Какими же будут дети наших детей?
Да, действительно, какими будут дети у наших детей и будут ли они вообще?
Давайте взглянем на современного подростка как на потенциального родителя. Пока что ему 15 лет. Он в майке без рукавов, которая всегда считалась атрибутом нижнего мужского белья. Голые плечи обезображены татуировкой. На одном плече — дракон, на другом — какие-то иероглифы. В ухе масса серёжек — по всему периметру ушной раковины. Осветлённые перекисью волосы торчат дыбом. Вид довольно кошмарный. Но ещё уродливее выглядит девица-подросток. Синими губами она напоминает покойника, чёрными ногтями на руках и ногах — того, кто не к ночи будет помянут, а выбритые на голове дорожки похожи на проплешины.
Такое обезображивание своей внешности называется «порчей образа».
Все представления о красоте вывернуты наизнанку. Во все времена у молодых людей ценились пышные густые (а главное, чистые) волосы. Теперь, оказывается, их нужно специально засаливать и вдобавок превращать в паклю.
Неопрятность сейчас поднята на щит. Юбки с перекошенным подолом или даже в виде лохмотьев, прорехи на джинсах, специально порванные пятки на чулках, рубашки, торчащие из-под свитеров или нарочно застёгнутые не на ту пуговицу, обвислые футболки.
Возможно ли одновременно мазать губы синей мертвецкой помадой и при этом оставаться доверчиво-радостным ребёнком? Вряд ли такое удастся!
Прошли те времена, когда, увидев пьющую из бутылки пиво беременную женщину в короткой летней маечке, с огромным голым животом и с кольцом в пупке, каждый нормальный человек думал, что 448
стал свидетелем какого-то неведомого прежде сложного душевного расстройства. Для современной молодёжи это считается чуть ли не нормой.
Сколько веков люди помнили, что женщина, которая ждёт ребёнка, должна вызывать чувство благоговения, ибо прообраз её — Богоматерь! Говорили: «Будущая мать всегда прекрасна». Ее с Мадонной сравнивали… И вдруг разом всё будто позабыли… Позабыли и о том, каким должен быть настоящий мужчина. Лично мне противно смотреть на женоподобных существ с длинными волосами, увешенными цепями, браслетами и кольцами.
Порой, глядя на молодую пару, мы не сразу можем определить, где молодой человек, а где его избранница. И сегодня, выяснив наконец это, вдруг обнаруживаем, что у девушки мужские не только внешность и повадки, но и качества характера далеко не женские. Да и молодой человек ведёт себя зачастую не как мужчина, нередко возлагая весь груз проблем на женщину, которая «очень сильная и со всем справится». Подобный стереотип не является результатом исключительно влияния чуждой и ложной культуры. Он складывается в отечественной школе как ее продукт. Начинается это, когда такие разные по генетической предрасположенности и по развитию мальчики и девочки впервые садятся за парты.
Во все времена при воспитании детей родители исходили из разной природы мальчиков и девочек. Стратегия воспитания детей была связана с полом ребёнка. У мальчиков родители стремились рано сформировать комплекс мужских характеристик и мужского характера. У девочек воспитывались иные качества: нежность, женственность, целомудрие, готовность стать невестой, матерью и т. д. И всё это соответствовало природным (генетическим) задаткам тех и других.
Учитывая разные интересы, мотивы, фантазии, пристрастия, игры, воображение детей, мальчиков и девочек учили и воспитывали отдельно друг от друга. Почему же отношение к их воспитанию столь кардинально изменилось? Трудно избавиться от ощущения, что вокруг проблемы воспитания мальчиков и девочек сегодня ведётся неосознаваемая большинством людей, но постоянно проявляющаяся незримая битва. Проиллюстрирую свои ощущения на примере из своего личного опыта.
В канун празднования Дня защитника Отечества в школе проводились спортивные состязания, в которых мальчики 10 класса не желали участвовать ни под каким предлогом. Чтобы спасти команду, на их место встали девочки. Никого уже не удивляет такая «несмелость» будущих мужчин, их нежелание проявить волю. Как правило, мальчики проявляются в ином: в танцах, клоунаде или в качественном умении изображать девочек.
