Опыт раздельно-параллельного обучения в государственной школе
Школа №106 Приморского района – одна из старейших школ города. Согласно архивным документам, годом её основания является 1900 год. В ней обучались дети рабочих и служащих Механического завода “Людвиг Нобель”
Отличительной особенностью школы №106 явилось раздельное обучение мальчиков и девочек. Такой гендерный подход к обучению положен в основу успешного постижения знаний. По мнению руководства школы, совместное обучение мальчиков и девочек ведет к снижению дисциплины, что сказывается на результатах обучения. Кроме того, имеются существенные различия в восприятии нового материала мальчиками и девочками. Если первые воспринимают все с первого раза, то для девочек нелишним является повторение информации.
В школе практикуют раздельное обучение мальчиков и девочек, наряду со смешанными классами. На уроках используют современные технологии, не боясь экспериментировать. Недавно появился педагог-психолог, который помогает учителю-предметнику.
Светлана Чалая, педагог-психолог: “На уроки я прихожу посмотреть, как у нас климат обстоит, как обстановка на уроке, как общение учителя с учениками происходит, может какие-то трудности возникают.
Работая под девизом: “Обучаем раздельно, воспитываем вместе!”, несколько лет подряд наша школа реализует раздельно – параллельное обучение: в нашей школе есть классы мальчиков, классы девочек и классы совместного обучения.
Обращение к гендерному аспекту в образовании в нашей стране, как и в странах Европы, Австралии, США, вызвано существованием целого спектра острейших и взаимосвязанных проблем, среди которых:
- ухудшение состояния здоровья школьников;
- низкий уровень реальной академической успеваемости детей;
- унификация полов и нарастание неадекватных форм поведения среди детей независимо от гендерной группы;
- ослабление позиций института семьи в воспитании детей, слабая ориентация молодёжи на создание крепких семей;
- увеличение количества беременностей среди несовершеннолетних девушек.
Разрешение этих проблем – не просто узкопредметная задача педагогики, но и стоящая перед всем обществом метапредметная задача – решение демографической проблемы и сохранение государственности.
- Мальчики рискуют, девочки стараются
- К моменту поступления в первый класс мальчики и девочки сильно отличаются друг от друга и по развитию, и по способностям.
- Мальчики более склонны к риску, они предпочитают поисковую работу, а не аккуратное выполнение уже известного задания. Они претендуют на роль лидера и меньше зависят от чужого мнения.
- А девочки добросовестно относятся к учебе, безоговорочно подчиняются учителю, готовы сотрудничать друг с другом и со взрослыми.
- Речь у мальчиков к семи годам беднее, чем у девочек, да и пальчики не такие ловкие. Поэтому пишут мальчики в массе своей в первом классе хуже и неряшливее девочек. Зато у них сильнее развито пространственное представление. Поэтому мальчики чаще решают геометрические задачи с помощью пространственных методов: они мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одну на другую. А девочки, в том числе и учительницы-женщины, обозначают углы и стороны буквами и дальше оперируют буквенными символами и шаблонами-теоремами.
- У девочек показатель работоспособности обычно высокий прямо с первого класса. Таким он и сохраняется всю младшую школу. А мальчики по работоспособности догоняют девочек только к третьему классу.
- У мальчиков и девочек свой путь взросления, поэтому и стратегия обучения, и поведение учителя, и атмосфера в классе для них должны быть различными. Тогда дети обучаются быстрее и с меньшим напряжением.
Робких становится больше
Учеба в школе – это стресс для всех. Она напрягает не только нервную систему, но и системы кровообращения, пищеварения. Но наблюдения физиологов показали, что девочки, которые учатся вместе с мальчиками, и девочки, которые учатся в классах без них, реагируют на учебные нагрузки по-разному.
В смешанных классах проблем с артериальным давлением у девочек почти в 2 раза больше, а проблем с пищеварением больше в 1,5. Все дети, когда идут в первый класс, от новых, “взрослых” нагрузок худеют. А во втором полугодии опять начинают расти и набирать вес. Так вот, барышни из “девчачьих” классов по сравнению с девочками из смешанных в 4 раза меньше теряют в весе в первые месяцы учебы.
