Гендерный подход к реализации модели кадетского образования
В нашей школе создана система кадетского образования, которая включает в себя отдельные классные коллективы для мальчиков и для девочек. Данная система, в целом одинаковая в учебном плане, варьируется за счет системы дополнительного образования и воспитания кадет, что позволяет достигнуть практических результатов в поло-личностном образовании и воспитании характерных для полов ролей. Общей задачей в обоих типах классов является воспитание патриотов России. Результаты деятельности публиковались в сборниках научно-методических конференций городского и районного уровней (2007, 2008 гг.).
Потребность в определении модели кадетского образования возникла в нашей школе в момент создания первых кадетских классов. Тогда в стране уже функционировали и кадетские школы, и кадетские школы-интернаты, и женские Мариинские гимназии. Однако каждый регион подходил к созданию подобных учебных учреждений по- своему. Наша школа во многом взяла на вооружение опыт Красноярской женской Мариинской гимназии и Красноярского кадетского корпуса им. А. Лебедя. При разработке собственного варианта кадетского образования мы исходили из положения, что такая модель должна удовлетворять следующим требованиям:
• Сочетать исторический опыт традиционного Кадетского корпуса и современную практику кадетского образования.
• Воспроизводиться на практике (содержать кадетский компонент).
• Способствовать воспитанию патриотов России, готовых служить ей на государственном и военном поприще.
В рамках работы над моделью были определены следующие этапы ее создания:
1) Осмысление исторических сведений и представлений о том, каким должно быть кадетское образование и каковы формы его реализации.
2) Анализ существующих в историческом прошлом и в современной практике моделей кадетского образования.
3) Разработка структуры модели и содержательное наполнение её элементами, отражающими особенности кадетского образования.
4) Выделение инвариантной составляющей (кадетского компонента) и дополнительной составляющей (корпусного компонента) кадетского образования.
5) Разработка структуры модели и содержательное наполнение её элементов, отражающих особенности кадетского образования.
6) Реализация гендерного подхода в создании модели кадетского образования.
В конструкцию модели кадетского образования заложены три базовых педагогических процесса:
1. учебный процесс,
2. воспитательный процесс,
3. процесс жизнедеятельности.
Процесс развития в модели кадетского образования рассматривается как сопровождающий все базовые процессы.
Таким образом, модель кадетского образования представляется как совокупность следующих элементов:
• идеи, предназначение, цели и задачи кадетского образования;
• условия реализации кадетского образования;
• содержание кадетского образования;
• организация кадетского образования;
• технологическое обеспечение кадетского образования.
Идеи, цели и задачи кадетского образования таковы:
• Идея раздельно- параллельного образования: раздельного образования для мальчиков и девочек при наличии общего воспитательного пространства и организации совместной воспитывающей деятельности.
• Идея приоритетности воспитания в интегративном процессе образования.
• Идея возрождения ценности и традиций воспитания патриотов России.
Определение целей кадетского образования осуществлялось на основе изучения целеполагания в Кадетском корпусе дореволюционной России, а также на основании современных нормативных актов (Концепция модернизации Российского образования, Закон об образовании, Программа патриотического воспитания граждан РФ на период до 2010 г., Положения о кадетской школе).
Цель кадетского образования — воспитание патриота, государственно мыслящего, готового брать на себя ответственность за судьбу страны, а именно:
• инициативного, самодостаточного гражданина с ярко выраженными лидерскими качествами;
• человека, готового к профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще;
• личности, обладающей навыками «безопасного» поведения — личности безопасного типа, соблюдающей следующие принципы:
• предвидеть опасность,
• по возможности избегать ее,
• при необходимости действовать.
Задачи кадетского образования таковы:
• Интегрировать в образовательной модели общеобразовательный и кадетский аспекты.
• Определить кадетский компонент как инвариант кадетского образования и корпусной компонент, отражающий своеобразие Кадетского корпуса.
• Обеспечить широкий спектр дополнительных образовательных услуг для удовлетворения интересов и потребностей кадетов и воспитанниц.
• Обеспечить комплексное (педагогическое, психологическое, социальное, медицинское) сопровождение в процессе образования и социализации.
