Обречённость Запада
ВСЕГДА ПРИЯТНО ВСТРЕТИТЬ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ. Особенно там, где ты их не ждешь. Сергей Зубцов, известный российский автостопщик, несколько лет провел во Франции. Возвратившись в Россию, он написал небольшую, но весьма любопытную книжку “Как жить в Западной Европе”, где поделился своими наблюдениями и выводами.
Например, такими: “Да если бы только мышление! Есть вещи и посерьезней, то, что действительно делает современный Запад цивилизацией биороботов. Это — ярко выраженная угнетённость эмоциональной сферы, попросту её отмирание за ненадобностью. У подавляющего большинства населения стран Запада нет личности… Они пустые внутри, особенно молодежь. Когда европейцы на что-то реагируют, нет ощущения, что это реальное чувство, продукт работы реальной личности. Это лишь одна из сотни стандартных, как будто вложенных извне реакций… В западном мире всё — технология. Здесь существует только технология, и ничего кроме неё. Выросло целое поколение тех, кто не знает другой жизни, кто просто не представляет себе существование чего-то, кроме технологии. Кто даже не догадывается о наличии в мире реальной жизни, реального человеческого общения и реальных чувств. Они, как люди, не знающие о существовании живописи и художественной фотографии, люди, с рождения видевшие только поляроиды”.
И дальше — потрясающие описания! “Как будто в большинстве из них души нет, ходят только тела пустые. Нет внутреннего центра, который живет и действует, лишь тело механически движется. Биороботы. Вместо мыслей — банальные глупости с телевизора, вместо чувств — плохое их изображение. Живут на приобретенных рефлексах. Нет у них реальной любви (или наоборот, ненависти) ни к делу, которое они делают, ни к человеку, с которым живут. И это считается нормальным, другой жизни они себе просто не представляют”.
И ещё: “Искра божья покинула этот мир. Вокруг лишь толпы абсолютно машинообразных, полностью детерминированных во всех своих проявлениях одинаковых людей”. “Это мир технологий, а не творчества”.
О западных (французских) женщинах: “Даже крайне редко встречающиеся там красивые девушки обычно какие-то не такие. Пустая кукольная красота не привлекательна. Это как “пластмассовое” картофельное пюре из пакетиков. Вроде всё то же, а чего-то главного не хватает”.
О мужчинах: “На Западе давно уже резко не популярен образ мужчины, чем более вы одеждой и манерами похожи на подростка, тем лучше”.
О России: “По сравнению с Западом у нас нация относительно психически здоровая”.
О будущем: “Я просто не верю в будущее Запада. У таких людей нет будущего… Запад рухнет. И наблюдать это лучше издалека”.
Сергей Зубцов, как человек не только наблюдающий, но и думающий, попытался назвать причины, которые привели западную цивилизацию к столь плачевному результату. Он размышляет: “Пожалуй, что это всё-таки не старение этноса по Гумилёву, это нечто значительно более радикальное”. Вывод его таков: “Похоже, что абсолютная власть толпы на фоне постоянных манипуляций ее же сознанием как раз и взрастила цивилизацию биороботов”. По мнению Зубцова, всему виной так называемый “социализм”, западная уравниловка, плюс целенаправленная промывка мозгов — это и сделало “цивилизованное общество” столь механистичным. Впрочем, тут автор вступает сам с собой в противоречие — в США, конечно же, нет никакой уравниловки, а приметы общества биороботов, как считает он сам, выражены там еще ярче. В чем же тут дело? Где скрываются причины “расчеловечивания человека”? И можно ли поставить барьеры на пути этой беды?!
ДЕСЯТЬ ЛЕТ НАЗАД МНЕ ДОВЕЛОСЬ ПОЗНАКОМИТЬСЯ с доктором медицинских наук, профессором Владимиром Базарным. И, оказалось, что приметы “омертвения жизни” и “расчеловечивания человека” он изучает уже ни один десяток лет. Многим явлениям учёный сумел дать строгое научное объяснение. Речь идёт о великой опасности, которая подстерегает безалаберное человечество — и глазом не успеем моргнуть, как “Запад рухнет”. Наблюдать это лучше издалека. А ещё правильней — помочь и себе, и Западу.