Все дети к концу уроков устают. Но если каждая вторая девочка из смешанных классов устает уже после третьего урока, в девичьих классах утомившихся к середине занятий – единицы.
А есть еще и такой показатель, как индекс пропуска уроков по болезни. Сначала все младшеклассники часто болеют простудами. А к третьему классу уже реже пропускают уроки. В смешанных классах этот показатель от первого к третьему году обучения становится в 1,5 раза лучше, а в девичьих – лучше в 5 раз!
Девочки поступают в школу с определенным уровнем робости – все-таки слабые создания! В девичьих классах процент робких с годами уменьшается больше чем вдвое. Уменьшается процент и совсем пугливых, которым чуть скажешь построже, а они в слезы. А в смешанных классах с годами пугливых, неуверенных в себе становится больше!
В мужских классах лучше растут
А что происходит со здоровьем мальчиков, когда они учатся отдельно от девочек?
Раздельное обучение в экспериментальных школах показало любопытные результаты. Мальчики, вышедшие из “мужских” классов, по росту оказываются выше своих ровесников: в московской школе №760 имени А. Маресьева, которая уже 18 лет ведет такой эксперимент, выпускников ростом ниже 180 см не бывает. У всех – хорошее зрение, безупречная осанка, хотя в начале школьного обучения 95% учеников имели различные ортопедические нарушения.
А вот еще пример: среди выпускников смешанных классов лицея №103 г. Железногорска Красноярского края только половина признаны годными к воинской службе, а в классах раздельного обучения того же лицея все мальчики были признана абсолютно здоровыми, причем треть из них окончили школу с медалями, то есть оказались еще и хорошо образованными.
Эксперимент расширяет выбор
Мы не призываем всех родителей срочно переводить детей в чисто “девчачьи” или чисто “мальчишечьи” классы. Да и школ, где мальчики и девочки учатся раздельно, пока мало. И вряд ли их в ближайшее время станет больше. В “мальчишечьих” классах должны преподавать мужчины, а нынешние оклады учителей не располагают к тому, чтобы образованные юноши шли работать в средние учебные заведения. Но, по крайней мере у родителей, которых волнует здоровье детей, теперь есть выбор. Так что поинтересуйтесь в местном департаменте образования, вдруг эксперимент проходит рядом с вами.
Откуда различия в психике мальчиков и девочек?
Ученые считают, что это замысел природы. В эволюции борются две противоположные тенденции: с одной стороны, природе надо сохранить то, что уже создано, закрепить у вида те признаки, которые ему нужны, передать их по наследству и, значит, сделать потомков как можно более похожими на своих родителей. А с другой стороны, прогресс предполагает дальнейшие изменения, разнообразие потомков, среди которых появится тот, кто позволит виду приспособиться к новым условиям, расширить среду обитания. Эти две тенденции воплощают в себе мужской и женский пол. Женский пол сохраняет в генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, а мужской пол, наоборот, легко теряет старое и приобретает новое, потому что что-то из этих приобретений может пригодиться в будущем, в момент возникновения экстремальных условий. Женский пол ориентирован на выживаемость, мужской – на прогресс.
Для продолжения вида нужно много представительниц женского пола. Женский пол природа “бережет”, а мужского ей “не жалко”. На особях мужского пола отрабатываются все новинки эволюции. Разброс врожденных признаков у мужчин значительно выше. Женщины как бы более одинаковы. А мужчины разные, их организм накапливает больше и полезных, и вредных мутаций. Вот, например, на 100 глухих девочек рождается 122 глухих мальчика. Дальтонизм тоже чаще встречается у мужчин. Среди детей с косоглазием, заиканием, дислексией, задержкой психического развития больше мальчиков. И логопедические группы детских садов состоят большей частью из них.
Мозг мужчины крупнее, более продвинут в развитии, но менее надежен и очень раним. При всех изменениях, и природных, и социальных, мужчины страдают больше. Но природа наделила их поисковым поведением: чтобы могли выжить, отыскав другое место обитания, где теплее и сытнее. Поэтому мужчины, и мальчики в том числе, склонны к освоению новых пространств, рискованным поступкам, они сообразительны в сложных ситуациях и умеют принимать нетрадиционные решения.
