Опыт и перспективы поло-личностного подхода в профессиональном самоопределении школьников
В современной России, когда экономика перешла на новый уровень развития, наблюдается кадровый голод рабочих специальностей и переизбыток специалистов, так называемых престижных профессий. Такой перекос на рынке труда тормозит развитие страны — экономика работает не на полную мощность, растёт безработица, страдает социальная сфера, что является серьёзной проблемой всего общества, а не только выпускника школы и его родителей. На протяжении последних 10-15 лет в России формируется общество потребления, где деньги рассматриваются не как средство достижения результатов, совершенствования окружающей среды, самого человека, а как цель жизнедеятельности. С экранов телевизоров и страниц газет преподносится образ рабочего как человека неуважаемого, незначимого, труд которого мало оплачивается. В связи с этим назрела необходимость активного вмешательства государства в решение проблемы профессионального самоопределения школьника, так как иначе вопросы кадрового потенциала общества и социального прогресса решить невозможно.
Необходимо отметить, что восприятие и мышление юношей и девушек в старшем школьном возрасте существенно отличаются друг от друга. Если девушки воспринимают действительность через окружающие предметы и их перспективное планирование весьма скудно, то юноши наоборот, ставят перед собой долгосрочные жизненные цели и чётко представляют себе пути их достижения. Теоретические концепции возрастной психологии находят свое подтверждение в практической деятельности.
Так, в возрасте 12-13 лет влияние поло-личностных характеристик ребёнка на профессиональное самоопределение ещё не ярко выражено, поэтому и мальчики, и девочки с большим интересом знакомятся с производственными процессами предприятий различной направленности: швейной фабрики, метеостанции, телерадиокомпании. Причём, на швейном предприятии и мальчики, и девочки активно участвуют в профессиональных пробах — пришивают пуговицы на машине. Мальчишек совершенно не смущает, что профессия швеи считается женской. У учащихся 14-15 лет наметилось влияние поло-личностных качеств на процесс профессионального самоопределения. В областной типографии юноши проявили интерес к печатным механизмам, на кожевенном производстве — к технологии обработки кожи, в парашютном клубе — приняли участие в профессиональных пробах, так как профессия военнослужащего-десантника — безусловно, дело мужское. Девушек представленные профессии не заинтересовали, несмотря на то, что Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище им. генерала армии Маргелова провело набор 20 девушек для прохождения курса обучения, а на кожевенном производстве тяжёлый труд высоко оплачивают и есть перспектива карьерного роста.
У учащихся 16-17 лет, когда уже необходимо практическое принятие решения, усилилось влияние поло-личностных качеств и появилась осознанность предпочтений: юноши проявили интерес к мужским и смешанным профессиям на высокотехнологичном кровельном производстве и телерадиокомпании, а девушки в свою очередь уделили большее внимание женским профессиям.
Получить вышеизложенные результаты удалось за счёт создания в МОУ «Средняя общеобразовательная школа» № 33 г. Рязани Центра педагогической поддержки учащихся в профессиональном самоопределении, главной целью деятельности которого является системная плановая подготовка школьника к самостоятельному построению реальных профессиональных планов, а не выдача готовых рекомендаций о том, какую профессию выбрать. Центр педагогической поддержки учащихся стремится решить проблему поло-личностного выбора профессии таким образом, чтобы юноши на выходе из школы выбирали мужскую профессию, а девушки — женскую, потому что только так, и никак иначе можно обеспечить страну полноценными социально активными и профессионально компетентными гражданами.
Любовь Ивановна Астахова, социальный педагог
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33» г. Рязани.