Будущий учитель. Каким ему быть?
Дмитрием Медведевым подготовлена новая президентская инициатива «Наша новая школа». Она основана на трехлетнем опыте реализации национального проекта «Образование» и ориентирована, прежде всего, на поддержку лучших учителей России. Ее внедрение предусмотрено в рамках целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.
Модернизация школ России невозможна без качественных педагогических кадров. В течение двадцати лет Волгоградский лицей совместно с Волгоградским педуниверситетом, региональными органами образования успешно готовит хороших учителей.
С конца 80-х гг. в регионе остро встала проблема педагогических кадров педагогов-мужчин, особенно в сельских школах. Отвечая духу времени, потребностям народа, мы взялись за решение этой проблемы целевым путем — на базе школы-интерната был открыт мужской педагогический лицей, который взял на себя решение государственной задачи — готовить юношей из сельских школ области к педагогической профессии, воспитывать граждан своего Отечества, сельских тружеников. Основой для решения этой задачи послужила идея возрождения лучших российских традиций образования и в первую очередь — Царскосельского лицея, целенаправленно готовившего юношей для «службы государственной».
Волгоградский мужской педагогический лицей изначально существует как профильная школа, формирующая личность будущего учителя-мужчины, ориентированного для работы в сельской школе. В этом видится главная стратегическая задача, направленная на решение проблем современной России. В «глубинке» живет большая часть населения нашего государства, которая определяет социокультурный потенциал развития нашей Родины. Учитель — носитель знаний, культуры общества, человеческих ценностей. Его деятельность определяет благосостояние нации, народа, общества.
Понимая это, мы в 1988 году создали педагогический лицей — инновационную школу нового типа, осуществляющую целенаправленную подготовку будущих учителей к предстоящей педагогической деятельности.
Формирование личности будущего учителя в Волгоградском мужском педагогическом лицее проходит в неразрывном единстве обучения и воспитания. Для лицея воспитательная работа является, кроме того, системообразующим элементом. О ее гуманистическом характере говорит следующее:
• наличие собственной идеологии, центральное место в которой занимает формирование личности будущего сельского учителя;
• формирование определенного стиля жизни, в котором превалируют индивидуальный подход, динамизм, мажорный тон, позитивные ценности, чередование разнообразных видов деятельности;
• педагогически целесообразная организация жизненного пространства лицеистов, его здравотворческое обеспечение;
• гуманистический характер межличностных отношений, тесное педагогическое сотрудничество педагогов и лицеистов, когда влияние учителей опирается не на особые права, а на авторитет личности, опыт педагога.
Функционирование педагогической среды лицея изначально ориентирует молодых людей на выбор, в целом, недостаточно престижной, но весьма социально значимой профессии учителя, причем, с конкретной ориентацией на сельскую школу.
Мы убеждены в особой миссии учителя по возрождению России, так как не будет учителя — не будет школы, не будет школы — не будет села, не будет села — не будет хлеба.
На протяжении учёбы в лицее у юношей меняется не только отношение к педагогической деятельности, но и оценка мотивов выбора профессии. Это связано с формированием профессионального самосознания, представляющего собой процесс становления у лицеистов знаний и оценок педагогической деятельности. Постепенно в процессе обучения удельный вес мотивов, соответствующих сущности педагогической деятельности и специфичных для неё особенностей, у лицеистов возрастает, а мотивов внепедагогической деятельности — уменьшается.
Этому способствует система воспитания. Одно из ведущих направлений воспитательной работы в лицее — система физического развития и воспитания здорового образа жизни в быту и труде лицеистов. Ведь лицеисты — будущие проводники здорового образа жизни, способные профессионально пропагандировать его основы среди сельских жителей.
Первый критерий личности, определяющий воспитанность лицеиста, гласит: «Лицеист должен быть здоров и бодр».
Здоровьесберегающие педагогические технологии, применяемые в лицее создают условия для формирования здорового образа жизни и здравотворчества в образовательном процессе, через коррекцию поведения человека в микро- и макросоциуме, а также в природной среде. Они направлены на:
• создание сберегающей здоровье учащихся среды обучения, воспитания и жизнедеятельности;
• организацию обучения, построенного на основе индивидуальной траектории развития личности;
• экологизацию физической рекреации, удовлетворяющую биологическую потребность детей в движении;
• организацию питания, обеспечивающего полноценный рост и развитие;
• создание комфортной среды развития личности, охрану эмоционального здоровья всех участников образовательного процесса.
В лицее приобщение лицеистов к здоровому образу жизни достигается через выработку собственного стиля и системы здравотворческой учебной и самообразовательной деятельности.
В лицее предусмотрены активные занятия физической культурой и спортом, которые используются как естественное и эффективное средство сохранения здоровья и поддержания высокой работоспособности лицеистов.
Второй критерий личности лицеиста заключается в том, что он должен быть трудолюбив и скромен.
