Как научить писать, сохраняя здоровье ребёнка
Методика обучения письму детей подвергалась реформе неоднократно. В методической науке середины ХХ столетия наблюдается противоречие между двумя направлениями: поэлементного, как отрывного и буквенно-целостного, как безотрывного. До реформы обучения первоначальному письму 1968 года ученики овладевали отрывным письмом — на первых порах карандашом, а затем пером. С приемами безотрывного письма детей знакомили на более поздних этапах обучения. Основываясь на исследованиях Ф. Г. Голованова и Е. Н. Соколовой, Министерство просвещения РСФСР провело реформу обучения первоначальному письму. Суть её заключалась в следующем:
• перо заменили шариковой ручкой и, как следствие, было введено безнажимное письмо;
• упростили начертание всех букв, тем самым обеспечили идентичность строчных и заглавных букв;
• ввели безотрывное письмо букв, предполагая повысить темп письма.
Интересен тот факт, что необходимость реформы обучения письму объясняется следующим образом: «Буквы и цифры школьного письма устарели. Они не соответствуют процессу обучения, требованиям жизни, эстетическим вкусам нашего времени. Очень сложен состав элементов букв, нерациональное соединение их в целые буквы, а букв в слова. Совершенно ненужными становятся в элементах букв нажимы и волосяные линии, в заглавных буквах — различные украшения и витиеватость форм» (Ф. Г. Голованов).
Мы предлагаем рассмотреть шрифт, которым пользовались в дореформенный период. Возможно, этот шрифт и требовал небольшого упрощения, но отказ от нажима, волосяной линии и отрывного письма привел к тому, что исчезло каллиграфическое письмо, увеличилось количество дисграфических ошибок, увеличилось мышечное напряжение, что негативно сказалось на здоровье детей. О влиянии безотрывного письма шариковой ручкой подробно рассмотрено в исследованиях В. Ф. Базарного.
Многолетний опыт обучения детей письму привел нас к выводу: необходимо вернуться к отрывному нажимному письму пером. Но для обучения такому письму прописей нет, несмотря на их многообразие.
Нами были разработаны прописи для первоначального обучения отрывному нажимному каллиграфическому письму. Данные прописи составлены в соответствии с «Русской азбукой» Горецкого В. Г.
Учитывая физиологические особенности учащегося, большое место в наших прописях отводится подготовке руки ребенка. Для этого мы используем следующие виды работы:
• раскрашивание цветными карандашами;
• штриховка карандашами и пером;
• рисование пером (отрабатывается нажим и волосяная линия);
• штриховка элементами букв пером;
• дорисовка изображений некоторых предметов элементами букв.
В букварный период сохраняется письмо карандашом и происходит постепенный переход к письму пером, учитывая сформирован- ность навыка письма каждого ребенка в отдельности. В целом переход на письмо пером осуществляется к концу первого года обучения.
Для повышения интереса к процессу письма некоторые страницы прописей составлены по-разному для мальчиков и девочек. К примеру, в добукварный период девочкам предлагается дорисовать овощи на грядках, а мальчикам — столярные инструменты; предлагается штриховка пером транспорта для мальчиков, одежды — для девочек.
В букварный период тематика текстов некоторых уроков также различна.
Содержательная сторона прописей включает в себя упражнения на развитие логического мышления, орфографической зоркости, расширение словарного запаса, упражнения на предупреждение дисгра- фических ошибок.
Шестилетний опыт работы по данным прописям дал положительный результат:
• у учащихся повысилась мотивация к обучению письму;
• заметно улучшилась каллиграфия;
• уменьшилось количество дисграфических ошибок.
Марина Геронтиевна Решетняк, учитель начальных классов,
С. В. Яковлева, логопед
ГОУ средняя общеобразовательная школа-лаборатория №760 им. А. П. Маресьева.
Фильм о школе им. Маресьева и многолетнем опыте применения технологий Базарного