Гендерный подход в младшем школьном возрасте и особенности проявления тревожности
Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, то есть состояние душевного, физического и социального благополучия. Если ребенок находится в ситуации дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется эмоциональная сфера, что приводит к возникновению тревожности как ответной реакции на стрессовую ситуацию. Школьная тревожность — одна из острых проблем, с которыми сталкивается младший школьник в учебной деятельности. Она привлекает особое внимание педагога, потому что выступает ярким признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение со сверстниками, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.
В современной отечественной и зарубежной психологопедагогической литературе приводятся различные трактовки понятия «тревожности». В нашем исследовании мы придерживаемся следующего определения: Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге возникновения такого состояния. Тревожность — личностное образование или свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.
Рассматривая динамику развития школьной тревожности в младшем школьном возрасте необходимо отметить: набольшее беспокойство по поводу школьной жизни испытывают первоклассники. Школь-
ная тревожность первоклассника «персонифицирована» в фигурах его родителей, опасения ребенка сконцентрированы на нежелании огорчить близких ему людей. Как правило, после завершения адаптационного периода уровень тревожности нормализуется. Ко второму классу ребенок полностью ориентируется в системе учебной деятельности. В целом ко второму — к третьему классам тревожность становится существенно ниже, чем бывает в первый год обучения. Вместе с тем личностное развитие приводит к тому, что спектр потенциальных причин школьной тревожности расширяется. К числу таких причин, по данным исследований И. В. Дубровиной, можно отнести: школьные неприятности (замечания, наказания, неудовлетворительные отметки), домашние неприятности (переживание родителей по поводу успехов ребенка в школе), неблагоприятное общение со сверстниками. Последнее обстоятельство тесно связано с проблемой полов.
Проблема полов всегда интересовала исследователей. Понимание различий между мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками, юношами и девушками позволяет осуществлять дифференцированный подход к их обучению и воспитанию, а потому приобретает особую актуальность в школьном обучении. Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты считают, что в дошкольном возрасте тревожность сильнее проявляется у мальчиков. К 9-11 годам — соотношение становиться равным, а после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек. При этом тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми (ссоры, разлуки), мальчиков — насилие во всех его аспектах (см. Б. И. Кочубей, Е. В. Новикова, 1988 г.).
Кроме того, доказано, что школьная тревожность тесно связана с мотивацией учения (А.К. Дусавицкий, 1996 г.). Тревожность может выполнять в поведении и развитии личности младшего школьника мотивирующую функцию, заменяя и подменяя собой действия по другим мотивам и потребностям. У детей с низким уровнем тревожности ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо выполнить задание, сочетающееся с мотивом получения высокой отметки и одобрения. Мотив избегания неудачи присущ как тревожным младшим школьникам, так и не имеющим ярко выраженной тревожности.
Цель работы состояла в изучении особенностей проявления тревожности мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Объект исследования: тревожность и её проявление во взаимосвязи с мотивацией у младших школьников разного пола.
Предмет исследования: различия в уровне тревожности мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Наша гипотеза: следует предположить, что особенности проявления тревожности во взаимосвязи с мотивацией в младшем школьном возрасте имеют определенные гендерные различия.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были сформулированы следующие задачи:
1. Провести психодиагностическое исследование тревожности младших школьников и мотивации учащихся.
2. Выделить группы учащихся по гендерному признаку с высоким уровнем тревожности. Проанализировать сформированность мотивации в данных группах.
3. Провести сравнительный анализ особенностей исследуемых параметров в гендерных группах младших школьников при помощи параметрических критериев математического анализа.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы и методики исследования: 1) метод теоретического анализа; 2) эмпирические методы: метод диагностики школьной тревожности (Филипс), изучение мотивации успеха и боязни неудач (А.А. Реан); 3) методы обработки и анализа данных: аналитическое сравнение; методы описательной статистики; двухвыборочный t-критерий Стьюдента, коэффициент корреляции исследуемых показателей по Спирмену.
В исследовании приняли участие 107 младших школьников четырех классов, из них 53 девочки и 54 мальчика. Младшая школа является кризисным периодом в развитии детей, и многие дети чувствуют тревогу, находятся в ситуации риска, поскольку им необходимо сравнительно быстро адаптироваться к сложным условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма. Полученные в ходе работы результаты могут представлять интерес для психолога, работающего с классом выравнивания, и для педагога, обучающего этих школьников. Результаты помогут в оценке психологических трудностей детей и при составлении рекомендаций их дальнейшего обучения и развития.
