1990 выд. ИМПС СО АМН СССР). Приставка к бытовому магнитофону для записи биоэлектрических сигналов./Уд. на рац. предл. N 56 от 08.04.1988 выд. ИМПС СО AМH СССР.
Основные положения диссертации, вынесенные на защиту:
1. Одним из ведущих факторов негативного влияния учебного процесса на психофизиологическое и морфофункциональное развитие учащихся является проведение занятий в режиме традиционной статичной позы “сидя”.
2. Проведение уроков в режиме статичной напряженной позы “сидя”, в сравнении с режимом динамических поз (чередование стоя-сидя), способствует угнетению вашейших функциональных систем организма (ЦНС, ВНС, ССС, ЗА) и дисгармоничному физическому развитию, а в итоге – росту заболеваемости.
3. Режим динамических поз – более естественный, “природосообразный” для ребенка режим, в сравнении с традиционным – статичным и напряженным. Проведение занятий в данном режиме способствует сохранению и повышению уровня функциональных возможностей важнейших систем организма (ЦНС, ВНС, ССС, ЗА) и, соответственно, снижению заболеваемости.
4. Эффективность учебных занятий в режиме динамических поз выше, если он внедряется с первого класса.
5. На начальном этапе внедрения методики динамических поз требуется тщательное соблюдение педагогом основного режимного момента – предельно-допустимой продолжительности работы в положении “стоя”.
6. Ведущим критерием в формировании соотношения продолжи тельности работы в положениях стоя и сидя является самочувствие и потребности ребенка. Лучший вариант динамического обучения – ученик меняет рабочее положение в соответствии со своими внутренними потребностями.
7. Новаторское применение методики динамических поз (по описанию в опубликованной литературе) вполне допустимо.
Новизна научного исследования:
1. В результате проведенных исследований впервые изучено влияние занятий в режиме динамических поз на:
- функциональное состояние центральной и вегетативной нерв
ной системы, вегетативный баланс; - функциональное состояние зрительного анализатора;
- функциональное состояние сердечно-сосудистой системы;
- процесс физического развития;
- общую заболеваемость младших школьников.
2. Дан подробный анализ дневной, недельной, годовой и трехлетней динамики состояния школьно-зависимых функциональных систем организма детей младшего школьного возраста.
3. Объективными методами убедительно показано положительное влияние динамического режима обучения, по сравнению с традиционным, на процесс морфофункционального и психофизиологического развития учащихся.
Выводы
1. Анализ суточной, недельной, годичной и трехлетней динамики показателей функционального состояния зрительного анализатора показал, что учебные занятия в традиционном режиме отрицательно сказываются на развитии зрительной системы. В конце учебных занятий ухудшаются показатели характеризующие состояние аппарата аккомодации, лабильности, остроты зрения. Особенно заметно негативное влияние продолжительной работы в положении сидя для детей низко склоняющихся при чтении-письме.
2. Учебные занятия в режиме династических поз положительно сказались на развитии зрительного анализатора, в том числе и детей с низкой зрительной рабочей дистанцией. Зафиксирована относительная стабилизация показателей состояния аппарата аккомодации и лабильности в течение учебного дня и недели. Отмечена устойчивая тенденция к повышению остроты зрения, меньшему сокращению области аккомодации и уменьшению количества случаев сниженного зрения в экспериментальных классах, по сравнению с соответствующими контрольными классами, в конце учебного периода года.
Анализ трехлетней динамики показателей состояния зрительного анализатора выявил тенденции к большему приросту максимальной остроты зрения вдаль, остроты глубинного зрения и меньшему количеству случаев сниженного зрения в экспериментальном классе, по сравнению с контрольным.
3. Зафиксировано достоверное повышение координаторной функции – показателей зрительно-ручной координации и статического равновесия в группах детей занимающихся в динамическом режиме, за конторками, в отличие от соответствующих показателей детей контрольных классов.
4. Анализ недельной, годичной и трехлетней динамики параметров функциональных возможностей ЦНС и скорости переработки зрительной информации выявил устойчивую тенденция к относительно большей скорости прироста показателей во время учебных занятий в режиме динамических поз.
5. Выявлена тенденция к относительной стабилизации артериального давления и вегетативного баланса в экспериментальном классе.
6. Выявлена тенденция к преобладанию темпов прироста массы тела, с одновременным снижением темпов роста детей экспериментального класса, по сравнению с контрольным.
7. Учебные занятия в динамическом режиме способствуют снижению количества пропусков учебных занятий по причине болезни и повышении индекса здоровья – количества ни разу не болевших за учебный год детей, в отличие от соответствующих показателей детей из параллельных классов.
Гуров-Влияние_учебных_занятий_в_режиме_динамических_поз_на_развитие_детей
Вы можете поддержать создание и работу Центра здорового образования им. В.Ф. Базарного:
Сбор народных средств на создание центра здорового образования им. В.Ф. Базарного