Использование здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного в сельской малокомплектной школе
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В.Ф. БАЗАРНОГО КАК РАЗВИВАЮЩИХ ЗДОРОВЬЕ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
Основная цель начального образования – развитие ребёнка при сохранении его здоровья, т.е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности.
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность ребёнка, она совершенно необходима для нормального роста и развития. С другой стороны, для него невидимая работа, связанная с вынужденным сохранением положения тела, оказывается значительной нагрузкой. Школа снизила двигательную активность пришедшего в 1 класс маленького школьника почти наполовину; зато нагрузку, связанную с сохранением рабочей позы, школа резко увеличила. Именно в связи с этой нагрузкой, а не только из – за сложности умственного труда самого по себе устают дети, занимаясь в школе или выполняя уроки дома. «Школа не должна быть похитителем здоровья детей!»
Мне, как педагогу с двадцатичетырёхлетним стажем непрерывной педагогической деятельности в начальной школе, принявшему всей душой, сердцем и разумом методику основоположника природосообразной педагогики России Владимира Филипповича Базарного, очень близки и дороги слова Депутата Государственной Думы РФ А.В. Терентьева: «…Сейчас учащиеся начальной школы 50- 70%, а старшеклассники 70-85% процентов времени бодрствования проводят в сидячем обездвиженном положении! Дать ребёнку свободу движения, поставить ребёнка на ноги – первый и принципиально важный шаг в его оздоровлении. Те учителя, которые это делают, в прямом смысле поднимают нашу страну».
Приняв во внимание анатомо-физиологические и психологические особенности детей, а также гигиенические требования, мы, работающие по программе доктора В.Ф. Базарного, в значительной степени облегчаем ребёнку процесс обучения, помогаем ему успешно учиться без всякого ущерба для здоровья – более того, мы знаем и помним, что сохранение и укрепление здоровья ребёнка, его нормальный рост и развитие остаются залогом успехов в учении.
Выполняя учебные задания, ребёнок утомляется. Биологическое значение утомления двояко: охраняя и защищая организм от чрезмерного истощения физиологических систем растущего организма, оно, в то же время, оказывается стимулятором последующего роста работоспособности. Невозможно добиться того, чтобы у ребёнка вообще не возникало утомление. Усилия педагогов, следующих методике В.Ф. Базарного направлены на то, чтобы утомление не наступало слишком быстро, чтобы оно не было чересчур глубоким, чтобы более эффективным был отдых.
Если отдых недостаточен, то утомление, постепенно накапливаясь, приводит к переутомлению. Это состояние может проявляться в расстройстве сна, в потере аппетита, в головных болях, в снижении остроты зрения, в безразличии к окружающему, в резком снижении внимания, памяти, работоспособности, в падении сопротивляемости болезням.
Программа В.Ф. Базарного «Массовая первичная профилактика школьных форм патологий или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательного процесса в детских садах и школах», имея санитарноэпидемиологическое заключение, построенная в соответствии с принципами 1) перестройки образования по законам развития ребёнка и 2) воспитания на основе национальных культурных традиций нашего народа, создаёт условия, обеспечивающие охрану и укрепление здоровья обучающихся и с каждым годом приобретает всё большую популярность и одобрение не только учителей, но и самих учащихся и их родителей.
Программа комплексна, но даже коллеги, использующие лишь элементы здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного, отмечают положительное влияние развития у детей двигательных навыков, которые лежат в основе их умственной активности. Известный французский врач Тиссо писал: «Движение, как таковое, может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения».
Не так давно начатую работу в соответствии с методикой В.Ф. Базарного, но уже давшую ожидаемые положительные результаты, всячески поддерживают и поощряют директор нашей школы и комитет по образованию при администрации Алейского района, который в 2011-2012 учебном году предоставил нашей школе новую мебель для начальных классов: школьные парты, обеспеченные регулятором наклона поверхности рабочей плоскости, доски, конторки и стол для учителя. Методический кабинет провёл семинар с участием наших педагогов, посвящённый здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного. Работа в данном направлении будет продолжена и дальше.
Испалатова И.В., учитель начальных классов МКОУ «Малиновская СОШ» Алейского района