Исследование позволяет выявить уровень тревожности в различных школьных ситуациях и определить, в каких именно сферах внутришкольных отношений локализуется тревожность. В данном исследовании определялись 8 факторов школьной тревожности: 1. общая тревожность; 2. переживание социального стресса; 3. фрустрация потребностей; 4. страх самовыражения; 5. страх проверки знаний; 6. страх несоответствия ожиданий; 7. низкая физиологическая сопротивляемость; 8. проблемы в отношениях с учителями. Результаты исследования тревожности представлены в таблице 1.
Факторы тревожности |
Девочки (%) |
Мальчики (%) |
||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
|
общая тревожность |
28 |
38 |
34 |
33,3 |
45,7 |
21 |
социальный стресс |
41,5 |
39,5 |
19 |
46,2 |
24,2 |
29,6 |
фрустрация потребностей |
54,7 |
34,3 |
11 |
55,6 |
27,7 |
16,7 |
страх самовыражения |
47,1 |
23,7 |
29,2 |
48,1 |
33,3 |
18,6 |
ситуации проверки знаний |
71,7 |
18,7 |
9,6 |
42,6 |
46,2 |
11,2 |
несоответствие ожиданиям |
45,2 |
29,2 |
25,6 |
44,4 |
24,2 |
31,4 |
низкая сопротивляемость стрессу |
19 |
41,5 |
39,5 |
16,6 |
53,8 |
29,6 |
отношения с учителем |
30,1 |
45,2 |
24,7 |
27,7 |
39 |
33,3 |
Выстраивая факторы тревожности в иерархическом порядке, по мере убывания, уменьшения процента выраженности по гендерному признаку (результаты таблицы 1), можно заметить, что девочкам свойственно проявление тревожности по следующим параметрам: 1) ситуация проверки знаний — выявлено у 71,7% школьниц; 2) фрустрация потребностей в достижении успеха — 54,7%; 3) страх самовыражения — 47,1%; 4) страх несоответствия ожиданиям окружающих — 45,2%; 5) переживание социального стресса — 41,5%; 6) отношения с учителем — 30,1%; 7) общий уровень тревожности — 28%; 8) низкий уровень сопротивляемости стрессу — 19%.
Анализ результатов, полученных в ходе исследования в группе мальчиков, показал иную картину проявления школьной тревожности. В иерархическом порядке факторы тревожности у мальчиков представлены следующим образом: 1) фрустрация потребностей в достижении успеха — 55,6%; 2) страх самовыражения — 48,1%; 3) переживание социального стресса — 46,2 %; 4) страх несоответствия ожиданиям окружающих — 44,4%; 5) ситуация проверки знаний — 42,6 %; 6) общий уровень тревожности — 33,3%; 7) отношения с учителем — 27,7%; 8) низкий уровень сопротивляемости стрессу — 16,6%.
Для оценки различий показателей по каждому фактору школьной тревожности в двух независимых выборках — в группе мальчиков и девочек — был использован метод корреляционного анализа. Для подтверждения гипотезы был использован параметрический метод — двухвыборочный t-критерий Стьюдента. Корреляционный анализ данных показал, что по исследуемым факторам школьной тревожности существует статистически достоверное различие. Оно прослеживается по следующим параметрам: ситуации проверки знаний, фрустрации достижения успеха, страх самовыражения и отношения с учителем. Результаты исследования школьной тревожности в гендерных группах позволяют отметить следующие особенности:
1. Проявление тревожности в ситуации проверки знаний у девочек выше, чем у мальчиков, что ярко подтверждается результатами исследования (у девочек — 71,7%, у мальчиков — 42,6%). Данный фактор тревожности характеризуется: волнением при проверке знаний, сильным волнением при ответе, переживанием по поводу перевода в следующий класс, большим волнением перед выполнением и после выполнения задания на фоне неуверенности в правильности его выполнения.
2. Переживание социального стресса у мальчиков выше, чем у девочек (у мальчиков — 46,2%, у девочек — 41,5%). Беспокойство по поводу требований к ребенку со стороны родителей и учителей чаще всего проявляется в ощущениях внутренней напряженности, выражающихся в переживаниях дискомфорта и настороженности во всех ситуациях, где необходимо взаимодействие с другими людьми.
