Стой! Учить буду!
В этих школах ребята стоят за конторками и пишут перьями. Для мальчиков и девочек существуют раздельные классы. Что это — возврат на двести лет назад на машине времени? Нет, это одобренная Минздравом РФ уникальная здоровьесберегающая система обучения. По ней работают свыше тысячи школ и детских садов в России и ближнем зарубежье. Идея и научное обоснование принадлежат академику РАН, доктору медицинских наук Владимиру Базарному.
За годы своего существования его методика дала ошеломляющие результаты — 95% детей в процессе учебы не только сохранили, но и укрепили свое здоровье. В чем секрет этой системы, “МК” рассказал сам академик Базарный.
Известно, что в обычной школе детей заставляют часами сидеть в одной позе, склонившись над партой. Наверное, все наши читатели помнят, как на малейшее движение тут же следовал жесткий учительский окрик типа “не вертись!”.
“Подавление свободы движения мешает здоровому развитию детей, — уверен Владимир Базарный. — И что мы видим в итоге? Уже после первого года обучения у 60—70% малышей выявляются пограничные психические отклонения. К выпуску почти все школьники имеют проблемы с позвоночником. Как точно отметил президент Путин, в школу дети приходят зелеными, а уходят синими”.
Еще в советское время исследования показали, что порядка 95% материала детям неинтересно по той причине, что он подается отдельно от эмоций и чувств. И мозг такие “знания” просто отторгает. Система же Базарного построена на раскрепощении. Во время уроков дети периодически меняют позы (стоя, сидя и даже лежа). Ученики стоят на массажных ковриках, за специальными конторками. Наглядные пособия развешаны по четырем стенам и даже на потолке.
“Помните, как было у Райкина? “Зачем балерина вертится просто так, приделать бы ей динамо-машину”. У детей страсть к постоянным движениям. К ним мы и подключили сам процесс обучения, — объясняет Базарный. — А в обычных школах ребенка заставляют сидеть на месте часами”.
Помимо того, что каждый урок в школах, где учатся “по Базарному”, по сути, одновременно и физкультура, ребята занимаются физ-рой каждый день.
Одна из самых необычных особенностей его системы — чистописание. Как и многие поколения предков, школяры используют для письма не ручку, а перо и чернила.
“Наши дети пишут в ритме биения сердца. Только так они не устают и не вредят здоровью. Поставить такой почерк очень трудно — сложнее, чем научить играть на музыкальном инструменте. Ребята учатся этому 3—4 года”, — комментирует Базарный.
Общеизвестный факт — к первому классу девочки на два года опережают мальчиков в развитии. При смешанном обучении девочки начинают доминировать, идут по пути “амазонок”. А мальчики не могут приобрести волю, мужество, лидерство. Стать настоящими защитниками и отцами. И тут Владимир Базарный и его последователи вновь поступили по принципу “Все новое — это хорошо забытое старое”. Классы вновь разделили по половому признаку. Первой в Москве (18 лет назад) все эти изменения приняла школа №760.
Владимир Гармаш, директор школы №760:
“Как вас приветствовал учитель, входя в класс? “Здравствуйте, дети!”? Но ведь это неправильно! Даже в первом классе за партами сидят не дети, а мужчины — будущие защитники Отечества рядом с будущими матерями. Когда в нашей школе преподаватель заходит в “мужской” класс, он говорит: “Здравствуйте, юноши!”, в “женский” — “Здравствуйте, девушки!” Такой подход мне кажется единственно верным.
Разумеется, забота о здоровье не отменяет учебы, более того, многие предметы у нас изучаются углубленно. Дело не в самих уроках, а в том, каким образом даются эти знания. Ведь как в обычных школах? Например, письмо шариковой ручкой, при котором рука все время напряжена, по данным ряда медицинских исследований, отнимает 6—8 лет жизни. Когда детей заставляют читать на скорость, у них в мозгу не возникают образы. Как можно воспринимать великие литературные произведения просто как информацию? Мы же стараемся дать ребятам знания через чувства, эмоции и переживания”.
На третий год обучения “по Базарному” ученики 760-й перестали пропускать по болезни занятия. Мальчики стали заметно выше — к выпуску средний рост молодого человека составил 182 см (благодаря стоянию за конторками дети равномерно растут весь год, а не только летом). Несмотря на то что школа расположена в экологически неблагоприятной полосе (между МКАД и Ярославским шоссе), здоровье учеников лучше, чем в самых чистых регионах или элитных “новорусских” гимназиях. Все прекрасно учатся и готовы поступать в институт без репетиторов.
Владимир Базарный не против использования ребятами высоких технологий. Но, разумеется, не с такого раннего возраста и не в таком количестве, как сейчас.
“Компьютер можно осваивать только после завершения периода полового созревания. И заниматься за ним нужно не более одного часа в день. Но что мы видим в реальности? Экран монитора становится для детей спутником их развития, образом их жизни. А это постепенное перерождение духа и интеллекта, — считает академик. — Мы предложили детям выбрать, какой цветок им нравится больше — настоящий или искусственный. Ребята, еще не успевшие провести много времени перед компьютером, выбрали живой. Те же, кто до этого много сидел у его экрана, все как один взяли цветок мертвый, искусственный. Наши специалисты занимают первое место в мире по программированию только потому, что они сперва научились “нажимать” на свой мозг, а потом уже на клавиатуру, а не наоборот. Кстати, в технологически продвинутой Японии в детских садах и начальных школах уже отказываются от использования компьютеров”.
Отличия “системы Базарного” от обычных методик обучения:
•Мальчики и девочки учатся отдельно друг от друга.
•Для письма используются перья и чернила.
•Вместо парт стоят конторки, под ногами — массажные коврики.
•Ученики меняют позу в течение занятия.
•Учебные материалы развешаны по всем четырем стенам и потолку, поэтому головы у детей подняты, да и вертеться не возбраняется — это просто необходимо.
•Вся информация подается учителями в контексте чувств и эмоций.
•Физкультура почти каждый день.
•Компьютер осваивается только по завершении периода полового созревания.
СПРАВКА:
Владимир Базарный родился в 1942 году. Хирург высшей квалификации — провел свыше 6000 операций у детей. В 1977—1991 годах руководил единственной в стране лабораторией возрастной физиологии органов чувств при НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН. С 1991 года возглавил Научно-внедренческую лабораторию физиолого–здравоохранительных проблем образования администрации Московской области (г. Сергиев Посад). Отличник здравоохранения. Почетный работник образования. Выпустил 8 книг, свыше 150 статей.