Совершенствование содержания начального образования в системе раздельного обучения
Наш лицей — целостный живой организм. Он растет и совершенствуется благодаря непрерывной инновационной работе. В настоящее время (2009-2010 учебный год) в Лицее 12 начальных классов — 304 ученика. Вся деятельность педагогического коллектива направлена на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающейся модели начальной школы. В своей работе мы преследуем следующие основные цели:
• развитие личности школьника — мальчика и девочки — с учетом гендерных особенностей, развитие их творческих способностей, формирование желания и умения учиться;
• воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально ценностного позитивного отношения мальчика и девочки к себе и к окружающему миру;
• освоение детьми системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности (с учетом пола ребенка и личностной направленности);
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Начальное обучение в лицее является личностно-ориентированным. Наиболее ценным мы считаем личность ребенка (конкретно мальчика или девочки). Для ребенка в нашем лицее обеспечивается комфортная среда, стимулирующая развитие через разнообразную творческую деятельность на уроке и во внеурочное время: через занятия музыкальной школы (эстетическое отделение), через участие в различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах; через взаимодействие с учреждениями дополнительного образования в городе, крае.
Значимым для нас является создание для каждого учащегося атмосферы творческого общения и ситуации успеха. Занятия в лицее проводятся в классах двух типов: смешанного обучения и раздельного.
За 20 лет (с 1989 г.) в начальной школе у нас было создано 54 класса раздельного обучения.
В лицее действует модель гендерно-ориентированного образования. У нас представлен целостный учебно-воспитательный процесс, предусматривающий три ступени обучения. Продумана вариативность образовательных услуг Лицея посредством программ развития. Выпускник, отвечающий всем современным требованиям общества, — конечный «продукт» нашей работы.
Нами накоплен немалый теоретический и практический материал по системе раздельного обучения. В его основу легли труды ученых — нейропсихологов из Санкт-Петербурга и Москвы: Т. П. Хризман, В. Д. Еремеевой, Н. Н. Куинджи (работа о психофизиологических особенностях мальчиков и девочек), В. А. Геодакяна (об эволюционной логике дифференциации полов) и других.
В педагогическом коллективе изучаются вопросы нейропедагогики, в частности, через курсовую подготовку (в 2000, 2008, 2009 гг. руководитель этих курсов — Валентина Дмитриевна Еремеева, кандидат биологических наук, заведующая кафедрой дошкольной педагогики Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования).
Постепенно в лицее, опираясь на познания нейропедагогики, мы формируем основы творческой педагогики. Учитель, хорошо понимающий ребенка (конкретно мальчика или девочку), обретает способность раскрыть творческие возможности мозга.
Педагоги, работающие в начальной школе, учат детей по развивающим программам обучения, с учетом гендерных особенностей мальчиков и девочек. Мальчики занимаются по системе Л. В. Занкова уже девятый год. Девочки — по программе «Начальная школа XXI века», уже седьмой год. Мы используем элементы здоровьесберегающих методик Владимира Базарного. Это и конторки, позволяющие в течение урока обеспечивать смену динамических поз (у нас есть по 3-4 конторки на класс), и офтальмотренажеры — для снятия нагрузки на зрение (имеются в 11-ти начальных классах).
Лицей заинтересован в сотрудничестве с коллегами. Мы открыто делимся своими наработками, своим опытом через семинары, конференции, в которых активное участие принимают учителя начальной школы. Я, работая завучем, убеждена: открыв классы раздельного обучения, мы создали ряд преимуществ.
Для ребенка раздельное обучение обеспечивает комфортную среду. Ребенок получает возможность учить те дисциплины, к которым он особенно тяготеет. Обычно мальчики склонны к физико-техническим предметам, а девочки — к гуманитарным.
Учителю такая система обучения дает возможность реализовать собственный вариант развития классного коллектива, выбрать технологию обучения, программы и нужные методики с учетом гендерных особенностей мальчиков и девочек. Еще эта система позволяет получить лучшие результаты обучения, сформировать у школьника умение выстраивать эмоционально-ценностные отношения с одноклассниками и другими людьми.
Накопленный опыт позволяет утверждать: раздельное обучение в начальной школе лицея дает возможность мальчикам и девочкам полнее реализовать познавательные способности. Учителю же позволяет оптимально использовать типы восприятия, мышления, памяти, эмоций, коммуникации, которые определяются особенностями развития женского и мужского мозга.
Мы разработали прогноз ожидаемых результатов и постепенно воплощаем его жизнь.
Учебный год |
Ко-во классов |
Количество учеников |
% успеваемости |
% качества знаний по начальной школе |
% качества знаний по классам раздельного обучения |
% качества знаний по классам смешанного типа |
2004-2005 |
14 |
336 |
100 |
73,8 |
79 |
68 |
2005-2006 |
12 |
291 |
100 |
74,5 |
78 |
70 |
2006-2007 |
12 |
279 |
100 |
74 |
75 |
72 |
2007-2008 |
12 |
290 |
100 |
69,5 |
73 |
65 |
2008-2009 |
12 |
306 |
100 |
70,5 |
72 |
68 |
Анализ качества знаний в начальной школе у девочек из классов раздельного обучения и из классов смешанного типа выявил определенные преимущества раздельного типа обучения. Для мальчиков же характерен значительный (в 2-4 раза) рост уровня успешности обучения в классах раздельного обучения в сравнении с классами смешанного типа. Радует и то, что подобные выводы справедливы и для среднего звена школы, особенно для 8-го и 9-го классов.