Владимир Базарный — не только последовательный критик ныне существующей образовательной системы, но и создатель своей собственной, аналогов которой в мире просто нет. Его научная теория блестяще подтверждена экспериментальными данными — в Красноярске, Республике Коми, в Ставропольском крае, в Москве. К новой образовательной системе разработана технологическая база, запатентованы изобретения… Но сначала попробуем разобраться, почему Базарный столько времени воюет с современной школой, с этим гигантским социальным инкубатором, в основу “чертежа” которого легла дидактика масона Яна Коменского.
В Сергиевом Посаде Владимир Базарный руководит научно-внедренческой лабораторией. Исследованиями, выполненными под его руководством Мариной Ненашевой (1995-1998 гг.), установлено, что при существующей методике обучения только за первые три года начальной школы пространственно-временные параметры воображения у детей уменьшаются в 2 раза. Целостность мира “падает” в 4 раза, а творческое воображение “скукоживается” вдвое. При этом информационная программируемость и формализм в мироотражении возрастают у детей в 3 раза!
Ну и как?
“К сожалению, мало кто сегодня осознает: убить творческое воображение — значит убить прогностическое мироощущение, а в целом убить духовную сущность человека, — считает Базарный. — Если человек теряет крылья мечты и фантазии, то он возвращается к рефлекторно-инстинктивному типу жизни, а в итоге, в той или иной мере к животному состоянию”.
Философ Б.П. Вышеславцев говорил, что “сущность души есть творчество”. То, что сущность творчества — воображение, известно всем. Что значит за три года обучения вдвое “загасить” творческое воображение?! Это значит — наполовину обворовать душу ребенка. Существование души, после того, как ее физики-атомщики “взвесили”, признают даже атеисты. Так что же, наша школа — “душеубийца?!”
У каждого нового поколения, по данным Базарного, нейрофизиологический механизм творческого воображения “демонтирован” на 1/3. Родина Просвещения — Западная Европа и, конкретно, Франция. Сергей Зубцов пишет: “С каждым годом французы все больше и больше становятся биороботами. Помимо этого заметно расползание данного явления от центра европейской цивилизации к окраинам. Лидируют, конечно же, США. В Европе лидеры — ведущие страны Европейского сообщества. На окраинах Европы этого пока меньше. В Италии люди живее, причем, чем южнее, тем живее. Изредка встречаются почти нормальные итальянцы, но изредка. В их глазах иногда видны следы разума и чувств. После долгой жизни во Франции поездка по Италии отчётливо улучшает настроение”.
ВЫВОДЫ, СДЕЛАННЫЕ БАЗАРНЫМ, КОНЕЧНО, весьма “малокомфортные”. И современному человеку, особенно городскому, с ними трудно смириться и согласиться. Но задумаемся: почти вся наша жизнь, “от рассвета до заката” проходит в “великом сидении” — в офисе, в машине, у телевизора… А этому предшествовало 11 лет школьной согбенности (плюс пять лет высшего образования для наиболее продвинутых). Но “человек разумный” как вид состоялся только в труде и в движении! Понятно, что замена движения на неподвижность должна потребовать от “цивилизации” неизбежной расплаты. Тем более, что эта замена происходит в школе и сугубо насильственным путем.
Для каждого здравомыслящего человека очевидно, что поступление ребёнка в первый класс есть переход от естественной “двигательной” жизни к совершенно неестественной — обездвиженно-сидящей. Теперь ребёнок (растущий организм!) должен резко, в несколько раз, ограничить свою активность. Раньше малыш познавал мир в живых образах, цельности и многообразии — теперь он должен сосредоточиться на абстрактных символах (цифрах и буквах). Прежде его оценивали по нравственной шкале, обращаясь к его душе и чувству. Теперь он должен соответствовать некоему шаблонному “стандарту” формальных требований.
