Эффективность использования элементов здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного в учебном процессе
I. Эффективность использования элементов здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
По результатам диагностирования (2010 г.) выпускников начальной школы выявлено ухудшение здоровья учащихся. Эта проблема с подвигла нас на поиск технологий, сохраняющих и улучшающих здоровье школьников.
Второй год мы работаем, применяя здоровьесберегающие технологии профессора В.Ф. Базарного.
Благодаря данным технологиям достигается:
1. Результат сохранения и улучшения здоровья учащихся.
По данным школьного врача после проведения медицинского обследования (2013 г.) имеются следующие результаты : из 41 человека (обследование проходили 2 классы) нарушение осанки у 2 человек (2011г. – 2 человека), нарушение зрения у 5 (2011г. – 5 человек).
В период с 2011 по 2013 год не отмечены заболевания опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистых заболеваний, повышается иммунная система: количество дней пропущенных по болезни на человека в год – составляет в среднем 2 дня, улучшаются ростовые процессы: отмечен рост детей в среднем на 3 -4 см.
Предмет |
Итоги I полугодия 2011/2012 уч. года |
Итоги II полугодия 2011/2012 уч. года |
Итоги I полугодия 2012/2013уч. года |
Русский язык |
90,0% |
99,8% |
100% |
Математика |
99,5% |
100% |
100% |
3. Психологический комфорт в образовательном учреждении.
По данным школьного психолога у 97% учащихся отмечено состояние адекватного мироощущения (психологическое, социальное и физическое благополучие), что свидетельствует об оптимальном функционировании организма. В процессе обследования не выявлены дети, находящиеся в состоянии стресса, астении, дезадаптации.
Скоростно – СИЛОВЫЕ Прыжки в длину |
|||||||
мальчики |
девочки |
||||||
|
Низ. |
Сред. |
Выс. |
Низ. |
Сред. |
Выс. |
|
1 кл |
6 |
16 |
4 |
3 |
11 |
0 |
|
2 кл |
1 |
11 |
9 |
2 |
6 |
3 |
|
Скоростные Бег 20 метров |
|||||||
1 кл |
7 |
16 |
3 |
5 |
7 |
2 |
|
2 кл |
4 |
7 |
10 |
2 |
4 |
6 |
|
Координационные Челночный бег 4×9 |
|||||||
1 кл |
6 |
20 |
|
5 |
8 |
1 |
|
2 кл |
3 |
10 |
8 |
|
5 |
5 |
5. Повышается рейтинг и конкурентоспособность образовательного учреждения.
На данный момент в 1 класс поступило 63 заявления, в 2011 году – всего 30.
II. Основные методы и приёмы, применяемые в нашем образовательном учреждении
• Режим динамической смены поз.
• Построение занятий в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного визуального поиска и выполнения активизирующих детей заданий.
• Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).
• Упражнения на мышечно-телесную координацию.
2.1. Режим динамической смены поз.
Для реализации режима динамической смены поз используются:
1. парты и конторки с наклонной поверхностью;
2. ковёр, расположенный на полу в игровом уголке класса;
3. индивидуальные массажные коврики.
Парты, конторки с регулируемой поверхностью, ковёр.
Приобретены специальные парты и конторки с наклонной поверхностью, которые оптимально учитывают физиологические требования к занятиям в школе. Дети обучаются не только сидя, но и стоя, с возможностью, когда они устают, присесть или прилечь (на ковер), меняя положение тела 3-4 раза, т.е. через 10-15 минут. Наличие данного оборудования позволяет ребенку самостоятельно регулировать свою активность и исключает принудительное
физическое расслабление во время уроков. В итоге, дети имеют максимальную двигательную активность, что приводит к непрерывному росту ребёнка.
Массажные коврики
У каждого ребёнка есть свой массажный коврик из естественных тканей (соломы, хлопка, шерсти и т.п.) с пришитыми в несколько рядов пуговицами или сплетенный из деревянных шариков («бусинок»). Массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов, является прекрасным средством от плоскостопия. На ковриках дети выполняют упражнения перекатывания с пяточки на носочек, ходьбу на месте. При массаже улучшается общее состояние, стимулируются активные точки и зоны, повышается иммунная система, мобилизуются внутренние силы организма.
2.2. Построение занятий в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного визуального поиска и выполнения активизирующих детей заданий.
Отличительной особенностью методики является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора.
Для этого мы используем передвижную магнитную доску. Дидактический материал показывается сначала с близкого расстояния, а затем постепенно учитель отходит от учеников, тренируя тем самым мышцы глаза.
Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке класса. Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот.
Это позволяет предотвращать остеохондроз, связанный с неподвижностью шейного отдела позвоночника, а также стимулировать кровоснабжение мозга. .
2.3. Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно – двигательных траекторий (офтальмотренажеры).
С помощью интерактивной доски детям предлагается диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям:
• наружный овал — красный, внутренний – зеленый,
• крест коричнево-золотистый,
• восьмерка – ярко-голубым цветом.
Стоя на массажных ковриках с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками.
Затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, на стене, но с большим размахом и с большей амплитудой движения (учитель при этом пользуется лазерной указкой).
Данный тренаж выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. он снимает физическую и психоэмоциональную напряженность учащихся, расслабляет, служит профилактикой близорукости, нарушений осанки, тренирует вестибулярный аппарат.
2.4. Упражнения на мышечно-телесную, зрительную координацию.
• В четырех верхних углах кабинета размещаются образно-сюжетные изображения – это сцены из сказок, сюжеты пейзажей природы, изображения животных, а также геометрический материал, под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр.
• Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа.
• Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты.
• Учащиеся с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск.
Влияние таких упражнений:
• данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительномоторной реакции, поисковой активности;
• скорость ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни;
• учащиеся становятся более внимательными.
2.5. Из здоровьеукрепляющих приемов мы используем массаж ушных раковин, массаж рук. Для сохранения правильной осанки мы стали использовать солевые мешочки. У учащихся с помощью внеклассной работы формируется ценность здорового образа жизни, правильного питания.
2.6. Положительно на здоровье учащихся оказывает учебно-воспитательный предмет детское хоровое пение. Поэтому учащиеся посещают детскую школу искусств, где с ними проводятся занятия не только по хоровому пению, но и занятия по театральному искусству.
2.7. Важная часть методики – развитие тонкой моторики и ручного творчества. Уже давно доказано, что психические функции развиваются через анализ предметов в исследовательских манипуляциях с предметами – лепку, конструирование, рисование. Так, что только письма в школе не достаточно для овладения тонкой моторикой. Поэтому и введены занятия внеурочной деятельности: «Робототехника» (где занимаются только мальчики) и «Ручное творчество» (для девочек). Преподаватели дополнительного обучения знают, что уровень развития и саморегуляции ребенка значительно возрастает при целенаправленном творческом ручном труде – ребенок сам создает трудное в исполнении ручное изделие (модель из конструктора, панно из бисера и т.д.).
Вывод: Использование здоровьесберегающих технологий Базарного позволяет оптимально организовать учебный процесс, работать на сохранение и
укрепление здоровья учащихся. Опыт показал, что детям данная методика нравится. При этом укрепляется весь опорно-двигательный аппарат, нет искривления позвоночника и болей в спине, повышаются психическая устойчивость, внимание, творческие способности, исчезает утомляемость. А главное улучшается умственная деятельность детей. Они растут стойкими, способными преодолевать жизненные испытания.
Литература:
1. Базарный В.Ф. «Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса». Москва 2009
2. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. -М., 2005. – 176с.
4. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения. -2005.- №10.
5. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. – № 11. С. 75.
6. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56-58.