На вопросы родителей отвечает профессор Базарный №10
Моя внучка ходит во второй класс, а внук в третий, при этом оба ребёнка посещают спортивную секцию (по 2 часа, 2 раза в неделю). С нового учебного года родители хотят записать их дополнительно в хоровую студию. Насколько это полезно для детей и не будет ли для них перегрузки?
Виктор Георгиевич, г. Красногорск
Уважаемый Виктор Георгиевич! Коллективное пение для формирования любящей души ребёнка так же необходимо, как и экологически чистый воздух, вода, пища и движение для формирования здорового тела. Терапия художественным творчеством, коллективным пением и даже каллиграфическим письмом оказались самыми эффективными для оздоровления душевнобольных.
Ещё в 90-е годы по нашему предложению музыкальным руководителем ДОУ №98 АО «СЛПК» г. Сыктывкара Стрельниковой В. Л. было выполнено следующее исследование. Из детей 4-7 лет был организован хор. За основу коллективного пения была избрана песня замечательного композитора и педагога, бессменного руководителя хоровой студии «Пионерия» Струве Георгия Александровича (на слова Нины Соловьёвой) «Моя Россия». Работа над песней продолжалась в течение месяца. До и после овладения навыками хорового пения детям предлагали нарисовать в рисунках и пересказать образ «Моя Родина». То, что мы получили всех потрясло, включая самого Г. А. Струве. Приведу несколько примеров рисунков и их описания детьми до овладения навыками хорового пения.
Стас: «Родина — это место где мы живём… Там есть машина мусорка. Мне интересно, как выгружают и загружают бочки с мусором…» (цвет чёрный, коричневый).
Дима: «Я думаю, что Родина — это место, где можно жить» (цвета тёмные).
Ксюша: «Родина — это много разных городов с высокими домами и много-много людей».
Вот они, примеры информационно-депрессивного восприятия России.
А вот рисунки и представления детей о Родине после овладения навыками хорового пения в два голоса.
Ксюша: «Родина — это страна, где много полей, цветов, городов, рек, озёр и лесов. Самое прекрасное дерево в России — это берёза: она даёт людям тепло и красоту, птичкам — еду: всяких букашек и жуков. На полях много хлеба, а над полями летают бабочки и звонко поют птицы… Наша Родина — богатая страна. Она очень большая и добрая».
Стас: «Я люблю, когда светит солнце и идёт грибной дождь, летают и поют птицы. Люблю за ними
наблюдать и кормить хлебом. Я мечтаю быть главным капитаном на большом российском корабле и доставлять всякие вещи из затонувших кораблей. Хочу, чтобы Россия стала красивее и богаче, чтобы у мамы появились красивые платья и сундук с драгоценностями». Цвета везде яркие разнообразные.
Вот они примеры одухотворения чувств и преображения их в «есенинскую» любовь к России.
И ещё один пример. Известно сколько трагедий для семьи и общества приносят наркоманы. Процент исцеления в лучших клиниках — в пределах 10%. А вот в Китае нашёлся комиссар, который добился 100% исцеления наркоманов. И добился он с помощью… организации хора из наркоманов. Вывод: по коллективному требованию родителей в каждое образовательное учреждение должно быть возвращено всеобщее музыкальное и художественное воспитание, в т. ч. всеобщее коллективное пение.
Другой вопрос, что и с помощью пения можно нанести вред ребёнку, если подход будет не на основе любви и вдохновляющего мастерства музыкального руководителя, а на довольно распространённом в наше время инструктивно-программирующем принципе: «Ты должен! Так надо! Ты запомнил!».