В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принять решения в новой ситуации. Ведь современный человек постоянно находится перед выбором. А чтобы сделать наиболее приемлемый выбор, чтобы быстро перестроиться, нужно обладать рядом способностей: анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать умозаключения. В ходе обретения этих качеств особая роль отводится образовательному старту.
На старте жизни ребенок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании.
Для решения всех названных задач в нашем лицее идет постоянное обновление содержания образования через реализацию развивающих программ.
Правильный выбор развивающих программ обучения означает для учеников хорошие современные учебники, по которым интересно, приятно заниматься, и продуманная система работы по этим учебникам, введение дополнительных предметов (в классах по системе Л. В. Занкова это информатика, мировая художественная культура, экономика), доброжелательная, дружеская атмосфера на уроке.
Правильный выбор развивающих программ обучения для учителей означает возможность получить ответы на все свои вопросы, развеять все свои сомнения, которые возникают в процессе профессиональной работы, системное единство всех учебников и программ в рамках каждого класса, четкая система повышения квалификации.
Для администрации лицея правильный выбор развивающих программ обучения воплощается в продуманной системе всей образовательной среды в начальной школе, в обеспеченности взаимосвязанными (по содержанию и методике) учебниками, в системе методической работы с учителями.
Раздельно-параллельное обучение школьников, предполагающее раскрытие индивидуальности сообразно полу, направлено не только на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, адекватного усвоения социальных ролей, но и на сохранение здоровья. Воплощение идеи гендерного образования способствует внедрению здоровьесберегающего и личностно-ориентированного подхода к обучению, развитию и воспитанию мальчиков и девочек.
В настоящее время в нашей стране входит в оборот понятие «корпоративная культура», которое означает, что в одно сообщество собираются люди идейно схожие. Идейная общность корпоративной культуры учителей начальных классов лицея основана на внедрении раздельного обучения в развернутую практику образования (в течение 20- ти лет), на общих дидактических принципах.
То, как внедряют эту культуру в жизнь наши учителя-практики, успешно и творчески решающие не только сиюминутные проблемы, но и готовые к постоянному поиску нового, прогрессивного, можно проследить через систему обобщения и распространения передового опыта учителей начальной школы лицея. Эта система год от года развивается и пополняется следующими разработками:
1999 г. Методический сборник. Школа: от возрождения — к конечному результату, от творческого поиска — к профессиональным способностям педагога.
2000 г. Методический сборник. Мальчики и девочки — два разных мира, две стратегии развития. Раздельное обучение мальчиков и девочек: опыт, поиски, решения.
2003 г. Педагогический вестник — 1. Результат научно-методического поиска путей совершенствования структуры и содержания начального образования.
2005 г. Педагогический вестник — 2. Использование на практике целостных моделей образования.
2006 г. Педагогический вестник — 3. Творческая деятельность педагогов в создании учебно-воспитательного пространства для младших школьников.
2007 г. Педагогический вестник — 4. Личность ученика и учителя начальной школы в модернизации образовательного пространства лицея № 103 «Гармония».
2007 г. Методический сборник. Раздельное обучение: от эксперимента к развернутой практике образования в лицее №103 «Гармония».
2008 г. Информационно-методический сборник. Развитие системы параллельно-раздельного обучения в лицее №103 «Гармония».
2009 г. Педагогический вестник — 5. Деятельность начальной школы Лицея № 103 раздельного обучения «Гармония»: структура работы, реализация систем и программ обучения, стратегия развития.
2009 г. Методический сборник. Опыт и перспективы пололичностного (гендерного) образования в лицее №103 раздельного обучения «Гармония».
Любовь, человечность, понимание, живой интерес — эти атрибуты образования будут первичны всегда, каких бы высот в своем развитии ни достигали технологии обучения. Образование не тождественно поглощению и накоплению информации. Оно — путь восхождения человека к гармонии с окружающим миром и со своей совестью. Учитель — носитель культуры. Поэтому, когда речь идет об учителе нашего времени, мы говорим прежде всего о социально компетентном человеке. О человеке, который обладает критическим мышлением, культурой, имеет горизонты и перспективы развития.
На протяжении всех лет мы стремимся к тому, чтобы начальная школа была желанной для каждого школьника, бережно относилась к его здоровью, его индивидуальности; была развивающей и успешной.
Лилия Дмитриевна Лущик, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Лицей № 103 раздельного обучения «Гармония»
РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК: НАУКА, МЕТОДИКИ, РЕЗУЛЬТАТЫ
Организационно-деятельностный семинар — путь к формированию гендерной компетенции учителя