Писатель Гарин-Михайловский в своей замечательной повести “Детство Тёмы” оставил нам нелицеприятный, но правдивый портрет гимназии, в которой ему довелось учиться: “Всё основано на форме, на дисциплине, на страхе старших не уронить как-нибудь своё достоинство, но из-за этого достоинство ребёнка ни во что не ставится и безжалостно попирается на каждом шагу нашими педагогами”. С тех пор минуло больше века, но жесткие рамки системы Коменского, по большому счету, остались прежними. И вот уже современный исследователь, историк Артем Ермаков в работе “Неживая среда обитания” размышляет: “Мало ставить вопрос, каким будет ребенок, сформировавшийся в условиях ограниченного движения и человеческого общения в закрытом пространстве. Нужно еще понять, кем он будет?”
И, действительно, что же мы имеем “на выходе” из школы? Владимир Базарный утверждает: “Поскольку такой режим длится изо дня в день на протяжении всего периода взросления, в итоге мы получаем генетически “секвестрированную”, обезволенную, инфантильную конституцию людей”. А в обезволенном теле неизбежно поселяется паразитический дух…
НА “КРУГЛОМ СТОЛЕ” ПО ПРОБЛЕМАМ ДЕМОГРАФИИ депутат Александр Гуров заявил: в России уже 80 % преступлений совершается людьми с психическими отклонениями. Правонарушители вменяемы, но преступность становится биогенной! С точки зрения медицины, и Чикатило был “нормальным”. Но сколько “весила” его душа? И можно ли Чикатило назвать человеком?
Газетные криминальные хроники малых и больших городов неустанно сообщают о “чернухе” и насилии. Кто виноват? Реформы? Экономика? Чубайс? Безусловно, огромная доля ответственности лежит на алчных и беспринципных космополитах — никогда социальная несправедливость и цинизм, возведенные в ранг добродетели, не способствовали оздоровлению общества. Но не будем забывать, в экономически и политически стабильные 70-80-е годы ХХ века рост психических отклонений составил 1200 % (!), достигнув к 1989 году критического для выживания народа уровня — 45%. Надо ли удивляться безумию наших граждан, разрушивших СССР?!.. И каков же уровень нравственного здоровья в “цивилизованных странах”, если, как пишет Сергей Зубцов, “по сравнению с Западом у нас нация относительно психически здоровая”?!
В 1953 году, незадолго до своей смерти, русский философ Иван Ильин написал три статьи под общим заглавием “О воспитании в грядущей России”. Удивительная прозорливость! Ильин писал: “Грядущая Россия будет нуждаться… не просто в “образовании” (ныне обозначаемом в Советии пошлым и постылом слове “учеба”), ибо образование, само по себе есть дело памяти, смекалки и практических умений в отрыве от духа, совести, веры и характера. Образование без воспитания не формирует человека… Новой России предстоит выработать себе новую систему… воспитания и от верного разрешения этой задачи будет зависеть ее будущий исторический путь… Россия выйдет из того кризиса, в котором она находится, и возродится к новому творчеству и новому расцвету — через сочетание и примирение трех основ, трех законов духа: свободы, любви и предметности. Вся современная культура сорвалась на том, что не сумела сочетать эти основы и блюсти эти законы”.
Далее Ильин последовательно раскрывает означенные понятия. В частности, он говорит об азбуке предметного воспитания: “…Вне ее всякое вообще образование мертво и формально. Самое важное, что должна дать человеку семья и школа — это предметно открытый взор, предметно живое сердце и предметно готовую волю”. Ильин практически совершенно точно предугадывает ту азбуку предметности, которая будет применена в системе Базарного. Разумеется, не в технологическом, а в философском плане.