В качестве основных условий реализации идей, целей, направлений развития кадетского образования рассматриваются следующие:
• учёт в педагогической деятельности особенностей взросления мальчика — подростка — юноши, девочки — подростка — девушки;
• необходимая материально- техническая база;
• нормативно- правовое обеспечение;
• насыщенная среда;
• профессионализация педагогических кадров.
В чем состоит гендерный подход при реализации модели кадетского образования в МОУ СОШ № 45 г. Челябинска?
Реализация идеи раздельного образования опирается на гендерный (полоролевой) подход — традиционную систему взглядов на предназначение мужчины и женщины в обществе, воспитание мальчика и девочки в соответствии с теми нормами, требованиями, стандартами, которые предъявляет к человеку общество культурно-исторически. В рамках полоролевого подхода мальчика воспитывают мужественным, как защитника. Девочка воспитывается женственной, как будущая жена, мать, хозяйка. Таким образом, дети готовятся выполнять в обществе традиционные социальные, профессиональные, семейные роли.
Известно, что в школьном возрасте при совместном обучении девочки доминируют и физически, и интеллектуально, и социально. А мальчики находятся в состоянии постоянного стресса, потому что школа требует от них подражания успешным девочкам в поведении и учёбе. В результате за школьные годы многие мальчики теряют истинно мужские качества — целеустремленность, уверенность в своих силах, умение отстаивать своё мнение.
В 11-летнем кадетском образовании следует обозначить три возрастных периода и их характерные особенности.
Возрастной период |
Модели поведения |
Младший кадетский возраст — с 6,5 лет до 11 лет. |
Адаптация к предъявляемым в готовом виде педагогическим требованиям, правилам, нормам кадетской жизни, выработка привычек по следованию этим нормам и правилам, вхождение в кадетский уклад жизни и систему отношений. |
Возраст кадетского отрочества — 11-15 лет. |
Осмысление кадетского образа жизни, системы требований, правил и норм; понимание значимости для коллектива и для себя лично ценностных ориентаций, заложенных в этой системе. |
Старший кадетский возраст — 15-17 лет. |
Самореализация и самоопределение в различных направлениях и видах деятельности, определение профессиональных и жизненных перспектив, опыт решения личных проблем и опыт ответственности за эти решения. |
С учетом данных особенностей в системе кадетского образования развиваются дополнительные образовательные услуги, их перечень различен для девочек и для мальчиков.
Система дополнительного образования для девочек-воспитанниц
Технологическое обеспечение кадетского образования
Одно и то же содержание может быть либо отторгнуто учеником, либо успешно освоено в зависимости от способов работы с ним педагога. Важнейшую роль в этом играет выбор педагогической технологии.
Прежде всего, следует выделить характеристики, которым должны соответствовать используемые в системе кадетского образования технологии:
• адекватность целям, задачам, условиям кадетского образования;
• адекватность возрастным периодам и особенностям взросления;
• включение универсальных способов деятельности (творчества, исследования, проектирования, управления).
Нами применяются следующие технологии учебного процесса: дидактические игры, рефлексивная технология, проектное обучение, ИКТ, исследовательская деятельность, разноуровневое обучение.
Технологии воспитательного процесса таковы: воинская педагогика, коллективная творческая деятельность, рефлексивное воспитание, технология деятельности молодёжной организации.
Технологии процесса жизнедеятельности следующие: технология комплексной военизированной игры, технология формирования личности безопасного типа, технология комплексного (педагогического, психологического, социального) сопровождения кадетов и воспитанниц.
Воспитание гражданина-патриота — стратегическая цель кадетского образования. Таковой она была, есть и будет. В кадетском образовании есть все необходимые условия и механизмы для формирования патриотического сознания.
Как заметил шеф-попечитель кадетских корпусов России С. М. Миронов, «спасти детские жизни и вырастить настоящих патриотов поможет только кадетское образование и воспитание!».
Елена Юрьевна Жукова, директор школы, Лауреат премии Губернатора Челябинской области
МОУ средняя общеобразовательная школа №45 г. Челябинска