Когда прозвенел звонок, они расходятся по классам – девочки направо, в 2Д, мальчики налево, в 2М. В петербургской школе номер 106 на Черной речке – это исторический район Северной столицы – дети учатся порознь. Гендерные классы – так это официально называется на языке учебных документов.
“Совершенно разный подход к донесению материала, девочки – они воспринимают материал небольшими порциями. Нужно прорабатывать каждую деталь этого материала. Мальчишки воспринимают сразу, много. Им нужен большой темп работы, нужно все время удивлять, нужно, чтобы на каждом уроке было какое-то открытие, тогда они включаются в процесс быстро”, – рассказала учитель начальных классов школы №106 Елена Слобожанинова.
Отличия даже в мелочах. Девочкам нужно аккуратно оформить работу, они долго выбирают цвет карандашей и стараются все сделать красиво и без помарок. Если же заглянуть в тетради к мальчишкам, там неровные строчки, зачеркивания – привычное дело. По-разному ведут себя и на перемене. Здесь совсем не как в советской песне – скорее, мальчики стоят в сторонке и ходят в столовую строго по парам. Девочки – наоборот – почти не стесняются даже в присутствии съемочной группы.
“К первому классу девочки на полтора года старше мальчиков по биологическому возрасту. У девочек лучше развит вербальный аппарат. Они лучше говорят, у них лучше развита мелкая моторика. Поэтому и более успешные уроки. Мальчики отстают в этом. И мальчики остаются мальчиками – они хотят себя проявить. И они проявляют любыми другими способами, чтобы обратить на себя внимание”, – сообщил директор школы Юрий Стариков.
В школе уверяют – годы работы показали, что разделение по гендерному признаку положительно сказывается и на дисциплине, и на успеваемости. Девочки не думают о том, как произвести впечатление на мальчиков, те не дергают сверстниц за косички. Исчезает и агрессия – дети не стараются казаться другу перед другом лучше за счет более слабых. При этом раздельным такое обучение в школе не называют. Ведь только на уроках дети врозь, а на переменах и внеклассных мероприятиях – вместе.
“Гендерное обучение помогает решить проблему подросткового взросления. Ребенок не отвлекается от учебы в самый свой трудный период молодости”, – поделился мнением учитель английского языка Антон Шляков.
По сути, такая система – возвращение к опыту советской педагогики. Классы, где учатся только мальчики или только девочки, существовали в Ленинграде еще во время Великой Отечественной войны. Постановлением Совета народных комиссаров мужские и женские школы ввели в Советском союзе с 1 сентября 1943 года. Теперь регионов, где внедряют эту гендерную модель, все больше – уже свыше 500 школ по всей стране.
“У нас в первый класс вот в этом году на 1 место – 17 человек. В старом районе. При этом, подчеркиваю, мы не гимназия, мы не лицей, мы общеобразовательная школа”, – заявил Стариков.
Мы пришли к единому мнению: работа в классе мальчиков и в классе девочек не может строиться одинаково, по единому шаблону. То, что это две, совершенно разных галактики: и по физиологии, и по психологии по мироощущению уже никто не спорит. И скорость обработки информации разная, и образное мышление развито совершенно не так уж похоже. Термины, возможно, единые, а вот, что за ними стоит – можно лишь предполагать.
«Что такое хорошо и что такое плохо» – тоже не совпадает.
Мальчишки удивительно быстро воспринимают материал урока, анализируют, дают оценку и отбрасываю его как скучный, неинтересный. Говорить об одном и том же дважды нельзя, вернее повторение необходимо проводить так, словно вновь совершается открытие. При высокой скорости обработки информации мальчиков совершенно не волнуют житейские «мелочи»: аккуратность рабочего места, сохранение дисциплины, правильное оформление письменных работ…Мальчики не боятся давать ошибочные ответы, многократно ответив неверно, мальчишка непременно наткнется на правильный ответ. Им должно быть захватывающе интересно и тогда состоится урок. А это требует не только кропотливой подготовки к уроку, но и обязательного эмоционального контакта с учениками.
Работа в классе мальчиков является взаимообменом знаний, мыслей, эмоции.