МЫ ГОВОРИМ: ДУША, БЕЗДУШНЫЙ ЧЕЛОВЕК, душевнобольной, ловцы человеческих душ… Василий Фёдоров писал: “Всё испытав, / Мы знаем сами, / Что в дни психических атак, / Сердца, не занятые нами, / Не мешкая займет наш враг”. Чего только не узнало человечество за последнее сто лет! И мобильный телефон, и телевизор, и памперс, и фитнес, и лучшее средство от депрессии — шопинг… Но вопросы: бессмертна ли душа и как её сберечь? — остаются открытыми. Во всяком случае, ответы на них для большинства представителей человечества далеко не бесспорны.
Рождается ли человек с уже “готовой” душой, или её надо “растить”, развивать? Как человек “теряет душу” или становится “душевнобольным”? Какие мотивы движут “ловцов человеческих душ”?
Вряд ли кто сегодня, кроме верующих людей, возьмется однозначно ответить на эти вопросы. Но некоторая “информация к размышлению” у нас есть.
Исследования лаборатории Базарного доказали, что главным фактором, поддерживающим здоровье и психику ребенка, является работа коллектора чувственно-образной памяти (проще говоря, души). В основе этого механизма (звучит недостаточно возвышенно, но физиология — наука строгая) находится образный и моторный синтез. Подвижность ребенка, которую взрослые воспринимают как досадную “невоспитанность”, есть на самом деле врожденная устремленность к формированию этого чувственно-моторного “модуля” (т.е. души).
Базарный тут не открыл Америки, он продолжил разработку идей выдающегося русского физиолога Ивана Михайловича Сеченова. Исследования Базарного показали, что в ограниченном, сжатом пространстве, в “бетонном тупике” кабинета, в “тридцатисантиметровом тупике” учебной книги воображение ребенка начинает угасать. Движение есть жизнь. Несвобода системы Коменского есть рабство: “В результате мы наблюдаем переход с внутреннего мыслетворения, основанного на воображении (озарении, прозрении) на внешнее инструктивно-информационное психопрограммирование. У детей теряются способности к рождению собственных мыслей. На смену ему приходит интеллект психопрограммируемый, то есть зомби-интеллект”.
И далее: “Доказано: информационный интеллект отключен от самого главного, что делает нас людьми — от внутреннего коллектора чувственно-образной памяти (души — на христианском языке). Вербальный интеллект отрешен от жизни абстрактно-виртуальными способностями, которые требуют “пожирания” все новых и новых порций готовой информации. Вербальный интеллект — живой паразит, который может потреблять в неограниченных количествах рожденную другими информацию, это живая психопрограммирующая машина”.
Миллионы людей с готовностью “пожирают” рожденную другими (немногими, такими же психозависимыми индивидами, но с большими способностями в той или иной области) информацию — телепрограммы, компьютерные игры, мусор массовой литературы, низкопробную поп-музыку, бесстыжий пиар, грубую политпропаганду. Многие догадываются, что это духовный “Макдоналдс”, отрава, и — не могут остановиться… Зомби-интеллект лишен воли.
В СВОЁ ВРЕМЯ, ТЕОРЕТИЧЕСКИ ОБОСНОВЫВАЯ методику образования для современной цивилизации, Ян Амос Коменский назвал ее “машинной дидактикой”. А учителя он называл не иначе как “дидактической машиной”. Коменский пишет: “Естественность образования так велика, потребность в нем настолько присуща человеческой природе, что процесс образования, при надлежащем искусстве, может превратиться в машинно-образную деятельность. Все в обучении пойдет так же беспрепятственно, как идут часы, приводимые в движение гирями; так же привлекательно и приятно, как привлекательно и приятно смотреть на самодействующую машину в том же роде; наконец, с такою же верностью, какую можно встретить во всяком подобном, искусно сделанном приборе. Итак, во имя Всевышнего, попытаемся дать школам такое устройство, которое точнейшим образом соответствовало бы часам, устроенным самым искусным образом и роскошно украшенным разнообразными приспособлениями”.
Заметим, что Коменский считал свой метод универсальным для воспроизводства интеллектуально-духовных способностей у людей: “Такая выработанная дидактическая машина может быть применяема ко всему, чему где-либо учат, будет ли то в школах или вне их, к учению в церкви, дома. Повсюду, и притом с безошибочным успехом”. При этом великий масон произносил многозначительную фразу: “Только так мы придем к нашей цели, по иному — никогда”.
