Возрастная и экологическая физиология органов чувств в развитии этнопедагогики
ВОЗРАСТНАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ОРГАНОВ ЧУВСТВ В РАЗВИТИИ ЭТНОПЕДАГОГИКИ
В. Ф. Базарный (Красноярск)
Исследования отделения развития сенсорных систем Института медицинских проблем Севера СО АМН СССР позволили выявить отсутствие достаточного влияния на развитие педагогики со стороны фундаментальных наук по возрастной и экологической физиологии ребенка и особенно его органов чувств. Это привело к тому, что в сегодняшней школе для народностей Севера накопился целый ряд антагонистических противоречий между традиционными (“европейскими”) конструкциями урока и, особенно, технологиями обучения и способами передачи информации и этно-экологическими особенностями восприятия, мышления и действия народностей Севера. Такая ситуация не только значительно деформировала их традиционную этнокультуру, но и серьезно надломила их физическое и психическое здоровье.
Существуют противоречия между глубокой сонастроенностью зрительного анализатора на восприятие целостных картин и пейзажей мира в условиях “широкоформатного” дальнего зрения и низкой адаптивностью к продолжительному функционированию в режиме “узкоформатного” ближнего зрения; высокой способностью к зрительно-поисковой ориентировочной деятельности в пространстве и низкой к поэлементному анализу множественностей объектов и мелких деталей в режиме ближнего зрения; высоким чувством общей координации и зрительной локализации в пространстве и низкой способностью к продолжительному выполнению тонко-координированных зрительно-ручных действий (например, графических); обостренным чувством зрительно-образного (“художественного”) мышления и относительно замедленным типом словесного (вербального) анализа; высокой адаптивностью зрительной системы к функционированию в, так называемых, фотоэкстремальных условиях и высокой ранимостью ее к продолжительному воздействию мелькающей и искусственной освещенности (экраны телевизоров, люминесцентное освещение) и другие.
Крайне неблагоприятное влияние на функциональное состояние детей народностей Севера оказала традиционная сидячая поза школьников. Установлено, что неучет школой вышеперечисленных этно-экологических особенностей восприятия, мышления и действия народностей Севера способствовал тому, что значительную часть урока дети пребывают в состоянии своеобразной сенсомоторной, психогенной и нейровегетативной напряженности. Показано, что последнее обстоятельство является основой для угнетения развития детей, в т.ч. формирования целого класса сугубо педагогических форм патологии (дидактоневрозы, нервно-психические отклонения, сердечно-сосудистые нарушения, близорукость, сколиозы и др.).
Нами внесены коррективы в организацию учебного процесса и способов передачи информации: проведение занятий в режиме панорамного зрения и зрительных горизонтов, отказ в определенной степени от традиционного книжного обучения с переходом на “экологические” принципы передачи информации; специализированные технологии овладения чтением и письмом; проведение занятий в режиме “динамических” поз и другие. Показана высокая их эффективность по сохранению и развитию физического и психического здоровья подрастающего поколения не только проживающего на Севере, но и других регионах нашей страны (Фрунзе, Украина, Белоруссия, Иваново, Владивосток, Благовещенск, Прибалтика и др.) и за рубежом.
***
АКАДЕМИЯ МЕДИЦИНСКИХ НАУК СССР
СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
ИНСТИТУТ МЕДИЦИНСКИХ ПРОБЛЕМ СЕВЕРА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЗДОРОВЬЕ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
(Тезисы докладов республиканского семинара)
26—28 ноября 1990 г.
г. Красноярск, 1990 г.