В классе девочек работу можно выстроить по традиционной схеме: от простого к сложному, повторение раннее пройденного…Многократное повторение не испортит ход урока, напротив, девочкам нравиться выполнять задания «по образцу».
В классе всегда легко устанавливается дисциплина, прилежно выполняются все требовании и просьбы учителя. Идеальное рабочее место, порядок в рабочих тетрадях. Но воспринимать информацию они будут много дольше, нерешительно переспрашивать, и очень бояться ошибки. «Правильное» мнение учителя – очень важно.
Кого легче учить? Все зависит от личности учителя.
Обращения: «мальчики», «молодые люди», «мужчины» в классе мальчиков встречают одобрение. А как же иначе?
Девочкам обращение «девочки», «девушки» тоже кажется вполне допустимым, но девочке более персонифицированы. А поэтому очень любят, когда их каждую называют по имени. Звук собственного имени им очень нравится.
И девочки и мальчики любят общаться с учителем на перемене, но если разговоры девочек носят отвлеченный характер, то беседы мальчиков – деловой: им нравится серьезно рассуждать о предмете, чувствовать себя равными, достойными внимания и уважения. Иногда они демонстрируют более глубокие знания в таких вот приватных, неофициальных разговорах, чем в ходе урока.
Мальчики и девочки совершенно нормально, дружески общаются между собой на переменах, после уроков и в ходе школьных мероприятий.
Агрессивность в классах мальчиков – это очень преувеличенно…Мне кажется агрессия присуща как мальчикам, так и девочкам. Это зависит от воспитания, от нравственных ценностей отдельно взятой семьи. Какой-то особенной степени агрессии в классах мальчиков мы не видим.
А вот активность, подвижность, эмоциональность – это точно о мальчиках. Мальчик громко выкрикивает ответ: им просто некогда обдумать и поднять руку, да и кто-нибудь вдруг опередит. Тут уж не до дисциплины. Их девиз: «Быть лучшими, быть первыми».
Темп и оригинальность решений, импровизация и эмоциональность в работе у мальчиков делает преподавание в таких классах интересным, захватывающим. Они открывают мир, и ты словно сопричастен этому таинству.
Мнение учителя
С первых дней работы в классе девочек мною подсознательно были отмечены их дисциплинированность и исполнительность по сравнению с детьми смешанных классов. При работе с девочками в классе ощущаются более комфортные условия работы с точки зрения налаживания психологического контакта учителя и ученицы, контактов между ученицами. Наблюдается более спокойная рабочая атмосфера, низкий уровень конфликтности. Мне, как учителю-женщине, разрешить возникающие конфликтные ситуации сравнительно легко.
Заметно, что менее успешные девочки стараются подражать тем одноклассницам, которые успевают хорошо (даже интересы стали общие). В смешанном классе наблюдалось нездоровое соревнование между девочками, которое выливалось в негативном отношении друг к другу на глазах у мальчиков.
Изменился темп урока. Сейчас урок проводится в более размеренном темпе, а в смешанном приходилось учитывать особенности мальчиков, где темп урока должен быть более высокий и разнообразный. Новый материал обязательно подается с предварительным повторением для лучшего его усвоения. Постоянно на уроке присутствует объяснение не только моё, но и учениц. Используется больше наглядного материала. Любой работе девочек дается эмоциональная оценка с обозначением перспективы.
Учить легче девочек, но опыт показывает, что работать интереснее с мальчиками, которые постоянно требуют движения вперед.
Это огромный труд – продвигать раздельно – параллельное обучение! Вы огромные молодцы! В своей школе я работаю в двух раздельно-параллельных классах и вижу существенные изменения к лучшему в обучении и воспитании детей. Но даже в своей школе, не говоря об окружении, я чаще сталкиваюсь с критикой такого подхода. Приятно, что в данной статье данный вопрос освещен и с позиции психолога. Наш психолог считает, что раздельное обучение мальчиков и девочек повлияет на социализации. Конечно, всё от низкого уровня знаний о данном подходе и не желании расти как педагога. Ещё раз, спасибо. Ваши статьи помогают не опускать руки и дальше работать на здоровьесбережение
Согласна, очень тяжело двигать. Но дороги назад уже нет)