Школа, живущая по законам Коменского, пропускает через себя миллионы юных граждан. Каждое поколение она учит смотреть на мир чужими глазами. Не потому ли видный немецкий ученый Вейсмантель утверждает: “Открытие скрытых в ребенке, еще неисследованных творческих сил будет иметь большие последствия, чем открытие расщепленности атома”.
ОСНОВУ ЛЮБОЙ “ОБЩЕСТВЕННОЙ МАШИНЫ” — ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЛИ, юридической — составляют люди. Фундамент этих механизмов зиждется на плечах десятков тысяч чиновников, мелких клерков, погруженных в ад казенных бумаг — указов, распоряжений, законов, предписаний… Чтение и производство такого вида “мёртвого слова” не менее губительно для живой души, чем телесатанизм или расчетливое глумление некоторых печатных СМИ. Невозможно передать чувства тоски, скуки и бессмысленности жизни, которое охватывает нормального человека при погружении в эту формализованную, полную условностей среду. Да, конечно, взрослому человеку ко всему можно привыкнуть и притерпеться. Но не случайно продолжительность жизни наших чиновников не больше, чем у “простых смертных” — от умирания души не помогают преимущества госслужбы (высокая зарплата, пенсия, льготы, спецобслуживание). Природу не обманешь.
Остается только удивляться феномену “нации юристов”, которая получает наслаждение от формализованного слова и крючкотворства. Интеллект с отрешенными от жизни абстрактно-виртуальными, операционно-расчетными способностями получает у этого “богоизбранного народа” свой небывалый рассвет (почему — это вопрос, на который пусть ответят профессионалы). Надо ли удивляться, что технологии правят миром?!
Но вернемся к школе. В свой фундаментальной работе “Школьный стресс и демографическая катастрофа России” Владимир Базарный пишет: “Процесс слома и угасания живого интеллекта происходит очень болезненно, а нередко и трагически для детей. Дети ощущают нарастание некоей отрешенности (“изгнанности”), они начинают страдать от тоски, одиночества, тревоги, эмоционального охлаждения. Если бы учителя, психологи, родители заглянули не в их биомашинный информационный интеллект, а в души, то испытали бы настоящий шок. Выполненными под нашим руководством исследованиями установлено, что 90-95% современных школьников в той, либо иной степени погружены в вышеописанные душевные страдания”.
Ещё бы! Разве могут быть маленькие рабы счастливыми в тисках неволи?! Тем более, что уже после первого года обучения у 60-70 % детей выявляются психические отклонения (данные из письма Минобразования РФ).
Французский ученый Фарис в 1937 изучал психические заболевания среди коренных жителей Банту в Конго. Он писал, что никто из медицинского персонала четырех больших госпиталей не помнит о таких больных. Но стоило африканцам приобщиться к цивилизации, как плоды ее, в буквальном смысле, пали на их головы. В одной только Ньясдленской психиатрической больнице, по данным английских исследователей, было выявлено 84 психических больных, из которых явная шизофренизация наблюдалась у 30. Причем была установлена четкая связь между уровнем их европейского (книжно-сидячего) образования и выраженностью шизофрении…
НО ЧТО НАМ АФРИКА! ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПЕДИАТРЫ УЖЕ многие годы обращают внимание на увеличение у школьников щитовидной железы. По данным академика А. Баранова, именно йододефицитные состояния привели к росту психических заболеваний на 27 % за последние пять лет.
Причину медики (а также фармацевты и производители различных биодобавок — ничего не поделаешь, бизнес!) видят в одном: недостаток йода в воде и пище. Между тем, еще в позапрошлом веке доктором Гильом из Нефшателе был описан “школьный зоб”, выявленный у 414 учащихся из 731. На подобный факт обратил внимание и Д. Писарев в своей знаменитой статье “Школа и жизнь”.