3. Фрустрация потребностей у мальчиков выше, чем у девочек (у мальчиков — 55,6%, у девочек — 54,7%). Проявляются сильные переживания при неудаче в учебной деятельности — при неправильном ответе, неверном выполнении задания. Сопровождается состоянием тревоги, беспокойства, ригидности при встрече с трудностями в школьной жизни.
4. Отношения с учителем девочки переживают с большей тревожностью, чем мальчики. Это объясняется особенностями возрастного развития младших школьников. Для девочек более значима оценка другими людьми, в том числе и взрослыми, учителями. Случаи невнимания со стороны педагога или замечаний с его стороны девочки переживают сильнее мальчиков. По результатам таблицы №1 данный показатель у девочек составил 30,1%, в группе мальчиков — 27,7%.
По остальным параметрам корреляционной зависимости не выявлено.
Исследование мотивации учащихся проводилось при помощи методики изучение мотивации успеха и боязни неудач (А. А. Реан). Его результаты представлены в таблице 2.
|
Девочки (%) |
Мальчики (%) |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
||
Достижение успеха |
64,1 |
26,4 |
9,5 |
37 |
29,6 |
33,7 |
|
Избегания наказания |
22,6 |
45,2 |
32,2 |
35,1 |
38 |
26,9 |
Анализируя общие результаты таблицы 2, необходимо отметить следующее:
• В группе девочек мотивация достижения успеха выше, чем в группе мальчиков практически в два раза: 64,1% у девочек, 37% у мальчиков. Данный показатель коррелирует (коэффициент корреляции исследуемых показателей по Спирмену px=0. 38) с высоким показателем тревожности в ситуации проверки знаний.
• Распределение высокого уровня мотивации достижения успеха и избегания неудач в группе мальчиков неоднозначно. Если сравнивать с группой девочек, то видно: мотив избегания неудач у мальчиков выше — 35,1% (у девочек — 22,6%).
Сравнивая полученные показатели школьной тревожности с результатами мотивации младших школьников при помощи коэффициента корреляции исследуемых показателей по Спирмену, нами были сделаны следующие выводы:
• Мотивация достижения успеха в группе девочек коррелирует (px=0. 16) с такими показателями тревожности, как общая тревожность, страх самовыражения, ситуация проверки знаний. Таким образом, для девочек с высоким уровнем мотивации достижения успеха свойственно проявление беспокойства и тревоги в ситуациях проверки знаний, ответов у доски, что способствует повышению общего уровня тревожности.
• Высокий уровень мотивации избегания неудач в группе девочек коррелирует (px=0. 19) с такими показателями тревожности, как общая тревожность, переживание социального стресса, несоответствие ожиданиям окружающих, отношения с учителем.
• Мотивация достижения успеха в группе мальчиков коррелирует (px=0. 16) с такими показателями тревожности, как переживание фрустрации потребностей, страх несоответствия ожиданиям, проблемы в отношении с учителем. Таким образом, для мальчиков с высоким уровнем мотивации достижения успеха свойственно проявление беспокойство и тревоги в ситуациях неудач в учебной деятельности.
• При проведении корреляционного анализа высокого уровня мотивации избегания неудач и факторов тревожности в группе мальчиков, как и в группе девочек, нами были выделены следующие показатели: общая тревожность, переживание социального стресса, несоответствие ожиданиям окружающих, отношения с учителем.
Таким образом, мы можем утверждать, что мотивация избегания неудач и достижения успеха не полностью сопоставляется с факторами школьной тревожности, что свидетельствует о том, что тревожность является индивидуальной, внутриличностной характеристикой психологического развития младшего школьника.
Подводя итог, необходимо отметить, что гипотеза нашего исследования подтвердилась частично. Действительно, существуют гендерные различия факторов тревожности в младшем школьном возрасте. Однако нужно констатировать: результаты исследования мотивации достижения успеха и избегания неудач во взаимосвязи с факторами тревожности по гендерному признаку взаимосвязаны (взаимозависимы) лишь частично.
Полина Викторовна Шахматова, педагог-психолог
Муниципальная общеобразовательная средняя школа №13 г. Нижневартовска
РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК: НАУКА, МЕТОДИКИ, РЕЗУЛЬТАТЫ