При смешении детей по календарному возрасту (в разновозрастные группы) для генетически менее зрелых мальчиков девочки становятся духовно-эмоциональным примером поведения и образцом для подражания. Качества этого «образца» — прилежность, послушание, стремление услужить, понравиться — стали эталонными для поведения мальчиков. Причем, эти качества как эталонные стали активно поощряться учителями-женщинами. Постепенно из школьной жизни и чувств мальчиков исчезли ценности мужского характера. Мальчики оказались погружёнными в сугубо женскую духовную среду с её смыслами, ценностями, идеалами.
А кто сейчас является кумиром для девочки? Недавно мне довелось услышать такое высказывание десятиклассницы обо всем известной молодёжной телевизионной программе: «Она интересная! Там у одной девчонки по нескольку парней, делают что хотят! Хотела бы я так пожить!». И это будущая жена и мать? Не потому ли в России сегодня рекордное число детей становится «сиротами» при живых родителях?
«Я никому ничего не должен» — нередко можно услышать самодовольное высказывание из уст молодых ребят. Никогда не соглашусь с подобным утверждением! Должен — родителям, Отечеству. Своей девчонке. Своим друзьям. Своим предкам. Никто из нас не свободен от этих долгов!
«Вы не имеете право!» — такова сегодня любимая фраза молодых людей. А ценят ли они права, которые им подарены? На мой взгляд, первая заповедь наших детей, должна быть такой: каждое право нужно заслужить. Его нельзя получить, выпросить, украсть, купить — в этом случае оно перестает быть правом.
Я глубоко убеждена в том, что чувство долга и ответственности мы должны внушать новому поколению, следуя канонам нравственного воспитания. Но куда полезней было бы мальчикам услышать слова о чести и долге не от женщины, а от учителя-мужчины, который бы явился для них примером. Чтобы мальчики желали подражать ему, а не модным одноклассницам.
К сожалению, в наше время очень мало мужчин стоит на страже воспитания будущего поколения. Я ни в коем случае не против учителей-женщин, но, подумайте: мальчик, воспитываемый часто одной мамой, а в школе — только учителями-женщинами в окружении генетически более развитых девочек, сможет ли стать настоящим защитником с мужским характером?
За все годы, проработанные в школе, я поняла абсолютно ясно, что положение не изменится до тех пор, пока мы не научимся видеть в обучающихся у нас детях мальчиков и девочек.
На мой взгляд, первое, что необходимо сделать: вернуть форму. Я категорическая противница любой бесформенности вообще, а в школе — особенно. У формы есть важная функция: она дисциплинирует.
Со своими учениками мы разработали проект современной школьной формы и частично внедрили ее в своем классе. С этим проектом мы вышли на школьный управляющий совет, который рассмотрел и одобрил наше предложение.
Из маленьких мальчиков и девочек современная школа должна воспитывать и настоящего русского богатыря, и английского джентльмена, леди и русскую барышню. Путь к такому идеальному воспитанию лежит через организацию ролевых ситуаций, через которые необходимо вносить корректировку в поведение ребят. Только тогда они будут достойными продолжателями многовековой героической истории России.
Сегодня в нашей стране начался поиск выхода из той катастрофической ситуации, которая вызвана произошедшим стиранием границ между мужским и женским началами. Я верю, что наш великий народ не исчезнет из-за новомодных западных пристрастий, переболеет пагубную вседозволенность и безнравственность. Ведь не может так легко разрушиться многовековая прославленная честь русских мужчин, чистота и благородство русских женщин. Вслед за русским поэтом Н. Гумилёвым хочу повторить:
«И мечтаю я, чтоб сказали о России, стране равнин: Вот страна прекраснейших женщин и отважнейших мужчин!»
Екатерина Леонидовна Бакулина, учитель английского языка
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6, г. Вольска Саратовской области».