А теперь самое главное: исследования, проведенные в Сергиево-Посадской научно-внедренческой лаборатории, показали: степень выраженности зоба у школьников прямо пропорциональна той напряженности ребенка, которую он испытывает при чтении-письме в современной школе.
Одним из последствий систематического воздействия стресса (и не только) является истощение (“выгорание”) нервной энергии, сопровождающееся увеличением щитовидной железы. Массовый рост “школьного зоба” — грозный симптом надвигающейся на нас видовой катастрофы, обусловленной чуждой природе ребенка методикой образования, дидактогенными стрессами и, как следствие, истощением (“выгоранием”) энергоинформационных ресурсов жизни.
И еще о ловцах душ: “Ибо между народом Моим находятся нечестивые; сторожат, как птицеловы, припадают к земле, ставят ловушки и улавливают людей… Как клетка, наполненная птицами, дома их полны обмана; через это они возвысились и разбогатели, и сделались тучны, жирны, преступили даже всякую меру во зле, не разбирают судебных дел для сирот, благоденствуют и справедливому делу нищих не дают суда. Изумительное и ужасное совершается в сей земле. Пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют посредстве их, и народ Мой любит это. Что же вы будете делать после всего этого?” (Кн. Пр. Иеремия, гл.5, ст.26, 27,30,31).
НО, МОЖЕТ БЫТЬ, НЕ ВСЁ ТАК ПЛОХО И… ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА?! Есть у нас и умная, патриотичная молодежь, и толковые ученые, и солнце за окном, и комфорт “устоявшейся цивилизации”. Чего же боле?
Однако вспомним: когда и где мы в последний раз видели молодых людей с идеальной осанкой, уверенно, что называется, шагающих по жизни (особенно парней)? Ну, разве что на чемпионате мира по гимнастике! Или в кадрах кинохроники 30-х годов прошлого века — это были первые поколения всеобуча, более крепкие генетически, и природа их успешно сопротивлялась давлению “вербального интеллекта” и “машинной дидактике”. Или среди лиц этнических бандформирований. А сегодня зрелость детей перед поступлением в школу по сравнению с 80-ми годами снизилась в два раза (по официальным данным), уровни учебной нагрузки завышены (в гимназиях и лицеях до восьми раз). Зато уровни физической активности детей в 2,3 раза ниже минимально необходимых!
“Обездвиженность жизни” приводит к снижению мышечной силы у детей на 18 % и жизненной ёмкости легких на 15 %. Не будем забывать: лёгкие — это энергия. А если ещё принять во внимание количество курящих молодых людей (и девушек в том числе), то можно представить, какие это “энергичные люди”. В лучшем случае — озабоченные карьерой и личным успехом. В худшем — инфантильно-равнодушные. И, между прочим, в этом нет их вины. Это беда и вина взрослых, устроивших им вот такое счастливое детство. Обреченные на горбы — за последние 10 лет число школьников, страдающих сколиозом, выросло ровно в 10 раз. А если позвоночник “гармошкой”, то, естественно, что многие внутренние органы и другой “костяк” деформированы. В результате более 30 % девушек и 50 % юношей имеют заболевания, которые могут им помешать стать здоровыми родителями. И тут никакое денежное “взбадривание” в рамках нацпроекта не поможет — рожать будут представители тех народов, которые прошли меньшую выучку в “школе Коменского”, т.е. кавказцы и азиаты. Во-первых, у них больше здоровья — они не перегружали душу “вербальным интеллектом”, во-вторых, у них иные ценности — связанные с жизнью, а не с виртуальной реальностью, где в большинстве своём пребывают люди с зомби-интеллектом.
Итак, Запад обречен — “цветные волнения” во Франции лишь предвестники данного процесса. Ягодки впереди… Обречена ли Россия? Или мы пока находимся на зыбкой грани, позволяющей нам не только в полной мере оценить опасность грядущего торжества “цивилизации биороботов”, но и совершить некие волевые усилия по наведению моста через бездну?..