Волгоградский педагогический лицей особое внимание в воспитательной работе уделяет таким вопросам, как воспитание любви к земле, бережного, внимательного отношения к природе, окружающей среде, расширение знаний и навыков учащихся, необходимых для ее охраны и улучшения, развитие в них интереса к сельскохозяйственным профессиям, стремления овладеть навыками этих профессий. Особое место в их решении отведено опытно-практической работе на пришкольном участке, которую следует рассматривать как важнейшее звено в трудовом воспитании лицеистов, в подготовке их к будущей профессии сельского учителя. Учебно-опытная работа на пришкольном участке является важным звеном преподавания основ науки, развития у лицеистов различных познавательных интересов, способствует совершенствованию практических умений и навыков, воспитывает интерес к сельскому хозяйству.
Лицеистам необходимо строго соблюдать третий критерий личности лицеиста — он должен быть дисциплинирован, вежлив и законопослушен.
Дисциплина является формой для наилучшего достижения цели коллектива. Она — необходимое условие нормальной жизни коллектива, если стала внутренней потребностью каждого.
Дисциплинированным мы называем такого лицеиста, который всегда следует “золотому» правилу учителя, при любых условиях умеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и находит в себе твердость продолжить такое поведение до конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности.
Дисциплина в нашем понимании — это явление нравственное. Думать, что ее можно добиться при помощи каких-то специальных методов, направленных на создание дисциплины, — ошибка. Дисциплина является продуктом всей системы воспитания нашей авторской педагогической системы.
Четвертый критерий личности лицеиста обоснован необходимостью настойчиво, по-мужски добывать знания. Для этого в лицее созданы все условия: разработан оригинальный учебный план, организовано углубленное изучение предметов на основе интересов и склонностей учащихся. В лицее работают высококвалифицированные преподаватели, в основном первой и высшей категории. Активное участие в обучении лицеистов, особенно по профильным предметам, принимают ученые и преподаватели Волгоградского государственного педагогического университета. Особое место в обучении отводится изучению русского языка. Владение речью — необходимое условие для успешной работы будущего учителя.
Пятый критерий личности лицеиста — лицеист должен быть патриотом своей Родины. В лицее культивируются краеведение различных направлений: литературное, географическое, историческое, биологическое. Примером может служить работа, организуемая по материалам музея лицея, имеющего звание «Народный». Музей посвящен трудовому и ратному подвигу тракторозаводцев и повествует о событиях, происходящих на том участке Волгоградской земли, где теперь располагается наш район и лицей. Сам музей, занимающий в школьном здании лицея площадь 1200 кв. метров, насыщенный ценными историческими документами, профессионально оформленный и, наконец, включающий диораму Сталинградских боев на месте современного лицея, воспитывает чувство преклонения перед старшим поколением, перед родной землей, перед историей своей малой родины как части национальной истории и культуры.
Об эффективности этого процесса можно судить по тем материалам, которые начинают собирать лицеисты о своих земляках- односельчанах, о памятных событиях в истории своих деревень и поселков, о своих собственных дедах и прадедах. Подобный поисковый материал лицеисты оформляют в докладах, рефератах, с которыми выступают на конференциях. Они обычно являются итогом большой поисковой работы, которую проводят лицеисты по собственному желанию. Их выступления показывают, что ими усвоен образец бережного отношения к памяти о том, что пережили и какие испытания перенесли их давние и нынешние земляки. Для будущего педагога такая деятельность способствует его осознанию своей обязанности сохранять и передавать последующим поколениям историческое наследие нашего народа.
Большое значение в деле патриотического и нравственного воспитания лицеистов имеют экскурсионно-поисковые, познавательные экспедиции по местам судьбоносных сражений, воинской, трудовой и культурно-просветительной славы русского народа.
В результате экспедиций лицеисты прошли по есенинским и пушкинским местам, были на Бородинском, Прохоровском, Куликовом поле, посетили остров Кижи и Соловецкие острова, дошли до Полярного круга, побывали в городе Заозерске Мурманской области у моряков противоавианосной дивизии атомных подводных лодок Северного флота.
Экспедиция — это еще и своего рода апробация полученных лицеистами знаний, умений и навыков в области организации внеклассной деятельности, педагогического общения и взаимодействия, предусмотренных программой курса «Практическая педагогика». В течение месяца команда лицеистов демонстрирует в нестандартных условиях и в специально созданных ситуациях умение применять полученные в лицее знания и постепенно приобретает практический, жизненный опыт, необходимый в дальнейшей педагогической деятельности.
Таким образом, в лицее формируется личность будущего учителя- мужчины — достойного гражданина Родины, обеспечивается социальное развитие, воспитанность, обеспечивающие интегрированность с обществом.
Более чем 20-летний опыт работы Волгоградского мужского педагогического лицея показывает, что формирование личности будущих учителей-мужчин проходит успешно, о чем говорят показатели поступления в педагогический университет. Более 90% юношей становятся учителями и возвращаются в сельскую школу.
Фёдор Фёдорович Слипченко, заслуженный учитель школы РСФСР, народный учитель СССР, кандидат педагогических наук, генеральный директор ГОУ «Волгоградский лицей».
ГОУ «Волгоградский лицей» (областная экспериментальная мужская средняя школа-интернат педагогического профиля);